Найти тему
С искусством по жизни

Странные факты о пяти известных картинах наших художников

Оглавление

В ТЕСТЕ, вышедшем в понедельник, вы должны были угадать автора картины по ее фрагменту:

А в комментариях посетовали на то, что не увидели полноразмерные версии полотен.

Я провела опрос, в котором вы проголосовали, чтобы я сделала это в статье, снабдив ее интересными фактами о картинах.

Что ж, вы просили - я сделала! Сегодня расскажу о первых пяти произведениях из теста, а в следующий статье - ещё о шести.

Убивающая картина

Портрет Марии Ивановны Лопухиной - Владимир Боровиковский, 1797

Холст, масло. 53,5x72. Государственная Третьяковская галерея
Холст, масло. 53,5x72. Государственная Третьяковская галерея

Самая известная картина мастера портретной живописи окружена флёром таинственности и жуткими легендами.

На полотне изображена Мария, дочь генерала Толстого. На тот момент ей не было ещё и восемнадцати. Портрет заказал муж девушки, егермейстер Лопухин, служивший при дворе Павла I.

Судьба оказалась жестока к семейной паре - Мария умерла в 21 год от чахотки, а вскоре скончался и ее супруг. Детей у них не было.

Чреда случайных совпадений породила страшную легенду о том, что любая женщина, взглянувшая на портрет Лопухиной, вскоре умрет. Многие верили, что в картине заключён беспокойный дух Марии.

Слухи ходили до тех пор, пока спустя несколько лет картину не приобрел Павел Третьяков. Полотно было выставлено в галерее, и вскоре люди перестали судачить о портрете как о порождении зла - среда загадочных смертей прервалась.

Срам нужно прикрыть!

Русская Венера - Борис Кустодиев, 1926

Холст, масло. 200 × 175 см. Нижегородский государственный художественный музей.
Холст, масло. 200 × 175 см. Нижегородский государственный художественный музей.

На момент создания Борис Михайлович был прикован к инвалидному креслу уже 15 лет. Художник задумал изобразить свою версию богини любви и красоты, но чтобы она была наша, русская.

Время было тяжёлым, и быстро найти холст большого размера не получилось. Тогда Кустодиев решил писать на обратной стороне семейного портрета, написанного в 1906 году.

К процессу создания были подключены все близкие: уход за художником осуществляла жена Юлия, холст грунтовал сын Кирилл, а дочери Кустодиева была уготована главная роль.

Дело в том, что на своих лучших произведениях художник изображал барышень дородных - вспомнить хотя бы его "Красавицу". Жена Бориса Михайловича была худой и на роль натурщицы не подходила. А вот дочь...

Его Ирина уродилась как по заказу — голубоглазая, русоволосая, румяная. В шутку он называл ее "Путя", "Путя Путяшкина". И говорил: "Так повезло еще, вероятно, лишь Тициану. Тициан много раз писал свою дочь Лавинию, ибо это был любимый тип его женщины — светлокожая, рыжеватая, пышная".
(Адель Алексеева - "Солнце в морозный день")

Также есть версия, что позировала Кустодиеву Елена Григорьевна Николаева, однако найти сходство между ней и "Русской Венерой" очень сложно.

Вероятнее всего, образ на картине был собирательным: тело от одной, лицо - от другой, образ - от третьей.

Интересно, что веник был нарисован в последнюю очередь, что породило следующий миф: якобы, Юлия Кустодиева настояла на том, что наготу Венеры нужно прикрыть.

На самом деле все было проще: веник нашли не сразу, и Ирина держала в руках линейку. Когда недостающий предмет все же раздобыли, художник тотчас перенес его на уже написанную картину.

Любил косить больше, чем рисовать

Сенокос - Аркадий Пластов, 1945

Холст, масло. 198 × 293 см. Государственная Третьяковская галерея
Холст, масло. 198 × 293 см. Государственная Третьяковская галерея

Самое известное полотно Аркадия Александровича Пластова появилось на свет намного позже, чем задумывалось: ещё в довоенные годы.

Сенокос был любимым занятием Пластова, которым он занимался до глубокой старости. Он отправлялся на луг задолго до рассвета, чтобы успеть скосить как можно больше травы.

Сенокосную работу я люблю до самозабвения, сам лет с семнадцати косец. Много лет назад я начал собирать этюды сенокоса к будущей картине. Первый мой эскиз на тему сенокоса я сделал лет двадцать пять — двадцать семь назад. В пожар 1931 года вместе с прочим добром погорели и этюды, и первые наброски многочисленных композиций. К 1935 году я успел набрать и материалов, и смелости, чтобы написать картину и выступить с ней публично. Моё неуклюжее детище, как вспоминаю, встретило самый радушный приём, и меня всячески хвалили. Но, как это всегда бывает, после общественного просмотра глаза мои как бы внезапно раскрылись на картину.

"Сенокос" Пластова - ода простой мирной жизни после войны: "...ну теперь радуйся, брат, каждому листочку, радуйся — смерть кончилась, началась жизнь" - из автобиографии художника.

Убил возлюбленную четыре раза

Последний день Помпеи - Карл Брюллов, 1833

Холст, масло. 456,5 × 651 см. Государственный Русский музей
Холст, масло. 456,5 × 651 см. Государственный Русский музей

Это огромное полотно Брюллов написал всего за 11 месяцев (но подготовительная работа заняла 6 лет).

Художник бросил себе смелый вызов. Дело в том, что итальянские художники в насмешку говорили о Брюллове следующее: "Маленький русский пишет маленькие картины".

Что ж, ответил так ответил!

Внимательный зритель заметит на картине четырех женщин, похожих друг на друга. Внешность досталась им от графини Юлии Самойловой - музы художника. Он написал несколько ее портретов, а также запечатлел в разных образах на своем грандиозном полотне.

Биографы Брюллова иронично называли Самойлову "личным Везувием Брюллова".

Также художник вписал в картину себя - его вы увидите на заднем плане с ящиком красок над головой.

"Клоны" Самойловой обведены
"Клоны" Самойловой обведены

Вот и получается, что Брюллов обрёк на гибель в Помпеях как себя, так и свою любимую музу. Причем четыре раза.

Стеснялся своего шедевра

Московский дворик - Василий Поленов, 1878

80.1 х 64.5  Холст, Масло. Государственная Третьяковская галерея
80.1 х 64.5 Холст, Масло. Государственная Третьяковская галерея

В 1877 году Поленов приехал в Москву - он уже пожил в Европе как стипендиат Академии художеств, но его тянет на родину.

На картине запечатлен вид из окна его съемной квартиры - художник так поразился его красотой, что написал его сразу же.

Но люди появились на полотне позже и несомненно оживили его.

То, что Поленов написал шедевр, он даже и не подозревал. И извинялся, отправляя картину на выставку передвижников.

Но "Московский дворик" купили прямо там. Павел Третьяков обладал исключительным чутьем на шедевры живописи.

Искусствовед Виталий Манин называл "Московский дворик" шедевром пейзажного искусства и писал, что "одной такой картины достаточно, чтобы войти в историю". Что ж, так и получилось.

__________________________________

Надеюсь, вам было интересно.

А вы узнали что-то новое из статьи?

Не забывайте, что лайки и комментарии помогают развитию канала! Спасибо🌷
-8