Найти тему
МаргоАрт

Художник должен рисовать по памяти!

Совсем недавно у меня вышла статья о том, приветствую ли я рисунки с фото. Я не уверена, что достаточно четко изложила свою позицию, так как вопрос этот неоднозначен, у такого рисования есть как свои плюсы, так и минусы.

В своих рассуждениях я упомянула, что фото может заменить художнику его память и это очень сильно облегчает работу и снимает некоторые сложные задачи упрощая процесс рисования. Но, художник должен уметь рисовать по памяти. Тому есть несколько причин и я постараюсь их раскрыть по подробнее.

Хочу предупредить сразу, некоторые тезисы в этой статье мне не принадлежат, автора этих умозаключений я, к сожалению, не нашла (Если найду, обязательно сделаю пометку авторства, а пока рядом с тезисами будет стоят "@"). Но с этими тезисами я более чем согласна и, кроме того мне есть что добавить или даже разъяснить по подробнее о чем идет речь.

Рисование по памяти это возможность запечатлеть то, что мы не можем нарисовать с натуры или сфотографировать @

Да, современному художнику живется намного легче, чем представителям художественного сообщества века 19. У нас в арсенале есть такое потрясающее изобретение как смартфон, который вмещает в себе множество замечательных функций, в том числе функции фотоаппарата, причем съемка очень высокого и порой HDR качества.

Но все еще существуют вещи, которые невозможно сфотографировать так, как видит их человеческих глаз. Например с фото луны большинство смартфонов и фотоаппаратов до сих пор не справляется.

На фото очень часто искажается цвет, глубина, происходит "слипание планов", да и в целом восприятие мира глазом человека, пропуском увиденного через спектр эмоций намного шире и глубже, чем моментально сделанное фото.

Совершенствование навыков рисования по памяти очень сильно помогает усилить навыки рисование по представлению @

Большинство зрителей восхищает не умение художника писать с натуры, а скорее умение рисовать "из головы" причем реалистично (возможно, в дальнейшем на эту тему будет отдельная статья). Именно умение рисовать то, что художник видит внутренним зрением считается высшим даром. И начинающие художники очень часто бросают и ставят на себе крест, потому что не могут нарисовать какой то объект без натуры. Но на самом деле все просто. Сначала навык нужно отработать на натуре, а уже потом пробовать рисовать его по памяти. В основе такого чуда, как "рисование по представлению" лежит рисование по памяти, а рисование по памяти основывается на тщательной проработке навыков рисования с натуры.

Развитие зрительной памяти помогает в рисовании динамической натуры @

Речь тут не только о людях в движении. Хотя и о них тоже, если человек не позирует вам специально, то очень сложно бывает поймать характер движения, его легкость, непринужденность, тут конечно поможет и быстрый набросок, но вот представьте, что видели вы человека в определенном движении всего один раз, идя по улице. И вот вы пишите пейзаж и понимаете, что не хватает стаффажа именно в этом движении. И тут только один выход: по памяти. Так же происходит в анималистическом жанре, просто потому что живое существо не будет сидеть и ждать, когда вы его нарисуете, натура убежит, улетит, уползет в конце концов и у вас в конечном итоге не останется выбора, кроме как рисовать по памяти. Так происходит и при написании морских пейзажей. Море не всегда статично и если речь идет о буре или шторме, то написать правдоподобно волны с натуры не выйдет, более того, тут даже не поможет быстрый набросок, так как движение волны неповторимо и мимолетно, вот она была, а вот ее и нет уже. Более того, ни для кого из художников не секрет, что великие маринисты редко писали море с натуры, а порой и не делали этого вовсе, занимаясь написанием морских пейзажей исключительно по памяти.

Рисование по памяти, выступает в качестве способа отбора главного в изображении @

Человеческая память работает выборочно. И в нашем деле это большой плюс. Дело в том, что картина это не фото и мы не преследуем цели слепого копирования. Для грамотного изображения нам необходимо лишить работу лишней детализации или попросту говоря обобщить детали.

Обобщаем мы обычно выделяя главное и отбрасывая мелочи. Рисование по памяти очень упрощает процесс обобщения, так как память человека сама делит увиденное на главное и второстепенное.