Найти тему
diletant.media

Как жена фаворита короля убила соперника клизмой

Семейные скандалы сотрясали английский трон ещё 400 лет назад, причём участвовавшие в них лица попадали в тюрьму, на виселицу и на гражданскую войну.

В 1603 году после смерти королевы Елизаветы на английский престол взошёл её дальний родственник 37-летний Яков I Стюарт. К тому времени он являлся королём Шотландии, которой правил с годовалого возраста. В Лондон Яков прибыл с многочисленной свитой. В её составе в столицу Англии приехал и 16-летний паж Роберт Карр.

Младший сын не очень богатого шотландского дворянина, Роберт сызмальства вертелся при дворах влиятельных вельмож. В 1601 году он познакомился в Эдинбурге с 20-летним юристом и поэтом Томасом Овербери. Этому выпускнику Оксфорда сразу приглянулась симпатичная мордашка юного пажа, и между молодыми людьми завязалась сердечная дружба. Овербери стал называть себя секретарём Карра, и после коронации Якова они вместе перебрались в Лондон.

Роберт Карр. (wikipedia.org)

Поворотным моментом в судьбе Карра стал рыцарский турнир, организованный в 1607 году. К тому времени обычаи средневекового рыцарства уже остались в далёком прошлом, и турниры являлись чем-то вроде спортивно-развлекательных мероприятий. Тем не менее Роберт умудрился свалиться с лошади и сломать ногу. К счастью, произошло это совсем рядом с королевской ложей, и Яков I обратил внимание на привлекательного пажа. Он принял живейшее участие в судьбе юноши, лично отдавал приказы лекарям, а когда Роберта перенесли в комнату рядом с королевскими покоями, монарх много времени проводил у постели больного. Чтобы выздоравливающий не скучал, король начал давать ему уроки латыни, которые порой затягивались до утра. Для придворных подобное поведение монарха не являлось из ряда вон выходящим: несмотря на то, что Яков был женат уже 18 лет, и жена родила ему семерых детей (четверо из которых, правда, умерли в младенчестве), он всегда питал слабость к красивым юношам.

После выздоровления дела Роберта Карра резко пошли в гору. Король осыпал своего нового фаворита дорогими подарками. Эта щедрость вышла боком жене знаменитого мореплавателя Уолтера Рэли. Сам впавший в немилость адмирал уже шесть лет томился в Тауэре, но его семья жила в имении, пожалованном ещё Елизаветой. В 1609 году Яков выгнал леди Рэли с маленькими детьми из дому и подарил его Карру. Лишённая средств к существованию адмиральша пыталась оспорить королевское распоряжение в суде, но тот поддержал монарха.

-2

Яков I. (wikipedia.org)

Щедрые подарки своему любимчику Яков чередовал с пожалованием ему пышных титулов и высоких должностей. Простой шотландский дворянин был посвящён в рыцари, в 1611 году стал виконтом Рочестерским, а ещё через два года — графом Сомерсетским. 25-летний Карр был назначен государственным секретарём Англии. Интересом к политике юноша не отличался, он больше заботился о собственной внешности, зато его друг Томас Овербери имел явную страсть к государственным делам. Он учил Роберта, что тому следовало говорить королю, а монарх во всём слушался своего фаворита. Получалось, что фактически всей страной руководил мало кому известный поэт. Этот любовный треугольник мог бы и дальше управлять Англией, но вдруг Карр влюбился. Причём, в женщину.

Ту, на ком остановился взгляд красивых глаз Роберта, звали Фрэнсис Говард. К 1612 году, когда состоялось их знакомство, Фрэнсис уже 8 лет была замужем, но в истории она осталась под девичьей фамилией. Семья Говардов относилась к высшим кругам английской аристократии, в которых при заключении браков не принято было обращать внимания на такие мелочи как чувства молодожёнов. Фрэнсис выдали замуж в 14 лет, не спрашивая её согласия. Её мужем стал 13-летний Роберт Деверё, граф Эссекский, устройством судьбы которого занимались король и королева. Неудивительно, что семейная жизнь молодой пары получилась так себе. Юный муж большую часть времени проводил в учебных заведениях на континенте, а его юная жена веселилась на придворных балах. На одном из них она и встретила Карра, на чувство которого быстро ответила взаимностью.

Счастью влюблённых мешало то, что Фрэнсис была замужней дамой. Нужен был развод, для которого в те времена требовались серьёзные причины. Леди Фрэнсис заявила, что, несмотря на годы семейной жизни, она до сих пор остаётся девицей, что её муж не способен к выполнению супружеского долга, а значит их брак не состоятелен. Лондонский свет замер в ожидании громкого скандала. Роберт Деверё не стал молча сносить позорные обвинения. Стороны обратились в суд, заседания которого сразу стали главным развлечением сезона. На одно из слушаний Деверё, чтобы доказать свою мужскую силу, привёл несколько приятелей, заявивших, что их друг вполне способен на отношения с женщинами. Вещественных доказательств они, правда, не предъявили. Тогда леди Фрэнсис потребовала судебной экспертизы. Её осмотрели десять почтенных матрон и две профессиональные акушерки, подтвердившие девственность объекта обследования. Вот только лицо этого объекта во время экспертизы было закрыто плотной вуалью. Злые языки утверждали, что на самом деле экспертки осматривали не леди Фрэнсис, а некую девицу Монсон.

Неожиданно в это дело вмешалась новая сторона. Томас Овербери не мог спокойно наблюдать, как его друг Карр потерял голову из-за какой-то леди. На отношения Карра с королём поэт смотрел по-деловому, видя в них источник собственной власти и богатств, а вот леди Фрэнсис пробудила в нём жгучую ревность. Овербери решил добиться, чтобы эта женщина оставила в покое его друга. Сперва он сочинил сатирическое стихотворение «Жена», в котором описал некую молодую особу, никак не соответствовавшую образу добродетельной невесты. Списки пасквиля широко разошлись по Лондону, причём все читатели сразу узнавали его героиню. Затем Овербери явился к самой леди Фрэнсис и стал шантажировать её, обещая рассказать всем, что она подсыпала мужу в еду снадобья, делавшие его импотентом. Та пожаловалась королеве, которая знала её с малых лет, и поэт попал в немилость при дворе. С Карром он поссорился, а леди Фрэнсис его люто возненавидела.

-3

Томас Овербери. (wikipedia.org)

В конце концов, в скандальную ситуацию вмешался король Яков. Он был человеком широких взглядов и не имел ничего против женитьбы своего фаворита. Препятствовавший этому браку Овербери получил приказ отправляться послом в Московию. Там как раз закончилось Смутное время, и английскому королю хотелось иметь в далёкой стране надёжный источник информации. Разбиравшийся в политике Овербери прекрасно подходил для этой цели, а его удаление из Англии могло погасить судебный скандал. Однако самому поэту вовсе не хотелось отправляться на край тогдашнего света в неизвестную холодную страну, и он ответил королю отказом. Демонстративное невыполнение прямого приказа монарха приравнивалось к государственной измене, и 22 апреля 1613 года Томас Овербери оказался в тюремной камере Тауэра. В этом мрачном замке спустя пять месяцев он и умер. Через 10 дней Яков своим указом объявил леди Фрэнсис свободной женщиной, а в декабре она и Карр сочетались законным браком.

Король как ребёнок радовался счастью своего любимчика и продолжал осыпать его новыми должностями. В 1614 году Роберт Карр стал лордом-камергером и хранителем малой печати. Будущее казалось королевскому фавориту и его жене безоблачным, хотя из-за такого взлёта у них появилось при дворе немало врагов, только и ждавших возможности подставить Карру подножку. Случай появился летом 1615 года, когда в Йоркшире умер помощник местного аптекаря. На смертном одре он сознался, что помогал своему хозяину готовить яды, которыми леди Фрэнсис отравила в тюрьме Томаса Овербери.

-4

Фрэнсис Говард. (wikipedia.org)

Началось следствие. Были арестованы аптекарь и начальник караула Тауэра. Они сознались, что участвовали в заговоре леди Фрэнсис. Аптекарь начинял мышьяком пироги, которые охранники передавали заключённому поэту. После такой нездоровой пищи Овербери стал жаловаться на проблемы с желудком. Тогда ему в тюрьму явилась служанка леди Фрэнсис и поставила бедняге целительную клизму, начинённую хлоридом ртути. Овербери скончался в страшных мучениях. Осенью 1615 года аптекарь, служанка и двое охранников были повешены за убийство.

Обвинения были предъявлены и супругам Карр, но держали их не в тюрьме, а под домашним арестом: леди Фрэнсис находилась на сносях. Вскоре после рождения дочери счастливых родителей перевели в Тауэр. Леди Фрэнсис быстро созналась в организации убийства Овербери, но Карр упорствовал, утверждая, что ничего не знал о готовившемся преступлении. Он надеялся, что король защитит его, но тщетно. Яков переживал, что его самого заподозрят в причастности к смерти поэта — ведь в тюрьму тот попал по королевскому приказу. Монарх даже писал Карру, уговаривая его полностью признать вину и объявить о непричастности короля к этому злодеянию. Карр не захотел участвовать в подобной сделке, и тогда король демонстративно отстранился от скандального дела. Ему было чем заняться: в 1615 году вниманием и чувствами Якова полностью завладел новый красавчик — Джордж Вильерс, прославившийся впоследствии под титулом герцога Бекингема.

В 1616 году супругов Карр приговорили к смерти: жену — за организацию убийства Томаса Овербери, мужа — за деятельное соучастие в преступлении, заключавшееся в сокрытии улик и попытках с помощью взяток укрыться от наказания. Яков всё-таки не совсем забыл своего недавнего фаворита, и по королевскому указу казнь была заменена на пожизненное заключение. В Тауэре супруги Карр провели шесть лет. В 1622 году король их помиловал, и они вышли на свободу. Удалившись в одно из поместий, они занимались воспитанием дочери и редко появлялись в Лондоне.

Яков I Стюарт, подточивший свой организм многообразными излишествами, умер в 1625 году. Леди Фрэнсис Карр пережила короля на семь лет, а её супруг скончался в 1645 году. Последним из участников этой скандальной истории в 1646-м умер Роберт Деверё — первый муж леди Фрэнсис. Вторая жена родила ему сына и дочь, развеяв тем самым сомнения в его мужской слабости. По понятным причинам сэр Роберт постоянно находился в оппозиции и к Якову I, и к его сыну Карлу I, и к их фаворитам. Когда в 1640-х в Англии началась гражданская война, Деверё стал главнокомандующим армии парламента. Три года он воевал с королевскими войсками. В конечном итоге это привело к казни Карла I и стало своеобразной местью королям из династии Стюартов.