Найти тему

Опасно притягательная антиутопия в фильме "Дивный новый мир" (1998)

Оглавление
Афиша фильма "Дивный новый мир", 1998
Афиша фильма "Дивный новый мир", 1998

Фильм-экранизация культового романа Олдоса Хаксли "О, дивный новый мир!"

Сразу скажу, что фильм даже сюжетом отличается от книги, не говоря уже о смысловой нагрузке, однако разговор мы будем вести не об антиутопии Хаксли, а об экранизации режиссёров - Лесли Либмана и Ларри Уильямса, увидевшей свет в 1998 году.

Какой смысл пытались вложить авторы в картину? К чему хотели побудить? Какие проблемы были подняты? И в какой мироустроительной картине происходит девайте обсудим.

Сюжет (ВНИМАНИЕ!!! Спойлеры!)

Действие разворачивается в мире недалёкого будущего. Общество преодолело преступность, войны, болезни, страдания. По крайней мере, с остатками этих явлений ведётся эффективная борьба. И люди счастливы.

Достигается эффективность старыми проверенными способами: предельное потребительство, как мотив, строгая классовость, как основа порядка и стабильности, наркотические средства, как лекарство от дурных эмоций, строгое проектирование и выращивание человека, как средство борьбы с экзистенциальным кризисом.

Бернард Маркс в исполнении Питера Галлахера ("Тайные связи", "Приговор" и др.)
Бернард Маркс в исполнении Питера Галлахера ("Тайные связи", "Приговор" и др.)

Бернард Маркс - представитель высшей касты "Альфа" - работает в Инкубатории по производству людей. Его специализация - гипнотерапия детей, подготавливающая новых человечков к отведённому для них месту в обществе согласно предназначению. Бернард немного отличается от остальных "Альф", что заставляет его чувствовать себя неполноценным или, по крайней мере, просто другим. Эту инаковость чувствует Ленина Краун, с которой Бернард ведёт неприличную в новом обществе моногамную связь.

Ленина Краун в исполнении Рии Килстедт ("C.S.I.Место преступления" и др.)
Ленина Краун в исполнении Рии Килстедт ("C.S.I.Место преступления" и др.)

Вылетая в очередные выходные вместе в зону-резервацию, где изолировали агрессивных, живородящих нецивилизованных людей, они терпят крушение и сталкиваются с этими неприятными грубыми наглыми людишками. Выручает их светлый парень - Джон (Тим Гини, "Звёздные врата: Ковчег Истины", "Железный человек"). Вскоре выясняется, что Джон является сыном цивилизованного "Альфы" с погранзаставы и аборигенки. Бернард решает привезти его и его мать в город и изучить влияние аборигена с его странными устаревшими представлениями о должном на цивилизованных граждан. В этом Бернард видит возможность выяснить истинные причины периодически вспыхивающего недовольства представителей низших каст и совершенствовать процедуру гипнопедии (обучение гипнозом во сне).

Джон сталкивается с цивилизованным миром - миром мечты, где не знают нужды и страданий. Он в центре внимания. Город говорит о нём. Все хотят с ним встретиться. Миллионы огней, множество красивых людей, блага цивилизации!...

Однако, очень скоро Джон, воспитанный на произведениях Шекспира, понимает, что от привитых древним гением ценностей в цивилизованных людях не осталось практически ничего. Разрушена мораль, разрушена индивидуальность, разрушена субъектность. Инфантильность стала не просто нормой. Стала идеалом. Джон разочаровывается и в Ленине, в которую влюбился практически сразу. Любовь оказывается недоступной для цивилизованных граждан. Они не понимают её основ. Она им глубоко чужда.

Смерть матери от передоза сомы (так называется местный наркотик,) и отношение к усопшей со стороны работников морга (параллельно воспитывающих будущих работников крематория игрой в праздник) окончательно ломает Джона. Он более не может находиться в этой стерильной для духа обстановке и сбегает из города. Вернуться в резервацию он не может - старый мир страшен, там он всегда был чужим. Остаться в мире мечты он не может тем более - дивный мир оказался ещё более страшной тюрьмой. Он уходит в отшельники, однако и там его находят журналисты, зеваки, любопытные граждане. То ли случайно, то ли намеренно, Джон сбрасывается со скалы в прямом эфире.

В это время выясняется, что попытки Джона привить старые ценности в новое общество тщетны. Выясняется, что директор Инкубатория (Мигель Феррер, "Робокоп", "Железный человек 3" и др.) является биологическим отцом Джона. Его со скандалом выгоняют и ставят на вакантное место Бернарда, успешно доказавшего устойчивость общества. А Ленина до глубины души оказалась поражена той недостающей ранее новизной, что принёс Джон. Она сталкивается с любовью, с возможностью биологического материнства, сталкивается с совсем иным взглядом на смысл жизни. Она перестаёт предохраняться, в скором времени беременеет от Бернарда и уходит в добровольное изгнание. Что-то понимающий Бернард бросает своё завидное положение и уходит за ней.

О мироустройстве

Дивный новый мир построен на предельном неравенстве. Неравенстве, искусственно воспроизводимом из поколения в поколение даже на биологическом уровне. Тотальный контроль хоть и не выражен в прямом ежесекундном надзоре за каждым членом общества, как в "1984" Дж.Оруэла, но распространяется глубже, на саму психику человека. Во-первых, человека собирают чуть ли не по генам, ещё до рождения определяя необходимые качества. Во-вторых, его обучают с использованием методов глубокого гипноза, выворачивающих психику наизнанку и выстраивающих её нужным образом. В-третьих, ведётся регулярная пропаганда, предотвращающая какие-либо сомнения в правильности системы. И адресация пропаганды идёт к самому древнему, самому трудноотменяемому природному началу. Отсюда и предельное сексуальное раскрепощение, отсюда и тотальное потребительство, постоянные увеселения и т.д.

Например, для нашего общественного уклада период ночных клубов заканчивается где-то на последних курсах института. Как правило, далее начинается взрослая жизнь. "...Уже висят пелёнки первенца, как белый выкинутый флаг" (Е. Евтушенко)В описываемой системе взрослая жизнь не начинается вообще! Люди продолжают период "sex, drugs & rock'n'roll" вплоть до глубокой старости. Да и сама эта формула возведена в абсолют. Они работают, но вечером накачиваются сомой и в пляс, чтобы утром проснуться в постели с неизвестным человеком (а то и несколькими), одеться и снова на работу. При том, живут так все, в независимости от касты или положения в касте. Они не думают, чем заняться. Всё давно решено за них! Невольно вспоминаешь концепцию "Великий инквизитор", озвученную Шиллером в "Дон Карлос, инфант испанский" и Достоевским в "Братьях Карамазовых": "Люди должны получить свободу всех свобод - свободу от необходимости делать выбор". И это не было бы так страшно, если бы мы лично не знали людей, которые на полном серьёзе утверждают, что Хаксли описал наиболее желанную систему мироустройства, когда все счастливы, нет преступлений, кругом море удовольствий, никаких угрызений совести, экзистенциальной растерянности и устаревших уз морали.

Управляется мир Верховноуправителями, образующими Совет. О них в фильме не сказано почти ничего. Мы лишь встречаемся с одним из них - Мустафой Мондом (роль которого сыграл легендарный Леонард Нимой, известный нам по роли Спока в "СтарТрек"). Верховноуправитель ведёт координацию работ всех государственных и общественных служб. Его главная задача - обеспечить стабильность системы. Верховноуправители - единственные люди, кому позволено изучать древние ценности, древние мироустройства, чтобы эффективно управлять цивилизацией.

Директор Инкубатория (слева) и Верховноуправитель Мустафа Монд (справа)
Директор Инкубатория (слева) и Верховноуправитель Мустафа Монд (справа)

Что хотели нам сказать авторы фильма?

Авторы, безусловно, хотели, как и Хаксли, показать нам, насколько Дивный новый мир сопоставим с нашим. Они, на мой взгляд, уловили мысль Хаксли, но вот передать...

Дело тут, убеждён, в первую очередь лежит в самом Голливуде. Бюджет у фильма не малый. Деньги надо отбивать. Тема очень страшная и, если её правильно донести, отбивает у человека любое желание потакать системе потребления, частью которой является кинопромышленность. Попкорн после фильма не продать, кока-колу не втюхать, в ночной клуб не затащить. Потому в фильме пришлось очень сильно покромсать основную идею, заменив несколько ориентиров. Так, например, директор Инкубатория оказался довольно деятельным подлецом, а не растерянной жертвой обстоятельств. Мать Джона представлена аборигенкой, с которой директор развлекался, а не "Бетой" из того же Инкубатория, сломавшей ногу во время поездки в резервацию и не сумевшей вернуться домой. Сама Ленина вдруг прозрела и выбрала путь материнства, а не вернулась в соматический экстаз. Адаптированы и аборигены, превратившись из индейцев по Хаксли в хиппи-подобных молодых людей. Всё это, на мой взгляд, служит только для того, чтобы облегчить восприятие зрителя и не вывести шоково из потребительского транса.

Однако, через все эти покровы чувствуется первоначальная задумка авторов. Они сумели показать перспективы нашего мира при сохранении имеющихся тенденций. Сумели подвести зрителя к Бездне расчеловечивания и показать, что таится по ту сторону. Да, эффект сильно порушен коммерческими вставками и совершенно не сопоставимыми выводами, типа "материнство превыше всего". Но главная цель, хоть частично, но была достигнута.

Ленина с дочкой (кадр из фильма "Дивный новый мир", 1988)
Ленина с дочкой (кадр из фильма "Дивный новый мир", 1988)

И в завершении, интересный факт:

Имена героев являются компиляцией имён известный социалистов конца XIX начала ХХ веков. Однако в русской литературной локализации имя Ленины Краун было заменено на Линайну, дабы не бросать в глазах советского читателя тень на имя Вождя мирового пролетариата.

Подписывайтесь на канал, читайте обзоры на антиутопии, такие как: Дивергент, Инсургент, Аллигент и др.