Третья глава сериала о дивергентах, инсургентах и постапокалиптическом Чикаго, погрязшем в войне пяти фракций, восхваляющих одно из человеческих достоинств (бесстрашие, бескорыстие, ум, доброта и честность). Фильм хоть и не провальный в коммерческом плане (зарубежный прокат спас создателей), но выручку получил не такую серьёзную, как первые фильмы и набрал очень слабый балл профессиональных критиков.
Что происходит в сюжете? (Спойлеры!!!)
Трисс и Фор ругаются с новым правительством Чикаго (не обходится без жертв), с боем выходят за пределы периметра, наталкиваются на новую невидимую стену (реально не видимую!), проламываются через неё и встречаются с создателями стены, Чикаго, фракционной системы и всем остальным. Это первые полчаса фильма. Далее начинается описание эксперимента, на который обрекли сильные мира сего бедных людей Чикаго, описаны элементы шоу, описаны технологические и генетическое различия между создателями и жителями Чикаго и др.
Суть в том, что вроде как люди научились менять свой генотип, но не справились, развязали войну и вот теперь полноценных людей не осталось. Остались только либо полулюди с повреждёнными генами (стали членами фракций), либо дивергенты (полноценные люди, не поражённые генетическим оружием). Ровно то самое многоэтажное человечество, что мы подметили в обзоре на "Дивергент". Эксперимент призван найти самых чистых дивергентов и на их основе начать восстанавливать генотипы повреждённых людей. В первую очередь, конечно, тех, кто живёт за стеной.
Фильм снова полон стрельбы, зрелищно поставленных боёв, погонь и душераздирающих моментов общения между родственниками. На наш взгляд, моменты эти эмоционально слабы даже для боевика-блокбастера. Большеглазая Шейлин Вудли уже не может вытянуть фильм на себе - все к её личному шарму успели привыкнуть. Тео Джеймс и Наоми Уотс, сыгравшая маму Фора с интересным прошлым, тоже очень хороши. А остальные...
В центр картины в этот раз встаёт противостояние экспериментаторов и подопытных. Сам по себе этот феномен является достаточно интересным. Когда исследователь изучает неживую материю (субъект-объектное взаимодействие), то он может делать с ней, что хочет и получит воспроизводимый прослеживаемый результат. Но когда исследователь начинает изучать кого-либо, кто знает, что его изучают (субъект-субъектное взаимодействие), то открывается целая плеяда очень интересных феноменов. Исследуемый может солгать, может выдать желаемое за действительное, может дать в лоб, в конце концов. Например, психиатр, изучающий пациента. Или военачальник, изучающий армию и планы противника. Но в рассматриваемой картине ничего подобного нет. Здесь исследуемый не понимает, что его изучают, а исследователь воюет не с исследуемым в целом, а с частью исследуемого, которое уже потеряло связь с исследуемым и начинает с этим же исследуемым разделываться также, как разделывается исследователь, но в рамках своих интересов и представлений.
Можно ли это назвать высокоморальным действом?
Также хочу отдельно отметить идею боевых дронов, как атрибут солдат будущего. Бластеры, экзоскелеты, боевые роботы, это всё мы видели. А вот три шарика-дрона, которые управляются солдатом и выполняют роль как разведчика, так и оружия, это уже что-то новое, ранее мною не виденное. Мысль на самом деле нова и интересна, а главное, проницательна. Уверен, этот принцип обязательно будет реализован в будущих военных укладах. А зачатки появились уже сегодня.
И в заключении, интересный факт: планируемой ранее четвёртой части квадрологии уже, судя по всему, не будет. Режиссёр отказался, деньги урезали и всё прочее. Но, быть может, сделают малобюджетный сериал, чтобы выжать из франшизы последние соки.