...Дневной бой у Скагеррака для Флота Открытого моря закончился, корабли Шеера двигались в сторону базы, казалось им удастся незаметно обойти британский флот, но... Заканчиваем историю действия линкоров типа "Нассау" в Ютландском бою.
Окончание, начало читать ЗДЕСЬ
31 мая 1916 года около 23.10 с британской 4-й торпедной флотилии (капитан 1-го ранга Л.Дж. Винтур, по данным Вильсона – 12 эсминцев) заметили неизвестные корабли, которые подходили с кормы. Флагман флотилии эсминец «Типперери» запросил позывные, в ответ эсминцы были освещены прожекторами, и на них обрушился шквал огня. Это были немецкие линкоры 2-й дивизии и легкие крейсера коммодора Л. фон Рейтера и контр-адмирала Ф. Бедикера.
Как вспоминал один из офицеров с эсминца «Спарроухок»: «… мы решили, что это английские корабли, и когда они подошли на 700 ярдов, «Типперери» запросил позывной. В ответ «Франкфурт», «Пиллау» и «Эльбинг» навели прожекторы на наш несчастный лидер, и менее чем через минуту он загорелся, получив множество попаданий».
В ходе короткой схватки «Типперери» был потоплен, но британским эсминцам удалось торпедировать «Эльбинг» и артиллерийским огнем отогнать немецкие легкие крейсера. Но в этот момент к месту схватки подошли «Вестфален», «Нассау» и «Рейнланд», шедшие в голове немецкой колонны, которые открыли шквальный огонь из 150-мм и 88-мм орудий.
Как отмечает А. Больных в своей книге «Морские битвы Первой мировой: Схватка гигантов»: «… стрельба немцев была неточной. Хотя «Вестфален» за 4 минуты выпустил в упор около 150 снарядов калибра 150-мм и 88-мм, серьезно пострадал только один британский эсминец. В то же время 102-мм снаряды британцев нанесли немалый урон надстройкам бронированных гигантов».
Одним из самых удивительных эпизодов этой «ночной свалки» – столкновение эсминца «Спитфайер» с линкором «Нассау», после которой британский корабль остался на плаву. В то же время подобный инцидент для «Эльбинга» оказался более плачевным – в результате огневого контакта с британскими эсминцами немецкие легкие крейсера сделали попытку "уйти" от артиллерийского огня британцев, укрывшись за линкорами 1-й дивизии, пройдя сквозь их строй. И если «Франкфурту» и «Пиллау» это удалось, то торпедированному «Эльбингу» (по данным К.П. Пузыревского, на момент удара крейсер не был торпедирован, за время боя в него попали всего два снаряда) не повезло – крейсер попал под удар форштевня флагманского корабля контр-адмирала Энгельгардта – линкора «Позен» (командир – капитан 1-го ранга Р. Ланге).
Форштевень «Позена» врезался в борт крейсера в районе машинного отделения (четверо погибших), в котором водой были затоплены турбины. После такого удара крейсер остановился, механизмы не работали, рулевая машина и динамо-машины также вышли из строя. Корабль получил крен в 18 градусов, однако усилиями экипажа воду временно удалось откачать и ликвидировать крен. Однако, оставшись без хода, «Эльбинг» начал отставать от своих кораблей, его положение становилось критическим. Предвидя гибель крейсера, большую часть экипажа заранее сняли на эсминец S-53, оставшаяся команда предприняла попытки по обеспечению дрейфа корабля к берегам Дании, однако утром были замечены британские эсминцы, и командир приказал взорвать корабль, что и было сделано. В то же время линкор «Позен» тяжелых повреждений не получил.
По воспоминаниям суб-лейтенанта с ЭМ «Спарроухок», приведенных в книге А. Больных: «… мы заметили корпус большого корабля на правом крамболе на расстоянии не более полумили. Капитан запросил опознавательные, но незнакомец включил вертикальный ряд цветных огней. Этот сигнал был совершенно неизвестен в нашем флоте. «Право двадцать, обе – полный вперед! Правый носовой аппарат стреляет, как только появляется цель. Все орудия – правый борт сорок. Цель – линкор!». Но было поздно. Немец явно следил за нашими маневрами. «Вестфален» включил прожектора, и свет больно ударил нас по глазам. Затем у нас над головами заревели снаряды».
Здесь британцам не удалось нанести удар – два эсминца «Броук» и «Спарроухок» столкнулись, а вскоре в корму ЭМ «Спарроухок» ударил эсминец «Контест».
Буквально за 5-8 минут лидер «Броук» получил девять попаданий 150-мм и 105-мм снарядами, повредивших турбины, три котла и рулевые устройства. В результате тяжело поврежденный «Броук» направился в Тайн, а «Спарроухок» утром 1 июня был затоплен экипажем после неудачных попыток буксировки. По данным Корбетта, командиры миноносцев не могли точно сказать, какой неприятельский корабль они встретили.
Как пишет Корбетт: «…некоторые командиры считали, что первый замеченный ими корабль был линкор типа «Вестфален», и надо полагать, что они действительно атаковали головную эскадру Шеера (2-я дивизия 1-й эскадры) в то время, когда она пересекала струю английского флота».
Около часа ночи по левому борту от немецких линкоров появились британские эсминцы, и дредноуты Энгельгардта сразу их обстреляли. Огнем «Позена» (по данным В.Б. Муженикова) один из них был поврежден, потерял ход и остался за кормой (возможно ЭМ «Порпойз»). Были замечены попадания и во второй эсминец (возможно, эсминец «Фортуна»). После этого «Позен» увернулся от выпущенных торпед и обстрелял следующий эсминец, потопив его (вероятно). По данным Дж. Кэмпбелла, именно линкор «Позен» сначала повредил эсминец «Порпойз», затем уничтожил ЭМ «Фортуна», а потом расправился с еще одним британским эсминцем.
Этим погибшим эсминцем, возможно, был ЭМ «Ардент», который атаковал немецкие линкоры, но безрезультатно.
По воспоминаниям капитан-лейтенанта Г.А. Марсдена: «… Я сразу атаковал и выпустил оставшиеся торпеды с очень близкого расстояния. Но, прежде чем я успел оценить результат попадания торпед, противник включил прожектора. Тогда я обнаружил, что «Ардент» атаковал дивизию германских линкоров. Наши орудия были совершенно бесполезны против такого неприятеля, нам оставалось только ждать первого их залпа. Наконец он прогремел. Снаряд за снарядом попадали в нас, наша скорость снизилась, и мы остановились. Все наши три орудия прекратили огонь. … Затем противник выключил прожектора и внезапно прекратил огонь. Я понял, что корабль тонет, и приказал старшему помощнику спускать шлюпки и плотики, чтобы попытаться спасти как можно больше людей… Затем нас снова неожиданно осветили прожекторами, и враг всадил в нас еще пять залпов в упор. «Ардент» превратился в пылающий факел, лег на правый борт и перевернулся. Меня сбросило в море… «Ардент» медленно затонул, дым и пар растаяли… ».
Эсминец был в упор расстрелян 150-мм противоминной артиллерией линкоров типа «Нассау», получил около 30 попаданий и затонул почти со всем экипажем.
В ходе ночного боя британские эсминцы сделали все возможное, чтобы остановить немецкие линкоры, но им это не удалось.
Иначе действовали британские линкоры, что можно рассматривать как несомненную удачу немцев, – линкоры Гранд Флита в соответствии с приказом Джеллико двигались на юг, не делая никаких попыток вступить в бой с противником, который был обнаружен эсминцами 4-й флотилии.
Более того, даже заметив неизвестные корабли или даже опознав их, командиры британских линкоров не проявили самостоятельности в атаке противника. Кстати, если вы помните, в этом отличились и «куин элизабеты» (см. статью на эту тему на нашем канале).
Линкор «Вестфален» в 23.40 был опознан с британского линкора «Малайя». Как пишет А. Больных: «В своем рапорте капитан 1-го ранга Э.Д.Е.Х. Бойл (командир ЛК «Малайя») писал: «23.40. В 3 румбах позади траверза наблюдал атаку наших эсминцев на вражеские корабли, идущие примерно тем же курсом, что и мы. Головной корабль имел 2 трубы, 2 мачты и характерный кран – очевидно, это был дредноут типа «Вестфален».
Это как раз и был сам «Вестфален», возглавляющий колонну Шеера. Артиллерист «Малайи» навел башни на него и запросил разрешение открыть огонь. Но Бойл отказал, заявив: «…адмирал должен видеть противника, и «Малайя» будет ждать приказа». Можно только предполагать, чем бы закончился ночной артиллерийский бой на небольшой дистанции (около 5-6 миль) для немецких линкоров типа «Нассау» с 280-мм орудиями ГК с британскими сверхдредноутами типа «Куин Элизабет» с 381-мм пушками. Но этого противостояния не случилось.
Вскоре головной «Вестфален», ведя за собой Хохзеефлот, натолкнулся еще на одну завесу из британских эсминцев – эсминцы 9-й, 10-й и 13-й флотилий, которым, однако, не хватило решимости их предшественников.
Эти эсминцы прошли впереди германской колонны, но из 13 кораблей только четыре концевых миноносца заметили германские линкоры. Однако первая пара опознала противника слишком поздно, а третий в строю – ЭМ «Петард», находясь в прекрасной позиции для атаки, не имел торпед, поэтому резко отошел в сторону.
Его командир капитан-лейтенант Э.К.О. Томсон позже вспоминал: «… Мы увеличили ход до «полного» и повернули влево, чтобы проскочить под носом у врага. Как только мы прошли перед «Вестфаленом», он включил прожектора и навел на нас. Мы увидели вспышки противоминных орудий и почувствовали, как слегка вздрогнул наш корабль. Мы решили, что он получил попадание в корму. Второй корабль (это был «Нассау») в колонне – а мы теперь могли видеть все 4 – тоже открыл огонь, и его залп попал нам в носовую часть. Затем германские прожектора перескочили на шедший за нами «Турбулент». Он был протаранен и потоплен «Вестфаленом» … Мы спаслись без дальнейших происшествий, получив 6 попаданий…».
Так линкор «Вестфален» записал на свой счет вражеский эсминец, сделав то, что не удалось чуть раньше «Нассау».
Результат Ютландского боя известен, но вопросов осталось еще много. В любом случае с небольшими потерями флот Шеера утром 1 июня вышел к маяку Хорн-риф и вскоре прибыл в Яде. Все линкоры – «Позен», «Рейнланд» (командир – капитан 1-го ранга Рохард), «Нассау» (командир – капитан 1-го ранга Г. Клаппенбах) и «Вестфален» сделали все, что от них требовалось в соответствии с обстоятельствами.
Сейчас сложно судить, насколько корабли соответствовали тем условиям: за весь ход боя повреждения получили только три линкора: «Рейнланд», «Нассау» и «Вестфален». По данным К.П. Пузыревского, только в линкор «Нассау» попал один снаряд калибра крупнее 305-мм, в остальные – по одному снаряду среднего калибра получили «Рейнланд» (по данным В.Б. Муженикова – два 150-мм снаряда) и «Вестфален», и два снаряда – «Нассау». Потери экипажей составили (интересно, что экипажи кораблей были увеличены до 1124-1139 человек ввиду больших работ по перегрузке угля из бортовых бункеров в бункера паровых турбин): на «Нассау» – 11 убитых и 16 раненых, на «Рейнланде» – 10 убитых и 20 раненых, на «Вестфалене» – 2 и 8 человек соответственно. Как ни странно, идущий первым в ночном бою «Вестфален» имел наименьшие потери среди экипажа.
Ремонт линкоров типа «Нассау» после Ютландского боя был недолгим, и вскоре они вновь вышли в море и до конца войны принимали участие во всех операциях Флота Открытого моря, доказав если не «идеальность» проекта, то, по крайней мере, его практичность.
Источники: Breyer, S. Die ersten Grosskampfschiffe der Kaiserlichen Marine (NASSAU- und HELGOLANDKlasse)/ S.Breyer// Marine-Arsenal, № 17. - 52c.; • Апальков, Ю.В.ВМС Германии 1914-1918. Справочник по корабельному составу/Ю.В.Апальков //Морская коллекция, № 3 (9) – 1996. – 32 с.; Больных, А. Линкоры в бою. Великие и ужасные. /А.Г.Больных. – М.:Эксмо: Яуза, 2011.-384 с.; Больных, А.Г. Линкоры. Иллюстрированная энциклопедия /А.Г.Больных. – М.: Яуза: ЭКСМО, 2013.- 288 с.; Мужеников, В. Линейные корабли Германии. Часть 1. «Нассау», «Вестфален», «Рейнланд», «Позен»/В.Б.Мужеников.- Самара: АНО «Истфлот», 2005.- 72 с.; Паркс, О. Линкоры британской империи. Часть VI.- Огневая мощь и скорость/ О.Паркс.- СПб.: ООО «Галлея Принт», 2007.- 110 с.; Паркс, О. Линкоры британской империи. Часть VII.- Эпоха дредноутов/ О.Паркс.- СПб.: ООО «Галлея Принт», 2008.- 84 с.; Патянин, С.В. Дредноуты Первой мировой. Уникальная энциклопедия /С.В.Патянин, А.В.Дашьян. - М.: Яуза: ЭКСМО, 2015.- 384 с.; Печуконис, Н.И. Дредноуты кайзера. Стальной кулак имперской политики. - М.:Военная книга, 2005.- 104 с.; Шеер, Р. Германский флот в мировую войну 1914-1918/ Р.Шеер.- М.: Эксмо, Изографус; СПб.: Terra Fantastica, 2002.- 672 с.; Хаазе, Г. На «Дерфлингере» в Ютландском сражении/Г.Хаазе, Р.Шеер//альманах «Корабли и сражения» - СПб, 1995.- С.38-73.