Найти тему
Navygaming Channel

Ютланд – боевая проверка немецких "ветеранов" типа "Нассау"/Часть 2. Долгая ночь

...Дневной бой у Скагеррака для Флота Открытого моря закончился, корабли Шеера двигались в сторону базы, казалось им удастся незаметно обойти британский флот, но... Заканчиваем историю действия линкоров типа "Нассау" в Ютландском бою.
Линкор «Вестфален» (тип «Нассау») 16 ноября 1909 года
Линкор «Вестфален» (тип «Нассау») 16 ноября 1909 года

Окончание, начало читать ЗДЕСЬ

31 мая 1916 года около 23.10 с британской 4-й торпедной флотилии (капитан 1-го ранга Л.Дж. Винтур, по данным Вильсона – 12 эсминцев) заметили неизвестные корабли, которые подходили с кормы. Флагман флотилии эсминец «Типперери» запросил позывные, в ответ эсминцы были освещены прожекторами, и на них обрушился шквал огня. Это были немецкие линкоры 2-й дивизии и легкие крейсера коммодора Л. фон Рейтера и контр-адмирала Ф. Бедикера.

Британский эсминец «Типперери», потопленный немецкими линкорами 2-й
дивизии в Ютландском бою
Британский эсминец «Типперери», потопленный немецкими линкорами 2-й дивизии в Ютландском бою
Как вспоминал один из офицеров с эсминца «Спарроухок»: «… мы решили, что это английские корабли, и когда они подошли на 700 ярдов, «Типперери» запросил позывной. В ответ «Франкфурт», «Пиллау» и «Эльбинг» навели прожекторы на наш несчастный лидер, и менее чем через минуту он загорелся, получив множество попаданий».

В ходе короткой схватки «Типперери» был потоплен, но британским эсминцам удалось торпедировать «Эльбинг» и артиллерийским огнем отогнать немецкие легкие крейсера. Но в этот момент к месту схватки подошли «Вестфален», «Нассау» и «Рейнланд», шедшие в голове немецкой колонны, которые открыли шквальный огонь из 150-мм и 88-мм орудий.

Линкор "Вестфален" в ночном бою
Линкор "Вестфален" в ночном бою
Как отмечает А. Больных в своей книге «Морские битвы Первой мировой: Схватка гигантов»: «… стрельба немцев была неточной. Хотя «Вестфален» за 4 минуты выпустил в упор около 150 снарядов калибра 150-мм и 88-мм, серьезно пострадал только один британский эсминец. В то же время 102-мм снаряды британцев нанесли немалый урон надстройкам бронированных гигантов».

Одним из самых удивительных эпизодов этой «ночной свалки» – столкновение эсминца «Спитфайер» с линкором «Нассау», после которой британский корабль остался на плаву. В то же время подобный инцидент для «Эльбинга» оказался более плачевным – в результате огневого контакта с британскими эсминцами немецкие легкие крейсера сделали попытку "уйти" от артиллерийского огня британцев, укрывшись за линкорами 1-й дивизии, пройдя сквозь их строй. И если «Франкфурту» и «Пиллау» это удалось, то торпедированному «Эльбингу» (по данным К.П. Пузыревского, на момент удара крейсер не был торпедирован, за время боя в него попали всего два снаряда) не повезло – крейсер попал под удар форштевня флагманского корабля контр-адмирала Энгельгардта – линкора «Позен» (командир – капитан 1-го ранга Р. Ланге).

Легкий крейсер «Эльбинг», попавший под таранный удар линкора «Позен
Легкий крейсер «Эльбинг», попавший под таранный удар линкора «Позен

Форштевень «Позена» врезался в борт крейсера в районе машинного отделения (четверо погибших), в котором водой были затоплены турбины. После такого удара крейсер остановился, механизмы не работали, рулевая машина и динамо-машины также вышли из строя. Корабль получил крен в 18 градусов, однако усилиями экипажа воду временно удалось откачать и ликвидировать крен. Однако, оставшись без хода, «Эльбинг» начал отставать от своих кораблей, его положение становилось критическим. Предвидя гибель крейсера, большую часть экипажа заранее сняли на эсминец S-53, оставшаяся команда предприняла попытки по обеспечению дрейфа корабля к берегам Дании, однако утром были замечены британские эсминцы, и командир приказал взорвать корабль, что и было сделано. В то же время линкор «Позен» тяжелых повреждений не получил.

Британский эсминец «Спаррохаук» (тип S), был поврежден огнем немецких
дредноутов в Ютланде
Британский эсминец «Спаррохаук» (тип S), был поврежден огнем немецких дредноутов в Ютланде
По воспоминаниям суб-лейтенанта с ЭМ «Спарроухок», приведенных в книге А. Больных: «… мы заметили корпус большого корабля на правом крамболе на расстоянии не более полумили. Капитан запросил опознавательные, но незнакомец включил вертикальный ряд цветных огней. Этот сигнал был совершенно неизвестен в нашем флоте. «Право двадцать, обе – полный вперед! Правый носовой аппарат стреляет, как только появляется цель. Все орудия – правый борт сорок. Цель – линкор!». Но было поздно. Немец явно следил за нашими маневрами. «Вестфален» включил прожектора, и свет больно ударил нас по глазам. Затем у нас над головами заревели снаряды».

Здесь британцам не удалось нанести удар – два эсминца «Броук» и «Спарроухок» столкнулись, а вскоре в корму ЭМ «Спарроухок» ударил эсминец «Контест».

Буквально за 5-8 минут лидер «Броук» получил девять попаданий 150-мм и 105-мм снарядами, повредивших турбины, три котла и рулевые устройства. В результате тяжело поврежденный «Броук» направился в Тайн, а «Спарроухок» утром 1 июня был затоплен экипажем после неудачных попыток буксировки. По данным Корбетта, командиры миноносцев не могли точно сказать, какой неприятельский корабль они встретили.

Британский эсминец «Фортуна» (1913 год), потопленный в ночном бою
(возможно «Позеном»)
Британский эсминец «Фортуна» (1913 год), потопленный в ночном бою (возможно «Позеном»)
Как пишет Корбетт: «…некоторые командиры считали, что первый замеченный ими корабль был линкор типа «Вестфален», и надо полагать, что они действительно атаковали головную эскадру Шеера (2-я дивизия 1-й эскадры) в то время, когда она пересекала струю английского флота».

Около часа ночи по левому борту от немецких линкоров появились британские эсминцы, и дредноуты Энгельгардта сразу их обстреляли. Огнем «Позена» (по данным В.Б. Муженикова) один из них был поврежден, потерял ход и остался за кормой (возможно ЭМ «Порпойз»). Были замечены попадания и во второй эсминец (возможно, эсминец «Фортуна»). После этого «Позен» увернулся от выпущенных торпед и обстрелял следующий эсминец, потопив его (вероятно). По данным Дж. Кэмпбелла, именно линкор «Позен» сначала повредил эсминец «Порпойз», затем уничтожил ЭМ «Фортуна», а потом расправился с еще одним британским эсминцем.

Британский эсминец «Порпойз» (тип «К»), участник ночных атак на немецкие
дредноуты
Британский эсминец «Порпойз» (тип «К»), участник ночных атак на немецкие дредноуты

Этим погибшим эсминцем, возможно, был ЭМ «Ардент», который атаковал немецкие линкоры, но безрезультатно.

По воспоминаниям капитан-лейтенанта Г.А. Марсдена: «… Я сразу атаковал и выпустил оставшиеся торпеды с очень близкого расстояния. Но, прежде чем я успел оценить результат попадания торпед, противник включил прожектора. Тогда я обнаружил, что «Ардент» атаковал дивизию германских линкоров. Наши орудия были совершенно бесполезны против такого неприятеля, нам оставалось только ждать первого их залпа. Наконец он прогремел. Снаряд за снарядом попадали в нас, наша скорость снизилась, и мы остановились. Все наши три орудия прекратили огонь. … Затем противник выключил прожектора и внезапно прекратил огонь. Я понял, что корабль тонет, и приказал старшему помощнику спускать шлюпки и плотики, чтобы попытаться спасти как можно больше людей… Затем нас снова неожиданно осветили прожекторами, и враг всадил в нас еще пять залпов в упор. «Ардент» превратился в пылающий факел, лег на правый борт и перевернулся. Меня сбросило в море… «Ардент» медленно затонул, дым и пар растаяли… ».
Британский эсминец «Ардент», потопленный огнем немецких «нассау» в ночном бою
Британский эсминец «Ардент», потопленный огнем немецких «нассау» в ночном бою

Эсминец был в упор расстрелян 150-мм противоминной артиллерией линкоров типа «Нассау», получил около 30 попаданий и затонул почти со всем экипажем.

В ходе ночного боя британские эсминцы сделали все возможное, чтобы остановить немецкие линкоры, но им это не удалось.

Иначе действовали британские линкоры, что можно рассматривать как несомненную удачу немцев, – линкоры Гранд Флита в соответствии с приказом Джеллико двигались на юг, не делая никаких попыток вступить в бой с противником, который был обнаружен эсминцами 4-й флотилии.

Командующий британским флотом в Ютландском бою Дж.Джеллико
Командующий британским флотом в Ютландском бою Дж.Джеллико

Более того, даже заметив неизвестные корабли или даже опознав их, командиры британских линкоров не проявили самостоятельности в атаке противника. Кстати, если вы помните, в этом отличились и «куин элизабеты» (см. статью на эту тему на нашем канале).

Линкор «Вестфален» в 23.40 был опознан с британского линкора «Малайя». Как пишет А. Больных: «В своем рапорте капитан 1-го ранга Э.Д.Е.Х. Бойл (командир ЛК «Малайя») писал: «23.40. В 3 румбах позади траверза наблюдал атаку наших эсминцев на вражеские корабли, идущие примерно тем же курсом, что и мы. Головной корабль имел 2 трубы, 2 мачты и характерный кран – очевидно, это был дредноут типа «Вестфален».
Линкор «Малайя» (тип «Куин Элизабет»), пропустивший немецкие линкоры в
ночном бою
Линкор «Малайя» (тип «Куин Элизабет»), пропустивший немецкие линкоры в ночном бою

Это как раз и был сам «Вестфален», возглавляющий колонну Шеера. Артиллерист «Малайи» навел башни на него и запросил разрешение открыть огонь. Но Бойл отказал, заявив: «…адмирал должен видеть противника, и «Малайя» будет ждать приказа». Можно только предполагать, чем бы закончился ночной артиллерийский бой на небольшой дистанции (около 5-6 миль) для немецких линкоров типа «Нассау» с 280-мм орудиями ГК с британскими сверхдредноутами типа «Куин Элизабет» с 381-мм пушками. Но этого противостояния не случилось.

Вскоре головной «Вестфален», ведя за собой Хохзеефлот, натолкнулся еще на одну завесу из британских эсминцев – эсминцы 9-й, 10-й и 13-й флотилий, которым, однако, не хватило решимости их предшественников.

"Вестфален" - головной корабль германской колонны в ночном бою у Скагеррака
"Вестфален" - головной корабль германской колонны в ночном бою у Скагеррака

Эти эсминцы прошли впереди германской колонны, но из 13 кораблей только четыре концевых миноносца заметили германские линкоры. Однако первая пара опознала противника слишком поздно, а третий в строю – ЭМ «Петард», находясь в прекрасной позиции для атаки, не имел торпед, поэтому резко отошел в сторону.

Его командир капитан-лейтенант Э.К.О. Томсон позже вспоминал: «… Мы увеличили ход до «полного» и повернули влево, чтобы проскочить под носом у врага. Как только мы прошли перед «Вестфаленом», он включил прожектора и навел на нас. Мы увидели вспышки противоминных орудий и почувствовали, как слегка вздрогнул наш корабль. Мы решили, что он получил попадание в корму. Второй корабль (это был «Нассау») в колонне – а мы теперь могли видеть все 4 – тоже открыл огонь, и его залп попал нам в носовую часть. Затем германские прожектора перескочили на шедший за нами «Турбулент». Он был протаранен и потоплен «Вестфаленом» … Мы спаслись без дальнейших происшествий, получив 6 попаданий…».

Так линкор «Вестфален» записал на свой счет вражеский эсминец, сделав то, что не удалось чуть раньше «Нассау».

Линкоры Флота Открытого моря на маневрах
Линкоры Флота Открытого моря на маневрах

Результат Ютландского боя известен, но вопросов осталось еще много. В любом случае с небольшими потерями флот Шеера утром 1 июня вышел к маяку Хорн-риф и вскоре прибыл в Яде. Все линкоры – «Позен», «Рейнланд» (командир – капитан 1-го ранга Рохард), «Нассау» (командир – капитан 1-го ранга Г. Клаппенбах) и «Вестфален» сделали все, что от них требовалось в соответствии с обстоятельствами.

Броненосец «Поммерн» (тип «Дойчланд») - жертва британских минных атак в Ютландском бою
Броненосец «Поммерн» (тип «Дойчланд») - жертва британских минных атак в Ютландском бою

Сейчас сложно судить, насколько корабли соответствовали тем условиям: за весь ход боя повреждения получили только три линкора: «Рейнланд», «Нассау» и «Вестфален». По данным К.П. Пузыревского, только в линкор «Нассау» попал один снаряд калибра крупнее 305-мм, в остальные – по одному снаряду среднего калибра получили «Рейнланд» (по данным В.Б. Муженикова – два 150-мм снаряда) и «Вестфален», и два снаряда – «Нассау». Потери экипажей составили (интересно, что экипажи кораблей были увеличены до 1124-1139 человек ввиду больших работ по перегрузке угля из бортовых бункеров в бункера паровых турбин): на «Нассау» – 11 убитых и 16 раненых, на «Рейнланде» – 10 убитых и 20 раненых, на «Вестфалене» – 2 и 8 человек соответственно. Как ни странно, идущий первым в ночном бою «Вестфален» имел наименьшие потери среди экипажа.

Линкор «Позен» на разборке
Линкор «Позен» на разборке

Ремонт линкоров типа «Нассау» после Ютландского боя был недолгим, и вскоре они вновь вышли в море и до конца войны принимали участие во всех операциях Флота Открытого моря, доказав если не «идеальность» проекта, то, по крайней мере, его практичность.

Линкор "Вестфален" в финских водах
Линкор "Вестфален" в финских водах

Источники: Breyer, S. Die ersten Grosskampfschiffe der Kaiserlichen Marine (NASSAU- und HELGOLANDKlasse)/ S.Breyer// Marine-Arsenal, № 17. - 52c.; • Апальков, Ю.В.ВМС Германии 1914-1918. Справочник по корабельному составу/Ю.В.Апальков //Морская коллекция, № 3 (9) – 1996. – 32 с.; Больных, А. Линкоры в бою. Великие и ужасные. /А.Г.Больных. – М.:Эксмо: Яуза, 2011.-384 с.; Больных, А.Г. Линкоры. Иллюстрированная энциклопедия /А.Г.Больных. – М.: Яуза: ЭКСМО, 2013.- 288 с.; Мужеников, В. Линейные корабли Германии. Часть 1. «Нассау», «Вестфален», «Рейнланд», «Позен»/В.Б.Мужеников.- Самара: АНО «Истфлот», 2005.- 72 с.; Паркс, О. Линкоры британской империи. Часть VI.- Огневая мощь и скорость/ О.Паркс.- СПб.: ООО «Галлея Принт», 2007.- 110 с.; Паркс, О. Линкоры британской империи. Часть VII.- Эпоха дредноутов/ О.Паркс.- СПб.: ООО «Галлея Принт», 2008.- 84 с.; Патянин, С.В. Дредноуты Первой мировой. Уникальная энциклопедия /С.В.Патянин, А.В.Дашьян. - М.: Яуза: ЭКСМО, 2015.- 384 с.; Печуконис, Н.И. Дредноуты кайзера. Стальной кулак имперской политики. - М.:Военная книга, 2005.- 104 с.; Шеер, Р. Германский флот в мировую войну 1914-1918/ Р.Шеер.- М.: Эксмо, Изографус; СПб.: Terra Fantastica, 2002.- 672 с.; Хаазе, Г. На «Дерфлингере» в Ютландском сражении/Г.Хаазе, Р.Шеер//альманах «Корабли и сражения» - СПб, 1995.- С.38-73.