Найти в Дзене

“Разоблачённая шпионка”

Так называлась опубликованная в номере газеты «Красная Звезда» от 28 сентября 1941 года история, рассказанная фронтовым корреспондентом Константином Симоновым. Началась она с того момента, как в штаб одного из полков Красной Армии утром доставили для проверки задержанную патрулём женщину. Это была стандартная процедура для всех, пришедших из-за реки – с территории, занятой врагом. На вид ей было лет 30, с собой у неё был узел с вещами. Глаза задержанной, представившейся Анной Ивановной Петровой, постоянно бегали, сама она проклинала немцев и радовалась, что наконец-то вышла к своим.

Однако к чувству жалости примешивалось некоторое удивление, ибо поведение задержанной выглядело не совсем естественно. Осмотренные вещи тоже не походили на обычный набор беженцев, поэтому допросить её решили более подробно. И вот уже зазвучала ложь: женщина сказала, что не встретила охраны возле моста, поэтому прошла по нему без проблем. Потом немцы всё-таки заметили её и даже выстрелили вслед, пришлось убегать. Разведка же докладывала, что у моста с той стороны постоянно дежурят часовые, а никаких выстрелов в том районе ночью не было.

Петрову тщательно обыскали и обнаружили в потайном кармашке пропуск немецкой комендатуры на беспрепятственный проход по мосту туда-обратно. Выкручиваться дальше было бессмысленно, но поначалу Анна Ивановна пыталась изобразить из себя жертву: якобы, угрожая расстрелом, немцы заставили девушку «сходить в разведку» и разузнать сведения о расположении советских войск. Однако к концу третьего часа допроса задержанная выдала всю правду о том, как за денежное вознаграждение согласилась помочь врагу.

Анна Петрова (это было её настоящее имя), которой исполнилось 27 лет, была дочерью зажиточного кулака. В 1929 году это счастье рухнуло, родителей раскулачили. Пришлось приспосабливаться к обычной жизни, где надо было работать самой. В 1932 году она познакомилась с неким Костюковым, у которого была подобная история. «Горе» их сблизило и связь переросла в длительную дружбу, подпитываемую общей неприязнью к Советской власти. С началом войны её приятель куда-то исчез.

Несколько дней назад в город, где жила Петрова, вошли немцы. Это было около трёх часов дня. А уже в шесть вечера к ней заявился Костюков. Честно рассказал, что примкнул к фашистам и двигался вместе с ними, поднимая старые связи и помогая «освободителям» привлекать к сотрудничеству людей на оккупированных территориях. Якобы, новая власть поможет за это вернуться к прежней беззаботной жизни в полном достатке.

-2

Следующим вечером Костюков пришёл к ней в компании с двумя немецкими офицерами, немного говорящими по-русски. Они хорошо выпили, душевно посидели, и Петровой было предложено оказать небольшую услугу: перейти на другой берег и добыть для немцев кое-какую информацию. За это будет хорошо заплачено. Поторговавшись, сошлись на пяти тысячах рублей (советские деньги при оккупации никто не отменял).

На следующее утро Анна Ивановна получила в немецкой комендатуре пропуск для прохода за линию фронта и подробный инструктаж: под видом беженки надо побродить по окрестностям, выяснить расположение советских войск, а главное – определить возможные коридоры для прохода танков. Обещанное вознаграждение обещали выдать после выполнения задания. Дома Петрова покидала в узел всё, что попалось под руку, и вечером выдвинулась в путь. Всё остальное известно.

В статье Симонова не был указан исход этой истории. В условиях военного времени он очевиден. Хотя не исключено, что Петрову могли для искупления вины использовать как дезинформатора. Но это, как говорится, уже другая история. Главный посыл рассказа был в том, что не следует быть доверчивым и проявлять благодушие. Враг использует человеческие слабости и вербует в свои ряды алчных, завистливых и мстительных людей, а также недобитых врагов. В условиях войны необходимо проявлять особую бдительность.

Фашисты загодя подобрали губернатора Ленинграда на случай захвата города

Как военная прокуратура со случаем членовредительства разбиралась

Бывший полицай стал Героем Советского Союза, но от возмездия это не спасло

Также Вы можете почитать истории, рассказанные служившим в годы войны секретарём Военного трибунала Яковом Айзенштатом:

- как Военный трибунал поступил с медсёстрами-предательницами

- о выявленном "оборотне" среди своих;

- о дорожном происшествии, повлекшем трагические небоевые потери;

- как должностные лица недобросовестно отнеслись к исполнению приговора.