Найти в Дзене

Как «воскрес» боец, приговорённый трибуналом к высшей мере

Фото в открытом доступе
Фото в открытом доступе

Расстрел всегда был высшей мерой наказания и, так сказать, исключительной. Но это в мирное время. Как вспоминал служивший в годы войны секретарём Военного трибунала Яков Исаакович Айзенштат, для его тогдашнего ведомства подобный приговор был повседневной обыденностью. Приведение в исполнение тоже было отработано до автоматизма. Как правило, производилось оно перед строем бывших боевых товарищей. Но иногда, когда не было времени (чаще всего в условиях отступления), при расстреле мог присутствовать только ограниченный круг лиц.

Яков Исаакович рассказал об одной не совсем обычной истории, связанной с расстрелом. Она произошла в 1942 году на Южном фронте. Там при приведении приговора в исполнении присутствовали дивизионные чины: Председатель Военного трибунала, Военный прокурор, Начальник отдела "СМЕРШ". Для подтверждения факта смерти в наличии был и военный врач. Приговорённого застрелили, врач зафиксировал смерть. Бойца закопали (неглубоко из-за спешки) и все разошлись по своим делам.

Через некоторое время потерявший сознание в момент выстрела боец смог откопаться. Ему повезло - он остался жив, а доктор определил смерть ошибочно. Счастливец зашёл в ближайший дом, где попросил перевязать рану. А дальше (надо отдать ему должное) не кинулся в бега, а направился прямиком к Военному прокурору, который присутствовал при расстреле. Тот и так был трусоват, поэтому, что он почувствовал при появлении «привидения», можно только догадываться.

Итогом происшествия стало определение Военного трибунала Южного фронта. Осужденного второй раз расстреливать не стали. Высшую меру, в порядке исключения, ему заменили на лишение свободы. Что же касается остальных участников истории, то там было всё печально. За халатное отношение к служебным обязанностям все они были отправлены в штрафной батальон.

Как вспоминал Айзенштат, для должностных лиц это решение было равносильно смертному приговору. По какому-то «странному» стечению обстоятельств все трибунальские, прокурорские и прочие контрольно-надзорные работники погибали в первом же бою.

Как Военный трибунал наказывал за отсутствие светомаскировки.

Здесь Вы можете прочитать о других делах, рассказанных Яковом Айзенштатом:

- о выявленном "оборотне" среди своих;

- о последствиях одной "дорожной войны".