Найти в Дзене

Фашисты загодя подобрали губернатора Ленинграда на случай захвата города

15 декабря 1942 года на квартиру к ревизору-инспектору Ленинградского отдела народного образования Алексею Круглову явился человек в форме лейтенанта Красной Армии. Он представился Василием Михайловичем Багратион-Мухранским, представителем германского командования. Так открыто он мог заявить о себе вполне спокойно, ведь он прибыл к немецкому шпиону, завербованному германской разведкой ещё в далёком 1916 году.

Круглов Алексей Михайлович, 1886 года рождения, был выходцем из купеческой семьи. Получив филологическое и богословское образование, он, тем не менее, больше проявил таланты в финансово-кредитных учреждениях. Его заметили, и в 1911 году пригласили на работу в престижный банк «И.В. Юнкер и Ко», одним из акционеров которого была сама императрица Александра Фёдоровна. Молодой человек быстро поднимался по карьерной лестнице, а в 1916 году был завербован немцами. Высокопоставленный служащий финансового учреждения представлял большой интерес для разведки, поскольку клиентами банка были многие аристократы, государственные служащие и высокие военные чины.

После революции немцы не забыли про Круглова. Он продолжал выполнять отдельные поручения резидента германской разведки Юлии Крон до её ареста в 1929 году, а потом некоего Карла Шмидта, тоже работавшего на немцев. Советскую власть Алексей Михайлович ненавидел и очень ждал падения Ленинграда после начала войны. Визиту Багратион-Мухранского он был очень рад. Их общение продлилось с 17 вечера до 3-х часов ночи.

В начале беседы Круглов ответил на множество вопросов, касающихся общей обстановки в Ленинграде и настроения горожан, наличия и расположения известных ему военных предприятий и иных важных объектов, эффективности немецких обстрелов и бомбардировок, возможных кандидатов для вербовки.

Несостоявшийся гауляйтер
Несостоявшийся гауляйтер

Далее гость сообщил, что германское командование высоко ценит преданность Круглова, поэтому намерено предложить ему пост губернатора Санкт-Петербурга (городу, естественно, будет возвращено его прежнее название). У Алексея Михайловича от таких блестящих перспектив закружилась голова, и он тотчас же дал своё согласие. Правда, скромно сказал, что готов занимать эту должность только три года, а потом, будучи человеком глубоко религиозным, хотел бы стать митрополитом.

Далее мечтатели перешли к конкретике. Багратион-Мухранский заявил, что город может стать будущей столицей подконтрольного Германии вассального государства. Верхушка административно-хозяйственного аппарата будет состоять из немцев и белоэмигрантов. В их числе были названы конкретные фамилии: бывшие князья Оболенский и Белозерско-Белосельский, барон Николай фон Медем, немецкие агенты Владимир Гартман и Иосиф Надененко.

Все жители города обязательно пройдут фильтрацию. Евреи, а также активные коммунисты, комсомольцы и прочие поддерживающие Советскую власть будут без суда расстреляны и повешены. За оставшимися жителями будут присматривать участковые отделения полиции и созданные комитеты по борьбе с политическими врагами. Вся деятельность губернаторства будет направлена на помощь великой Германии и обеспечение её полной победы над Советами.

26 января 1943 года несостоявшийся губернатор был арестован сотрудниками Управления НКВД по Ленинградской области. 8-9 апреля его дело рассмотрел окружной Военный трибунал войск НКВД, признав Круглова Алексея Михайловича виновным в измене Родине и приговорив к высшей мере наказания. 14 апреля 1943 года приговор привели в исполнение.

Окружения, трибуналы, понижения в должности и звании. Все испытания он вынес достойно, став Героем Советского Союза

Открытое заседание Военного трибунала, на котором судили бывшего бургомистра