Найти тему
ПиПси

Архетип Дьявола в Таро: анализ карты с психологической позиции

Оглавление

Друзья, сегодня речь пойдет о психологическом значении еще одной жутковатой карты в колоде Таро (о карте Смерть я публиковала материал ранее). О 15-м Старшем Аркане ─ о карте Дьявол.
А жутковатой я ее называю лишь потому, что многие из тех, кто не знаком с психологическим (аналитическим) подходом к разбору Старших Арканов, побаиваются ее, так как ее «главный герой» (и смысл который он несет собой в социокультурном значении) трудно назвать априорно привлекательным.

Но не стоит забывать о том, что все архетипы, на которых построена система значений Старших Арканов (а также Придворных Карт для каждой масти), дуальны, т.е. они включают в себя два значения ─ отрицательно окрашенное и положительно окрашенное.
Именно ─ окрашенное.
Да, я умышленно избегаю таких эпитетов, как «плохое», «негативное», в отношении карт Таро. Потому что, когда мы работаем с картами, как с проективным инструментом (проективные методики ─ одна из диагностических процедур в практике психолога),
мы обращаемся через них к собственному бессознательному. А оно всегда ─ наш первый друг и верный помощник в решении самых разных жизненных вопросов.
Бессознательное, транслирующее через символику карт, их интерпретацию, ценные подсказки, ─ это мудрая часть нас самих, помогающая увидеть то, что ранее было закрыто от нашей сознательной части личности, от Эго-комплекса.

Контакт с любой картой Таро дает возможность услышать голос своего помощника ─ собственной глубинной психики.

Разве может быть такой прекрасный помощник «негативным», «плохим»?
Нет, конечно: его трансляции через Таро в наше сознательное поле Я ─ только во благо.
Ибо осознанность ─ залог целостности личности.

***
В этом материале я рассмотрю два варианта карты Дьявол ─ карту в одной из классических традиций Таро, в
марсельской, а также в уникальной колоде Юнгианского Таро, автором которой является Роберт Вонг, художник (все карты в колоде проиллюстрированы Робертом Вонгом по его авторской задумке), адепт юнгианского знания, исследователь концепции коллективного бессознательного Карла Густава Юнга.

Дьявол в марсельском Таро

-2

Первое, что бросается в глаза в иллюстрации этого аркана неофиту (тому, кто только знакомится с психологическим контекстом Таро), это, казалось бы, абсолютная несуразность фигуры центрального героя, его внешнего облика.
Что-то тут не так, верно?

Мы видим женскую грудь, и одновременно с ней ─ пенис.

На самом деле в таком «сочетании» нет ничего странного.
И, вот, почему…

Как архетип, Дьявол дуален, двойственен. Он есть хаос. Конфронтация частей.
Поэтому в социокультурном контексте, в мифологемах, в произведениях искусства его нередко изображают, как гермафродита.
Он несет в себе одновременно и мужское, и женское. Дух и материю. Инстинктивное и духовное. Иррациональное и рациональное начало.

Двое возле фигуры Дьявола на иллюстрации ─ лишенные контроля и свободы выбора (они посажены на цепь/веревку) ─ существа, отдаленно напоминающие людей (разнополых людей, как мы можем видеть).
Эту деталь на иллюстрации карты Дьявол можно встретить в колодах других традиций, потому что она показывает суть аркана ─ трудности противостояния человека мощной природе хаоса; человек, находящийся во власти порока, греха, не осознающий собственную "темную сторону".
Это проблема противостояния личности человека ─ хаосу. Хтоническим глубинам собственной личности.


Это проблема противостояния человеческой одержимости (чем-либо/кем-либо) в ситуациях, когда человек теряет связь с собой, и становится уязвим перед собственной
архетипической Тенью ─ бессознательными вытесненными, прежде необнаруженными, отвергаемыми содержаниями в Я, способными затопить Эго.
Собственно, итогом этого процесса является любой невроз, как деструктивная попытка заглушить суррогатом в себе некую значимую неудовлетворенную потребность. Допустим,
алкоголизм ─ пример такого невроза, или трудоголизм, компульсивные покупки и т.д. ─ это все примеры одержимости и «захвата Дьяволом» раненого Эго в свою власть.
Почему раненого Эго?
Потому что целостной его структуре не понадобится компенсация суррогатом, и зависимость от этой компенсации не случится.



Явленные персонажи утратили человеческий облик ─ у них рога и лапы. Как и у их хозяина. Они интернализированы с ним. Зеркалят его. Они подчинены его установкам и правилам. Его воле.

Как же он удерживает их под своим контролем, ведь петли на их шеях вовсе не такие тугие, как может сначала казаться (присмотритесь к ним ─ если бы они хотели, они бы легко высвободились из них)?

Какое же оружие использует Дьявол для удерживания в своей архетипической власти?

Мы можем увидеть оружие на представленной иллюстрации ─ это факел (иногда это меч) в левой руке, как изначально фаллический символ, несущий собой идею проникновения и разрушения. Значит, речь идет о сокрушительном бессознательном влиянии (левая сторона ─ бессознательное, правая ─ сознание), которое человек не всегда способен распознавать и контролировать в силу дистанции бессознательного поля в личности с его Эго (сознательным центром).
И, действительно, человек далеко не всегда осознает пагубность того, чем одержим. Будь то, одна
сигарета в неделю или другой человек.

Также его левая рука опущена ниже уровня расположения правой руки, как бы, указывая вниз ─ на глубины психики, откуда дьявольское влияние осуществляется ─ поле вытесненного и подавленного ─ своего рода, личностный Ад человека.
Так обозначена связь с теневыми миром установок в Я.

Но можно обозначить еще одно оружие: правая рука Дьявола тянется вверх ─ к духовному полю личности, к сознанию.
Это символ контроля и власти над ним.

Какое из этих оружий сильнее ─ трудный вопрос.

Дьявол в Юнгианском Таро

-3

На карте архетипического Таро Роберта Вонга мы видим совсем иной образ Дьявола ─ одетого по пояс мужчину, со стрижкой, без рогов и демонических крыльев. Единственное, что в нем выдает нечеловеческую природу ─ зеленый цвет кожи, который олицетворяет природосообразную составляющая в Я, отголосок неистовой Матушки Природы, архетипической Великой Матери (Тиамат, Кали и другие ее формы из разнообразных пантеонов мировой мифологемы и религии).
Какая из 4х функций личности (мышление, чувство, интуиция или ощущение) самая природосообразная в юнгианской психологии?
Это ощущение ─ функция опоры на работу собственных рецепторов. Ощущение — материальное, земля, материнское, фемининное поле влияния в Я ─ иррациональное.

Дьявол продуцирует идею рабства материи.
Как это понимать?

Для христиан Дьявол ─ аналог, противоположность Бога, Христа, олицетворяющий всю тяжесть материального мира, от которой может освободить только Христос.

Мандала на нижней части иллюстрации Юнгианской колоды уточняет этот принцип посредством образа Уробороса (змея, Змий, архетипический символ Искусителя) и рыбы (архетипический символ Христа ─ ΙΧΘΥΣ/«Ихтис» ─ представляет собой аббревиатуру греческой фразы «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель»).

Над правым плечом Дьявола ─ Солнце, как явление нового сознания, которым он правит на границе с бессознательным (образы воды и земли, также обозначенные на этой иллюстрации, метафорически демонстрируют эту границу).

Руки Дьявола широко расставлены, словно у кукловода.

Также мы видим на иллюстрации пару, которой этот демонический кукловод управляет, ─ двух персонажей, аналогичных тем, которые встретились нам в 15-м аркане марсельской колоды Таро ─ мужчину и женщину, лишенных свободы выбора.
И, хоть, эта пара представлена уже без хомутов, она все равно связана по рукам и ногам.

Кто эти люди, которых мы можем видеть на карте Дьявол, причем, в самых разных колодах разных традиций?

Перед тем, как найти ответ на этот вопрос, я предлагаю вам взглянуть на картину итальянского художника Roberto Ferri ─ «Ангел, смерть и дьявол»:

-4

Из названия становится понятно, что на полотне присутствует образ Дьявола, но мы его не обнаруживаем: вот, есть изображение мертвого Ангела; также хорошо узнаваема Смерть в черном плаще.

А кто эти двое с ними рядом? И где Дьявол?

А Дьявол и есть эти двое.

Как мы уже знаем, Дьявол одновременно несет в себе и мужское, и женское. Поэтому на картине Roberto Ferri он представлен соответствующими двумя образами ─ женщиной с терновым венцом на лоне (отсылка к теме Евы и грехопадения) и мужчиной (отсылка к Адаму, также искушенному, как и Ева, о чем свидетельствует образ убитого Ангела).

Образ мертвого Ангела ─ символ самого грехопадения, как гибели божественной ипостаси человека, похеренной из-за греха этих двоих, в силу чего они и были в итоге изгнаны из рая, стали смертными (присутствующая на картине Сущность в черном отсылает нас к теме смертности человека).

Темная, хтоническая двойственная природа Дьявола отражена, как Binarius (двоякая суть) ─ вечная конфронтация двух противоположных друг другу частей, рассогласование частей, раздор и одновременно торжество фемининности/материи/примитивного (зеленый цвет Дьявола объясняет данный принцип), потому что двойка (да и в целом, все четные числа, согласно гностическим/алхимическим представлениям) несет в себе отсылку к основам ветхозаветного мифа, к Еве и к тому, чем все это в итоге закончилось:

« <...> Безрадостное событие второго дня творения заключалось в том, что в сей зловещий день, как и в случае с Ахурамаздой, в природе Отца обнаружилась трещина разлада, откуда выполз змей, quadricor-nutus serpens, который тотчас же совратил Еву, родственную ему в силу ее бинарной сущности»

|Юнг, «Попытка психологического истолкования догмата о Троице»|.

Грехопадение трудно назвать однозначно негативным событием. Да, с одной стороны люди лишились райской безмятежности под крылом Отца Небесного. Но с другой стороны, если бы не было грехопадения, не было бы и выхода людей за пределы «Отцовской опеки», из-под его контроля.
И не было бы тогда у нас Эго и нашей возможности достичь Самости, живя в мире смертных.
Не было бы и свободы воли.

Что тогда получается?

А то, что мы видим на этой картине, а также на 15-м аркане разных колод Таро, не столько сюжет об ужасных и диких событиях, сколько ─ о неотвратимых и трансформирующих событиях.

Смерть Ангела ─ не только символ прощания с Раем, но и символ встречи с новым витком жизни: прошлый аспект Бога мертв, но рожден новый ─ да, опять же, через жертву, через боль, изгнание и преобразование. Но он при этом дает нам много значимого и ценного.

Теперь этим двоим с петлями на шее, связанным по рукам и ногам, как и героям продемонстрированной картины, предстоит возложить на свои хрупкие человечьи плечи такую непростую задачу, как родительство «всех живущих» (Быт. 3:20).