Актуальность: актуальна
Категория: Для руководителя и сотрудников
Читать или пропустить? Читать
Что понравилось
Еще одна книга про Toyota. Но мне она больше понравилась, чем Дао Toyota. В ней в основном уделено внимание 4 принципам: детальное проектирование процесса\системы, поиск и устранение проблем, обмен знаниями, обучение сотрудников. При этом рассматривается не только Toyota, но и применение этих принципов в больнице, в НАСА, в ВМФ США, и на сталелитейном предприятии Alcoa. Поэтому эти принципе проще понимаются, и я даже встроил 2-ой принцип в работу нашей команды, но, правда, не в момент возникновения проблемы, а создали отдельную встречу, на которой мы обсуждаем, как изменить процесс разработки, чтобы подобных ошибок стало меньше.
Что не понравилось
Еще одна книга про Toyota. Как будто первой не хватило. Лучше бы оставили только эту. Хотя в этой мало написано про процесс "вытягивания" и "точно вовремя".
Итог
В книге рассматриваются не всё, что есть в Toyota, а лишь основные принципы, причем с примерами применения в других отраслях. И благодаря этому они проще понимаются и хочется их применить у себя.
Из 100-го тома (https://promo.sber.ru/180/book100/009.html):
Быстродействующие организации постоянно экспериментируют и узнают все больше о выполняемой работе. Здесь не приветствуют и не любят временных решений, тушения пожаров или героических поступков. Здесь стремятся понять и решить проблемы, а не мириться с ними.
Стивен Спир, «Догнать зайца»
Что отличает выдающиеся компании от обычных? Кто-то вечно пытается угнаться за лидером, теряя очки в мире жесткой конкуренции, а кто-то задает правила игры и повышает планку. Нет сомнений, что концерн Toyota относится к числу вторых.
Пока конкуренты старались угнаться за их инновациями и запускали линейку бюджетных авто, Toyota уже закрепилась в сегменте недорогих автомобилей и предложила рынку новые джипы, грузовые машины, минивэны и гибридные двигатели Prius, открывая инновационные площадки в разных странах.
Как им это удалось? Таким вопросом задался Стивен Спир, мировой эксперт по повышению эффективности бизнеса. Он изучил все процессы компании: от производства деталей до отношений в коллективе. Анализируя мельчайшие нюансы работы организации, Спир понял секрет успеха японского гиганта: самосовершенствующуюся систему бизнеса и стоящие за ней ментальные модели. Они не зафиксированы на бумаге, но пронизывают всю корпоративную культуру концерна.
И такие модели свойственны всем по-настоящему великим компаниям. На конкретных примерах автор показывает, как машиностроительный гигант, алюминиевый завод и больница могут из эффективных предприятий превратиться в выдающиеся. Опыт Toyota и других сверхэффективных компаний можно применить в любой сфере бизнеса.
Успех книги «Догнать зайца» продемонстрировал востребованность идей Спира. Книга стала лучшей в 2009 году в номинации «Бизнес: менеджмент и лидерство» по мнению авторитетного журнала USA BOOK NEWS и получила престижную оценку «Нобелевская премия в производстве».
Что значит «быстродействующая организация»?
Конкуренция в бизнесе напоминает забег на длинную дистанцию. В разных нишах оппоненты идут вровень друг с другом, стараясь улучшить свои продукты и услуги, удовлетворяя аналогичные потребности, закупая комплектующих у одних и тех же поставщиков и нанимая работников по одной схеме. Разница между компаниями столь мала, что это поле навсегда остается местом жесткой конкуренции, нестабильной прибыли и сомнительного лидерства.
Тем не менее некоторые участники гонки бегут далеко впереди остальных. Пока основная масса пытается не отстать, лидеры достигают определенного уровня развития раньше соперников и продолжают мчаться вперед. Такие корпорации Стивен Спир и называет «быстродействующими организациями». Он полагает, что в основе их успеха лежат не только технологические инновации, но и системный подход к выстраиванию взаимодействия внутри компании.
Многие руководители традиционных компаний искренне полагают, что способны комплексно регулировать происходящие в них процессы. К сожалению, в крупных системах бывает сложно понять даже общую структуру, а руководители не всегда могут указать правильное направление работы подчиненным.
Соединение разрозненных частей в слаженно работающий механизм – это особая наука, без которой не стать лидером рынка.
Структура компании
У традиционных и быстродействующих компаний разная организационная структура. Быстроразвивающиеся организации делают упор на функциональную интеграцию на всех уровнях работы и не допускают конкуренции между отделами. Там все просто, быстро и подчинено общим задачам.
В быстродействующих компаниях ключевыми являются не формальные факторы решения проблемы, а критическое мышление и умение мыслить на опережение. Лидеру важно определить суть возможных сложностей заранее, а не заниматься экстренным «тушением пожаров». Он фиксирует возникшие затруднения и старается проявить максимум гибкости в изменении методов работы и организации внутренних процессов. В основе этого метода лежит постоянный контроль происходящего и постепенные долгосрочные изменения.
Особые свойства быстродействующих компаний
Инновационные компании, как живые организмы, успешно выполняют четыре взаимодополняющие операции.
1. Проектирование на основе имеющихся данных и встроенная система контроля
Работа в быстродействующей организации не начнется без выполнения важных условий:
• определения максимально продуктивной для достижения поставленной задачи методологии;
• возможность обнаружить любую внезапную проблему встроена в эту методологию.
Этот подход помогает увидеть пробелы в коллективном знании организации. Если такие вскрываются, быстродействующая организация без сомнений инвестирует в обучение всех без исключения сотрудников.
2. Поиск и решение проблемы
Лидеры рынка не боятся сложностей. Они контролируют негативную ситуацию, не давая ей усугубиться, диагностируют и устраняют причину возникших затруднений. Их сотрудники четко понимают связь своих действий и общего результата, делают вывод, какие именно решения повлекли за собой проблему.
3. Обмен знаниями со всей компанией
В быстродействующей организации новый сотрудник начинает работу не с чистого листа, а обращаясь к опыту каждого члена компании, который когда-либо сталкивался с этой задачей.
4. Развитие способностей каждого
Важно сделать непрерывное улучшение качества частью повседневной рутины, предоставить на это время и ресурсы всем членам команды, чтобы они могли заняться улучшением процессов, при помощи которых создаются конкретные услуги и продукты, а также могли передавать идею постоянного совершенствования рядовым сотрудникам.
Простые советы по созданию быстродействующей организации
Начните с малого. Отыщите в работе этап или систему, части которой тесно связаны, и наладьте обмен опытом между сотрудниками.
Решайте действительно важные задачи. Не отвлекайтесь на то, что не имеет большой значимости для сотрудников или клиентов.
Больше делайте, меньше решайте. Теория никогда не заменит практику.
Начните с небольшого количества сотрудников и с конкретной проблемы. Наладьте в обозначенных рамках эффективное взаимодействие со всеми уровнями руководства.
Настройтесь на то, что все (и вы, и подчиненные) совершают ошибки. Это нормально.
Не надейтесь, что когда-нибудь у вас появится масса свободного времени. Ежедневно уделяйте час рабочего времени на разработку процессов, выявление и анализ сложностей и обмен знаниями с коллективном.
Почему Сбер выбрал эту книгу для своей библиотеки
Сбербанк – лидер банковской сферы России. Мы входим в топ-10 самых крупных банков-эквайеров в мире и обкатываем более 14 миллиардов транзакций в год. На 31 марта 2021 года общее количество сотрудников составило 278 тысяч 165 человек. Однако все это не значит, что мы можем затормозить в развитии и не отвечать на вызовы современности и запросы клиентов. Очевидно, что без инновационного подхода сегодня никому не выиграть гонку за лидерство завтра.
Большие компании не могут быть эффективными без научного подхода к управлению и умения доносить ценности и стандарты качества до сотрудников на всех уровнях.
Книга «Догнать зайца» Стивена Спира – отличный помощник руководителя любого звена и учебник системного мышления для тех, кто готов, как и Сбер, строить жизнеспособные бизнес-системы, гибко реагирующие на кризисы. Постоянная функциональная интеграция и непрерывное улучшение рабочего процесса – это необходимые навыки.
Об авторе
Стивен Спир посвятил вопросу повышения эффективности компаний больше 15 лет и является одним из признанных мировых экспертов в этой теме. Он преподает и занимается научной работой в Гарвардской школе бизнеса и в Массачусетском технологическом университете. Консультирует таких гигантов рынка, как Toyota, Chrysler, Alcoa, DuPont, DTE. Статьи Спира 5 раз получали престижные премии Shingo и McKinsey за прорывные публикации в сфере повышения эффективности компаний. А его работа 2005 года была признана одним из лучших исследований в области бизнеса по данным журнала Harvard Business Review.