Найти тему

Том 8. Когда гений терпит поражение. Роджер Ловенстайн

Оглавление

Актуальность: вечная (с учетом того, что описан факт истории)

Категория: Для общего инвестиционного развития

Читать или пропустить: Инвесторам - читать, остальным - можно пропустить

Что понравилось

Книга легко читается (слушается), сложные термины не объясняются, но они особо и не нужны для понимания. Хотя, что такое фьючерсы и опционы - пришлось разузнать. Общий смысл - предсказывать будущее по прошлому можно, но один раз. Ладно, два раза)).

Читая книгу, сложилось впечатление, что 1 млн $, это такая мелочь, что даже внимания можно не обращать на таких инвесторов.

Интересно читать про еще живущих людей, которые совершали историю, когда ты в это время занимался какой-то ерундой.

Не совсем понял, зачем Сбер включил эту книгу в свою библиотеку. Хотя после 7-го тома, эта книга как пятничное пиво после трудовой недели. От мира роботов вернулись в мир людей.

Что не понравилось

С книгой все хорошо. Меня поразил другой факт. В конце книги говорится, что Меривезер после краха LT начал собирать новый фонд. Я полез в интернет и нашел, что это так. Он организовал новый фонд JWM Partners, получив инвестиций на 250 млн $, который через пару лет снова обанкротился!! Но Джон на этом не остановился и попытался создать 3-ий фонд, собрав, правда, уже меньше 30 млн. Т.е. люди ему снова и снова верили...

Итог

Многие боятся инвестиций, думая, что останутся без штанов, если с ними свяжутся. Да, в книге есть рекомендации, как этого добиться: быть самонадеянным, игнорировать мнения других людей, торговать с нереальными плечами, использовать круговую поруку, играть на жадностях других, и самому не отставать, доверять не проверяя, и т.п.

Эта книга не про хэппи-энд, а про большой эпик-фэйл, из которого можно извлечь уроки.

Из 100-го тома (https://promo.sber.ru/180/book100/008.html):

Вера в то, что риски будущего можно просчитать на основе цен и колебаний прошлого, пронизывает буквально все инвестиционные банки и отделы операций с ценными бумагами. В этом и заключается коренная ошибка LT, и понесенные ею оглушительные убытки раскрыли порок, таящийся в самой сущности современной финансовой науки.
Роджер Ловенстайн, «Когда гений терпит поражение»

Эта книга посвящена истории создания и падения американской компании Long-Term Capital Management (LTCM). Для своего журналистского расследования Роджер Ловенстайн провел серию интервью с участниками событий: бывшими сотрудниками LTCM, работниками банков и Федеральной резервной системы.

Анализируя путь LTCM, автор делает важный для всех организаций, работающих на фондовом рынке, вывод: «Хедж-фонд может играть по-крупному (и потому быть неликвидным); он может прибегать к заимствованиям (в разумных пределах). Но компания с высоким уровнем заимствований и при этом неликвидная играет в “русскую рулетку”, ибо она обязана постоянно, каждый божий день, идти по рыночному тренду, а не просто в конце концов подчиняться ему».

Эта книга была переиздана на английском языке 4 раза, переведена на японский, китайский и русский. Ее материалы используют в дискуссиях о характеристиках и перспективах рынка ценных бумаг. Судьба LTCM наглядно демонстрирует, что крупная игра требует осторожности и самодисциплины.

Книга получила множество наград, в том числе вошла в список лучших бизнес-книг 2000 года.

Чем выше взлетаем, тем больнее падать

Роджер Ловенстайн по крупицам собрал историю Long-Term Capital Management, которая на пике своего развития располагала активами в размере более 129 миллиардов долларов США.

В первой части книги автор рассказывает о взлете компании. Хедж-фонд был основан в 1994 Джоном Меривезером. Минимальный пороговый взнос при входе в него равнялся 10 миллионам долларов, вознаграждения управляющих – 25 %. Капитал инвесторов составил 1,3 миллиарда долларов.

В первые 4 года с основания фонд показывал поразительную рентабельность инвестиций. В начале 1998 года компания обладала собственным капиталом в размере 4,7 миллиарда долларов США, активы составляли около 129 миллиардов долларов при соотношении долга к собственному капиталу более 25:1.

Крах компании начался в 1998 году, когда фонд за 4 месяца потерял 4,6 миллиарда долларов (стоимость собственного капитала) после финансовых кризисов в Азии и российского дефолта.

На взлете

Автор приходит к выводу, что основатель фонда Джон Меривезер был мастером «вылепливать людей». Он брал на работу только тех, кого считал умнее себя, и вкладывал в свои кадры беспрецедентные ресурсы. Такая вера в сотрудников и опора на математическое моделирование позволила поначалу достичь значительных успехов в инвестициях: в первый год доходность после уплаты налогов составила более 21 %, 43 % – во второй и 41 % – в третий.

Сочетание необычайного для трейдеров самомнения с верой Меривезера в сотрудников было мощной, но потенциально взрывоопасной смесью. Уверенность трейдеров в собственной непогрешимости не позволила им вовремя признать свои ошибки и минимизировать убытки.

Падение

За один месяц в 1998 году LTCM потерял 1,9 миллиарда долларов США, за 4 месяца – 4,6 миллиарда. Неминуемый крах фонда имел серьезные международные денежно-кредитные последствия, поэтому в ситуацию вмешался Федеральный резервный банк Нью-Йорка. Благодаря финансовой помощи и новым управляющим компании в 2000 году Меривезер закрыл фонд, выплатив минимальную прибыль банкам-кредиторам и инвесторам. Личные убытки партнеров компании составили 1,9 миллиарда долларов. Однако общественных скандалов не последовало. Деньги были потеряны честно.

Первая ошибка – линейная оценка рынка

Внимательно изучив историю компании, можно выделить ключевые ошибки, которые привели к поражению гения LTCM.

Трейдеры LTCM использовали математические модели и формулу Блэка – Шоулза при совершении сделок на бирже. Торговые стратегии тестировали на исторических данных, которые охватывали период всего в 5 лет. На этот временной отрезок не приходились кризисы, из-за чего переменная внезапного ухудшения экономической обстановки не была учтена в расчетах. Кроме того, ученые не включили в свои модели «компонент снижения ликвидности в результате стресса».

Вся стратегия хедж-фонда опиралась на нормальное распределение волатильности, ведь согласно модели Блэка – Шоулза, ключевым элементом определения стоимости опциона является ожидаемая волатильность базового актива. Формула Блэка – Шоулза работает только на спокойном рынке. Однако в реальной жизни экономика развивается нелинейно. Понимая, что происходит разворот экономического цикла, фонд не стал сокращать риски. По мере сужения спредов компания наращивала свои заимствования.

LTCM не совершил бы этой ошибки, если бы менеджмент компании не обладал одной слабостью – жадностью. Все партнеры соглашались со сделками. В этом смысле вина лежит на каждом из них. Они отчаянно верили, что рынки никогда не сойдут с пути, указанного в их прогнозах.

Вторая ошибка – огромное кредитное плечо

Кредитное плечо, которое использовали LTCM, варьировалось от 15 до 100. Именно поэтому при наличии собственного капитала в 4 миллиарда долларов, общая стоимость активов составляла 129 миллиардов. Когда в краткосрочном периоде фонд потерял 4 миллиарда, по большому счету, это означало полное банкротство, так как все остальные активы были заемными.

Примечательно, что научные трейдеры Меривезера смогли обойти законодательное ограничение фондового рынка США, согласно которому нельзя торговать с плечом больше 2. Именно эта уловка позволяла фонду обыгрывать индекс Доу Джонса в первые 4 года деятельности. И именно она сделала падение организации столь стремительным.

Третья ошибка – формальная диверсификация

При работе на фондовом рынке важным правилом является диверсификация. На примере кейса этой книги видно, что необходимо производить диверсификацию по разным критериям, не только по географическим.

В LTCM полагали, что уменьшают риск, если держат однотипные облигации по всему миру, а не облигации одной страны. По сути, их диверсификация рисков заключалась в том, что компания делает одну и ту же ставку с низкими котировками во всем разнообразии вариантов этих облигаций.

Однако финансовые рынки всех стран взаимосвязаны: когда фондовые индексы США идут вверх, индексы по всему миру тоже идут вверх, но с разной скоростью. Соответственно, когда экономическая ситуация поменялась и условия предоставления кредитов ужесточились, сделки, заключенные LTCM, стали рушиться одновременно.

Почему Сбер выбрал эту книгу для своей библиотеки

Мы можем учиться либо на своих ошибках, либо на чужих. Книга Роджера Ловенстайна дает возможность перенять опыт американских коллег, чтобы не совершить их ошибок. Спустя 20 лет уроки LTCM все еще актуальны. Так, весной 2021 мы стали свидетелями краха фонда Archegos Capital Management. Это произошло, потому что он использовал большое кредитное плечо 5:1 на 16 миллиардов долларов капитала. Пока расчет трейдеров оправдывался, фонд получал прибыль, но как только началась ротация сектора технологических компаний Китая, в который они вложили средства на пике, брокер принудительно распродал активы, и фонд остался без собственных ресурсов.

Если бы Archegos Capital Management не использовал такое кредитное плечо или не вложил бы такой объем средств в один сектор Китая… История повторяется, напоминая нам, что риски должны быть взвешенными, а кредитное плечо – разумным.

Мы предпочитаем учиться на книжных примерах, чужих ошибках, минимизируя риски в своей работе.

Об авторе

Роджер Ловенстайн – американский финансовый журналист и писатель научно-популярной литературы, более десяти лет работал в Wall Street Journal, писал статьи для таких изданий, как The New York Times, Fortune, Atlantic и другие. Директор инвестиционной компании Sequoia Capital, с 2016 года член попечительского совета Университета Лесли. Автор 6 книг, 3 из которых стали бестселлерами по версии The New York Times.

Том 7 - Полный список - Том 9