Найти тему

Менады Диониса или охотницы Артемиды?

Кадр из сериала «Шершни» (Yellowjackets, с 2021 года)
Кадр из сериала «Шершни» (Yellowjackets, с 2021 года)

Вакхической оргией становится вначале невинный праздник, который устраивают выживающие в лесной глуши герои сериала «Шершни» (Yellowjackets, с 2021 года). Хотя он задуман как развлечение, потеха, чтобы скрасить полуголодные будни, подростки из женской футбольной команды готовятся к нему с почти ритуальной торжественностью. Мастерят маски, жутковатые декорации из звериных черепов, наряды и венки.

Участницы праздника пьют самодельную брагу из ягод, не зная, что в нее подмешаны галлюциногенные грибы. Их посещают странные видения — например, сочащееся из жирной земли молоко. Празднество превращается в безумную охоту, и вот уже лезвие ножа поднесено к горлу жертвы — юноши, в котором толпа видит загнанного оленя.

Кадр из сериала «Шершни» (Yellowjackets, с 2021 года)
Кадр из сериала «Шершни» (Yellowjackets, с 2021 года)

Пускай вместо шишек хмеля здесь сосновые, а лесная листва заменяет виноград, в участницах оргиастического праздника легко узнаются менады или вакханки — спутницы и служительницы бога Диониса. А сама ситуация напоминает миф о Пенфее. Этот царь Фив пытался остановить вакханалию и был растерзан собственной матерью и ее сестрами, принявшими мужчину за дикого зверя. Как и Шона, одна из героинь «Шершней», менады заставляют землю источать молоко, когтя ее пальцами.

Об аналогиях с историей Пенфея в «Шершнях» пишет Сахи Тирани в статье
Girls Gone Greek для JSTORDaily, видя в этом мифе едва ли не главный связующий стержень сюжета. Но она делает акцент на теме «менадизма», не углубляясь в аспекты дионисийских таинств. Я же попробую подробнее остановиться на некоторых интересных деталях, например, образе рогатого Диониса.

Древнеримская мозаика в археологическом музее города Эль-Джем, Тунис. II в. н.э.
Древнеримская мозаика в археологическом музее города Эль-Джем, Тунис. II в. н.э.

Головные уборы из рогатых черепов и образ рогатой богини из сериала соотносятся не только с верованиями коренных народов Америки или первобытными культами. Неоплатоник Порфирий писал: «Сила, что порождает плоды с твердой скорлупой и в целом плоды растений, зовется Дионисом… У Диониса есть рога, как и у Коры (т.е. Персефоны — Ф.М.), и есть у него женская форма, что обозначает союз мужских и женских сил в порождении плодов с твердой скорлупой». По версии Нонна Панополитанского, Зевс в виде змея сошелся с Персефоной, и та родила ему рогатого младенца Загрея-Диониса.

В другой статье я уже упоминал, что важная для сюжета сериала тема каннибализма имеет прямую связь с омофагией — поглощением сырого мяса жертвы служителями Диониса или самим божеством, одним из имен которого было Омофаг, буквально «поедатель сырого». Ему предшествовало разрывание жертвы на части — спарагмос.

Хотя Сахи Тирани в своей статье не приводит этих деталей, она видит главную мифологическую составляющую «Шершней» в аллюзиях к культу бога Диониса. Спору нет — то, что сценаристы вдохновлялись образом менад и дионисийскими мистериями, очевидно. Но
я считаю, что здесь не обошлось и без отсылок к культу безжалостной охотницы — Артемиды.

Опьяненные оргиастическим празднеством девушки в масках и венках, которые охотятся на «зверя»-юношу в сериале «Шершни» (Yellowjackets) — аллюзия не только к вакханалиям, культу Диониса и мифу о растерзанном вакханками Пенфее. Мне вспоминается и история охотника Актеона, разорванного собственными псами из-за проклятия Артемиды.

Гибель Актеона. Деталь росписи краснофигурного сосуда-несториды, 400-380 до н.э. Бритаснкий Музей, Лондон.
Гибель Актеона. Деталь росписи краснофигурного сосуда-несториды, 400-380 до н.э. Бритаснкий Музей, Лондон.

Как Актеон превратился в оленя (в античной вазописи и на фресках он обычно изображен как человек с растущими оленьими рогами), так и в «Шершнях» обезумевшим охотницам буквально видится голова оленя вместо человеческого лица. Самый распространенный вариант мифа связывает наказание с тем, что Актеон во время охоты случайно стал свидетелем купания Артемиды и нимф. Однако есть и другие версии — например, что Актеон похвалялся, будто превосходит Артемиду в искусстве охоты, или что он даже захотел вступить с ней в брак. Интересно, что персонаж, который занимает место Актеона в «Шершнях», пытается соперничать с лучшей охотницей из девушек, а потом добивается ее расположения.

Кадр из сериала «Шершни» (Yellowjackets, с 2021 года)
Кадр из сериала «Шершни» (Yellowjackets, с 2021 года)

В своих древних ипостасях Артемида — не только охотница, но и владычица зверей. Ее священные животные — медведица и лань. В сериале медведь сам приходит к хижине и буквально позволяет себя убить, чтобы насытить голодающих подростков — после того, как их самопровозглашенная жрица просит духа лесов, «Глушь» (Wilderness), ответить на их подношения. А олень или лось — основная добыча для выживающих в глуши героев «Шершней», о чем я уже рассказывал в статье про Охоту на Белого Зверя.

Добавлю, что в Спарте девушки-корифалистрии поклонялись местной версии Артемиды — Корифалии. Они исполняли оргиастические танцы в хижинах, покрытых листвой. А в Италии танцоры (правда, уже мужского пола), чье название, «кирритои», было связано с боданием рогами, носили деревянные маски — как участники безумного празднества в «Шершнях», где Таисса делает для себя и подруги маски из кожи и коры.

Другие статьи по теме:

От вендиго к Дионису. Мифология сериала «Шершни»

Охота на Белого Зверя в «Шершнях»

Античный каннибализм «Шершней»

Больше текстов про необычные исторические сюжеты, историю и мифологию в кино и сериалах — в моем Telegram-канале Panfilov FM

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц