Прерывистое дыхание. Скрип снега. Шепот неведомых голосов. Безмолвные глаза - черные пятна на коре берез - следят за юной девушкой, бегущей в одной сорочке через зимний лес. Тотемы из звериных костей и черепов покачиваются на ветвях. В морозном воздухе звучит охотничий клич, подражающий птичьим крикам. Избранной жертве суждено стать добычей и пищей для своих сверстниц, скрытых под масками и одеяниями из шкур.
Так — одновременно шокируя и привлекая зрителя — начинается сериал «Шершни» (Yellowjackets). По сюжету, в 1996 году женская футбольная команда средней школы Нью-Джерси летит в Сиэтл. Самолет терпит крушение над Канадой, в лесной глуши. Сериал постоянно переключается между двумя сюжетными линиями — выживанием в лесах на протяжении 19 месяцев и непростой жизнью выживших в 2021 году. Стартовав 14 ноября 2021 года, «Шершни» были хорошо приняты и критиками, и зрителями, и уже в декабре 2022 года сериал продлили на третий сезон.
Сюжет, связанный с непростыми отношениями подростков, предоставленных самим себе в глуши, сразу вызывает ассоциации с романом “Повелитель Мух” (Lord of the Flies, 1954). Его автор, Уильям Голдинг, задумал свое произведение как ответ на викторианские романы XIX века о британских подростках, которые успешно выживают на необитаемом острове. Вместо этой идеалистической картины в книге Голдинга мальчики превращаются в примитивное племя. Теперь вершину иерархии занимают охотники, а те, кто встает на их пути и цепляется за привычные нормы, могут поплатиться жизнью.
Сценарий сериала тоже стал своеобразным ответом - на резкую реакцию, которую вызвала в 2017 году идея экранизации “Повелителя Мух” с женскими персонажами, поскольку “девочки на такое не способны”. “Еще как способны” — решили сценаристы “Шершней”. Немалую роль сыграли и настоящие истории выживания в дикой природе, в том числе со случаями каннибализма.
Книга Голдинга содержала отсылки к мифологии и религиозным представлениям. Само ее название — перевод с древнееврейского Бааль зевув (ивр. בעל זבוב), имени ассиро-финикийского божества, которое в христианской традиции стало князем демонов, Вельзевулом. Малолетние охотники поклоняются некоему Зверю, которого боятся и приносят ему в жертву свиные головы, насаженные на палки. Местный провидец, Саймон, даже разговаривает с облепленной мухами свиной головой, убеждаясь, что “Зверь” находится в них самих.
“Шершни” начинаются скорее как почти реалистичная история о выживании и посттравматическом синдроме. Но постепенно количество мистических и мифологических отсылок в сериале все возрастают. Сахи Тирани в статье Girls Gone Greek для JSTORDaily видит главную мифологическую составляющую “Шершней” в аллюзиях к античному культу бога Диониса, вакхическим оргиям и поведению менад. На самом деле, все гораздо сложнее и интереснее. Можно выделить несколько пластов мифологических и религиозных отсылок в фабуле и эстетике “Шершней”:
— мифы коренных народов Северной Америки, прежде всего, алгонкинов и оджибве (вендиго, Оленья Госпожа)
— мифы и магические представления Античности (Дионис и менады, Кора/Персефона, Артемида, мифы о Тантале и Ликаоне, Дедал и Икар, Одиссея)
— глубокая архаика, восходящая к первобытным культурам (культуры охотников и собирателей, мезолитические маски из Стар-Карр, тотемы из рогов и черепов)
— кельтская мифология и неоязычество (Цернунн и “Цернунна”)
— верования народов Африки и вудуизм (жертвоприношения-мути, “дар глаз”, лоа)
— христианские образы
Этим сюжетам будут посвящены отдельные статьи — по возможности, я постараюсь избегать спойлеров, хотя иногда без них не обойтись.
Больше текстов про необычные исторические сюжеты, историю и мифологию в кино и сериалах — в моем Telegram-канале Panfilov FM