Только что обратил внимание: сосед дома «Анны Карениной» спасен от гибели Кити Щербацкой. Как принято считать, прототипом этой героини была восемнадцатилетняя княжна Прасковья Сергеевна Щербатова, за которой ухаживал сам Лев Толстой (он же — Константин Левин из романа) в 1857 году. Вот что Лев Николаевич записал в дневнике:
«Со скукой и сонливостью поехал к Рюминым, и вдруг окатило меня. П.Щ. - прелесть. Весело целый день»
В реальной жизни мечта Левина взять в жены Кити не сбылась. Ибо сама Щербацкая, то есть Щербатова, не была очарована этим ухажером. Кити напишет в мемуарах:
«Появился среди наших кавалеров и граф Лев Николаевич Толстой, вернувшийся с Кавказа и уже создавший свое "Детство" и "Отрочество" и роман "Казаки". Он усердно танцевал, знакомился, и ухаживал, носился сам с собой и искал везде и во всех, по собственному признанию, героев и героинь для будущих своих произведений. Много мазурок просидела я с ним, спорила без конца о его героях и героинях, о суете мирской, о призвании человека, о соблазнах, вносимых в народные массы нашею роскошью и балами, и... остаюсь при своем мнении, что у него на чердаке уже и тогда не все было в порядке».
Скоро юная княжна сделалась графиней, но не Толстой, а Уваровой.
Граф Алексей Сергеевич Уваров был почетным членом Академии наук, и девушке понравилась его серьезность. Позднее Кити тоже станет академиком!
Во Франции Эрнест Ренан был поражен умом молодой женщины.
«Отвечая на его удивление, я сказала, что смолоду не привыкла к романам, так как мне их не давали, а теперь, что муж у меня археолог, мне некогда ими заниматься, так как имеющиеся книги интереснее...»
В 1864 году Алексей Уваров основал Московское археологическое общество. Общество занималось не только археологией в современном смысле слова, но и нумизматикой, музеями, краеведением и т. п. В 1870-х благодаря Алексею Сергеевичу и Прасковье Сергеевне был создан Исторический музей. Жена была товарищем во всех трудах графа.
Когда в 1884 году Уваров умер, его вдову избрали председателем Московского археологического общества, потом — почетным членом Академии. Графиня написала монографии по археологии, музееведению, архитектурным памятникам и их охране, собирала всероссийские съезды.
При Московском археологическом обществе работала «Комиссия по сохранению древних памятников». В 1870-х московские храмы объявили памятниками истории, их было запрещено сносить. В 1878 году Святейший Синод предписал: любые работы по реставрации, реконструкции, перестройке храмов могут производиться только после согласования с Комиссией.
К 1910-м памятниками старины — наконец! — стали считать и гражданские здания XVIII — начала XIX века. Их тогда массово ломали. Но если раньше на это не обращали внимание, то теперь ситуация стала меняться.
Важным прецедентом стало спасение в Гранатном переулке (1914 год) находившегося в частных руках ампирного особняка графов Зубовых. Собственник начал было разрушать его, чтоб возвести восьмиэтажный доходный дом, но под нажимом общественности должен был отступить.
Примерно в это время Кити Щербацкая (то есть графиня Уварова) и ее комиссия спасли от уничтожения послепожарный Типографский корпус на Большой Дмитровке (с этим зданием было несколько проще — государственная собственность). О прошлом памятника, в стенах которого Гоголь наблюдал за подготовкой к первому изданию «Мертвых душ», я писал.
Прасковья Сергеевна продолжала свои труды до революции, потом была вынуждена эмигрировать и умерла в возрасте 84 лет в Югославии (1924 год). Впрочем, градозащитное движение, основанное графской четой Уваровых, продолжало развиваться и после их смерти.
Именно Прасковья Уварова в 1909 году основала знаменитое общество «Старая Москва», которое работало до 1930 года и возродилось в 1990.