Найти тему

Типография гоголевских времен. Как это было устроено?

Кажется, я разобрался в «анатомии» дома, где родилась наша классическая, школьная литература. Здесь выходили первые издания:

  • «Мертвых душ»
  • «Записок охотника»
  • «Преступления и наказания»

При этом Гоголь сам здесь появлялся, отслеживал процесс и поучаствовал в создании титульного листа.

Николай Васильевич Гоголь, портрет работы Александра Иванова, 1841 год
Николай Васильевич Гоголь, портрет работы Александра Иванова, 1841 год

Последний дом на Большой Дмитровке (№34с4) за двести лет почти не изменился, остается украшением улицы (1821-27 г., арх. Дормидонт Григорьев — брат Афанасия Григорьева).

Вроде, фасад суров и лаконичен. К производственному корпусу было как-то неуместно пристраивать портик с колоннами. Вместо него создали ризалит, чтобы лишить длинный дом монотонности, арочные ниши над окнами, фриз — и вуаля… шедевр «промышленной архитектуры» русского ампира.

Типографский корпус (Большая Дмитровка, 34с4), фотография автора
Типографский корпус (Большая Дмитровка, 34с4), фотография автора

Что любопытно, планировка тоже сохранилась! А еще известно небольшое описание типографского комплекса в книге 1837 года. Все это помогает понять, что видел Гоголь, входя под эти своды.

В этих стенах трудилось 170 рабочих и до 30 служащих: кроме книг, печатали тираж старейшей в городе газеты «Московские ведомости». И типография кормила Университет, принося годовую прибыль приблизительно 40 тысяч рублей серебром или 140 тысяч ассигнациями (примерно столько дали бы помещику оброка 4 или 5 тысяч душ крестьян). На эти деньги строили гимназию, обсерваторию, анатомический театр и т. п.

Посмотрим изнутри на эту типографию!

План первого этажа
План первого этажа

Нижний этаж — это огромный зал со сводами, который опирается на семь колонн (они дошли до наших дней). Колонны разделяют зал как бы на пару «нефов». К 1913 году (но может быть, уже 1840-х) там появилась продольная перегородка.

В восточном «нефе» работают ручные типографские станки.

Английский типографский станок Джорджа Клаймера «Колумбия», начало XIX века
Английский типографский станок Джорджа Клаймера «Колумбия», начало XIX века

С 1822 года в Университетской типографии стоят похожие станки системы Чарльза Стенхопа. Работа выглядит примерно так:

Цельнометаллический печатный станок в русской типографии. Ксилография, ок. 1845 г.
Цельнометаллический печатный станок в русской типографии. Ксилография, ок. 1845 г.

Доску с набранной страницей романа помещают под пресс, и, приложив усилие, печатник («тередорщик») оттискивает штамп на листе недешевой, сваренной из тряпок (но зато практически вечной) бумаги. И так — 2400 раз! Таков тираж первого издания «Мертвых душ».

Во второй половине XIX века все это механизируют, станки начнут работать на паровом двигателе. А в 1913 году (перед тем как типографию упразднят) зал со сводами попадет на фотопленку:

Зал печатных машин, фотография 1913 г.
Зал печатных машин, фотография 1913 г.

Это была одна половина печатни — «тередорная палата».

Перед тем, как штамповать страницу, ее еще надо набрать. Во втором «нефе», со стороны Дмитровки, у западных окон — так предусматривали типографские правила — корпят наборщики за своими кассами (в устройстве типографий было много тонкостей: например, полы делали только деревянными, потому что "от камня отделяется тонкая, но губительная пыль для шрифтов, краски и вальц").

Эта половина этажа называется «наборной палатой». Естественно, набирают вручную — в каждом ящичке кассы лежат свинцовые буквы-литеры, из которых складывают текст.

Наборная, фотография 1913 года
Наборная, фотография 1913 года

Жалованье у наборщиков весьма скромное (до 90 рублей в год, ок. 1850 года). Зато, когда рабочий Университетской типографии состарится, ему (неожиданно!) будут платить пенсию. Тут государственное учреждение.

Литеры, из которых складывают текст, надо еще отлить. Для этого нужен третий цех — словолитня. Он расположен в «выступе» со стороны двора (на поэтажном плане этот аппендикс почему-то не показан). Там же работает «мочильня» (где на доски наносят типографскую краску) и «смывальня» (где ее смывают).

Поднимемся наверх! Второй этаж разбит на несколько просторных комнат. Там расположена контора фактора (руководитель типографии) и самый технически сложный отдел — литография. С помощью прессов и литографических камней тут готовят рисунки.

Титульный лист первого издания "Мертвых душ", создан при участии Гоголя
Титульный лист первого издания "Мертвых душ", создан при участии Гоголя

Неподалеку работают за своими конторками пять или шесть корректоров, они же литературные редакторы. В корректоры (жалованье до 500 рублей) идут молодые выпускники Университета. Ведь в типографии имеются шрифты на десяток языков, вплоть до иврита и арабского. Впрочем, в тогдашней России больше людей, в совершенстве знающих французский, чем людей, в совершенстве знающих родную орфографию. Так что хорошего корректора отыскать сложно.

На втором этаже дворового «выступа» еще работает «сушильня», где на специальных вешалках развешивают на просушку отпечатанные листы. Рядом с сушильней есть «подъемная палата», где «поднимают», то есть сортируют высохшие листы. Тут же находятся квартирки фактора и смотрителя за рабочими.

Так была устроена университетская типография во времена Гоголя.

Продают книги в «редакторском корпусе» (Страстной бульвар, 10с1), где живет главный редактор, а рядом, в нескольких домах (большая их часть не сохранилась) находятся квартиры служащих и склады.

Университетская типография в XIX веке. Рисунок Бориса Земенкова, 1952
Университетская типография в XIX веке. Рисунок Бориса Земенкова, 1952