Причин, по которым можно не понравиться строгим членам приёмных комиссий актёрских вузов, существует несчётное количество – не киногеничная и не сценическая внешность, невнятная дикция, провинциальный говор или акцент, зажатость и как окончательный приговор – отсутствие таланта.
Юрий Яковлев
Нескладный, длинный, похожий на кузнечика 20-летний абитуриент Юра Яковлев от одного из членов приёмной комиссии ВТУ им. Щукина при театре им. Е. Вахтангова получил совет не тратить время, пытаясь поступить в театральное, а отправляться работать на завод. Категоричный педагог Владимир Абрамович Этуш был не так уж не прав: на прослушивании Яковлев не мог и двух слов связать, отчаянно стеснялся, краснел и вообще чудом не расплакался. Ну и что такому делать на сцене? Можно, конечно, мечтать об актёрстве, но как быть, если у тебя нет ни грамма данных для этого?
Спасла Юру Народная артистка СССР и прима Вахтанговского театра Цецилия Мансурова: «Вы посмотрите на его глаза!» – кричала он коллегам. Те соглашались, что глаза у парня и правда необыкновенные, но возражали, что глаза глазами, вот только куда девать непригодность этого абитуриента к актёрской профессии? Однако Мансурова сумела настоять, чтобы этого неуклюжего застенчивого парня приняли в училище под её ответственность. И если бы не она, не было бы того Юрия Яковлева, которого мы знаем и любим за работы в фильмах «Идиот», «Гусарская баллада», «Анна Каренина», «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» и очень многих других, не было бы одного из самых выдающихся актёров русской сцены.
А спустя 30 лет на записи телепрограммы о театре Владимир Этуш и Юрий Яковлев вспомнили о прослушивании, на котором профессиональная судьба Яковлева повисла на волоске. Они разыграли смешную сценку и с удовольствием показали её коллегам и зрителям.
Как отчислили Атоса
Кстати, Юрий Васильевич Яковлев был не единственным, кому Этуш в своё время посоветовал хорошенько подумать над выбором профессии и не торопиться в артисты: студенту Вениамину Смехову он рекомендовал уйти из театрального училища в математики, потому что не обнаружил у него ни обаяния, ни темперамента, ни чувства юмора. И отчислил Вениамина, который о сцене мечтал с первых занятий в школьном драмкружке. 2 года Смехов провёл в училище как вольнослушатель с испытательным сроком, и только потом смог восстановиться. Как и Яковлева, Смехова, в будущем блестящего интеллектуального актёра, подводила зажатость и стеснительность. Вероятно, в молодом парне Этуш интеллектуального начала не разглядел. По словам самого Вениамина Борисовича, тот комплекс несоответствия профессии, который у него тогда появился, он не мог преодолеть, даже получив признание и славу.
Не легче пришлось и сокурснику Смехова Александру Збруеву. Этуш увидел в нём какого-то приблатнённого хамоватого парня, такую шпану из арбатских переулков, которой нечего делать на сцене. И хотя до отчисления не дошло, отстоять своё право быть актёром Збруеву стоило большого труда и нервов.
«Вы пол-алфавита не выговариваете!»
Создавая образ Нины Соломатиной, героини фильма Татьяны Лиозновой «Карнавал», Ирина Муравьёва рассказывала и свою собственную историю. Когда-то она получила горькую пилюлю во всех театральных вузах, куда пробовала поступить. «Вы пол-алфавита не выговариваете!» – такой «подарок» получила будущая звезда от членов приёмных комиссий. Только на следующий год Ирине удалось стать студенткой студии при Центральном детском театре – конкурс там был небольшой, а брали только москвичей.
Услышать не самые приятные отзывы о качестве собственной дикции и получить совет заняться чем-нибудь другим довелось Иннокентию Смоктуновскому, Сергею Маковецкому, Георгию Буркову, Андрею Панину, Владимиру Стеклову.
Камушки во рту
О своих речевых дефектах Стеклов знал, но искренне считал, что это всего лишь его индивидуальная особенность, почти элемент шарма. Однако педагоги в Астраханском театральном училище пришли от такого шарма в ужас. «Мало того, что вы картавите, шепелявите, у вас слюна капает от волнения, вы краснеете, бледнеете, заикаетесь. Всего этого для одного человека чересчур много!» Ошарашенный Стеклов взялся за себя. Точнее, за мелкие камушки, которые целыми днями отправлял себе в рот и так разговаривал или читал текст. Училище он посещал вольнослушателем, а полгода спустя, когда его речь заметно улучшилась, смог стать полноправным студентом.
Крамаров
В середине 50-х Савелия Крамарова не приняли ни в один театральный вуз. Тому способствовало много причин – своеобразное лицо, отличительной чертой которой было заметное косоглазие, еврейское происхождение, биография отца, который покончил с собой, отбывая заключение. Крамаров поступил в лесотехнический институт, но упорно продолжал мечтать об актёрской профессии. Получив диплом, он некоторое время работал озеленителем и рассылал свои фотографии с глазами, глядящими в разные стороны, по студиям. И однажды парню, над которым окружающие смеялись, узнавая о его мечте сниматься в кино, улыбнулась удача – Савелия позвали сыграть сначала эпизод, потом стали понемногу приглашать на небольшие роли всевозможных хулиганов и чудаков.
Это тянулось очень долго, целых полтора десятка лет. «Выстрелил» Крамаров в фильме «Неуловимые мстители», когда его героя принялась цитировать вся огромная страна: «А вдоль дороги мёртвые с косами стоять… И — тишина!» Потом были роли в фильмах «Трембита», «Джентльмены удачи», «Большая перемена» и многих других. И сумасшедшая, невероятная слава одного из самых обожаемых комиков страны.
Диплом ГИТИСа Крамаров получил в 1972 году, когда ему исполнилось 38 лет. К тому времени популярность талантливейшего актёра зашкаливала – не было в СССР человека, которому не были бы знакомы лицо Савелия Крамарова и сыгранные им роли.
«Неинтересная внешность и отсутствие актёрских задатков»
Попробуйте, уважаемый читатель, угадать, кто дожил почти до 40-ка лет с таким приговором специалистов от кино в свой адрес. Вряд ли у вас получится, потому что говорили это о Юрии Никулине. По причине никуда не годных данных его не приняли ни во ВГИК, ни в ГИТИС. И тогда Юрий Владимирович неожиданно для себя увлёкся цирком и поступил в школу-студию при Цирке на Цветном бульваре. В это трудно поверить, но первую небольшую роль в кино Никулин сыграл только в 37 лет. Раскрыл Никулина режиссёр Леонид Гайдай, в фильмах которого непревзойдённый мастер сыграл свои лучшие роли. Кроме этого, были работы в картинах «Когда деревья были большими» (1961), «Они сражались за Родину» (1975), «Чучело» (1983) и многих других.
Не Афродита
Первая попытка поступить в ВТУ им Щепкина для Инны Чуриковой закончилась провалом. Не приняли её и в Школу-студию МХАТ. Хуже того, один из членов приёмной комиссии окинул критическим взглядом юную абитуриентку и спросил напрямик: «А знаете ли вы, кто есть Афродита? Это богиня красоты. Идите и посмотрите на себя в зеркало!» Многоопытный педагог вряд ли мог себе представить, в какого космического уровня актрису вырастет эта не отличающаяся классической красотой девушка. Заметными стали её самые первые роли в кино, особенно когда 21-летняя Инна с блеском сыграла Марфушку в сказке «Морозко». По-настоящему талант Чуриковой раскрыл её муж Глеб Панфилов, много снималась Инна Михайловна и у других режиссёров. Роли в фильмах «Начало», «Васса», «Военно-полевой роман», «Курьер», «Ребро Адама» сделали «не Афродиту» звездой первой величины.
«За профессиональную непригодность»
А кому-то вообще не было суждено взять в руки диплом театрального вуза.
Карьера у непрофессиональной актрисы Татьяны Пельтцер долго не складывалась. Ей было 27 лет, когда с большим трудом удалось поступить в театр им. Моссовета. Но через три года Татьяну выставили оттуда с позором и формулировкой «за профессиональную непригодность». Свой театр и свой путь в кино блестящая актриса нашла почти в 50. Всенародная любовь пришла к Татьяне Ивановне, как она шутила, «вместе с пенсией». Пельтцер обожали зрители, у режиссёров она в течение почти 4-х десятков лет была нарасхват, билеты на спектакли с её участием становились страшным дефицитом. Жаль только, что многочисленные поклонники смогли увидеть, запомнить и полюбить героинь Пельтцер бабушками и тётушками.