Томскому белорусскому землячеству исполнилось 22 года. И всё это время им руководит Любовь Адаскевич
– Может, не надо об этом писать? – скромно улыбается Любовь Александровна. – Мужа уж нет в живых, проблемы ушли, дочка выросла. У меня давно новый муж. Вот ведь – каламбур: давно, а новый... Он кандидат наук, доцент, работал в Томском политехническом университете. Всё у нас хорошо. Возможно, скоро переедем в Геленджик, уже купили квартиру. Я этим летом нашла там человека, он пытается создать землячество, привезла ему флаг белорусский. У каждого из нас, белорусов, – своя жизнь, своя ситуация, свой путь. И где бы мы ни жили: в Томске, в Иркутске, в Геленджике, в Москве, – а Беларусь всегда в душе. Та, в которой родился, которая тебя выкормила, воспитала, которая ласкала. Родина – как вторая мама. Даже не вторая, тут числительные не подходят. Просто есть мама – человек, а есть мама – Родина.
Передо мной – успешная женщина. Красивая, эффектная, во взгляде – мягкость, помноженная на твёрдый характер, энергия. И огонь в глазах, сейчас такой модно называть «харизмой». Так вот, харизма – бешеная. Это чувствуется и по разговору, и по тому, с какой гордостью она показывает маленький кусочек Беларуси, с другими томскими белорусами обустроенный ею здесь, в старом купеческом городе на берегу Томи.
– У меня история простая. В деревне родилась. Гродненская область, Новогрудский район, Осташино. В семье – четверо детей: я, младшая, две сестры и брат. Мне три года исполнилось, когда отец умер. Тяжело было маме нас поднимать, но она справилась. Всех воспитала, всех выучила. И все разлетелись по стране.
А я осталась в деревне. Окончила в 1976 году Гродненский пединститут, получила место в нашей сельской школе, завела хозяйство. Вышла замуж, родила дочь. Тем, что я – учительница, очень гордилась.
Всё бы хорошо, но с мужем жизнь не заладилась. Ведь не так много у нас семей, где мир, покой да любовь. Везде бывают и скандалы, и размолвки. Обычно люди стараются притереться, привыкнуть, заставить себя определить такую жизнь как некую норму, по принципу «все так живут». В крайнем случае – разводятся. Но в деревне не особо разведёшься, сама деревня – как ещё одна семья, только расширенная. Люба несколько лет честно пыталась притереться, сохранить семью, хотя бы для того, чтобы не травмировать дочь. Но с годами становилось сложнее. Однажды, после очередного конфликта, Люба взяла пятилетнюю дочь и с одним чемоданом ушла. Вернее, уехала.
Сначала в Москву. Там просидела три дня на вокзалах, не решаясь сделать выбор, куда отправиться. Куда угодно, только не обратно, К тому времени одна старшая сестра жила в Риге, другая – в Томске. Там же жил и брат.
– Позвонила сюда, сестре. «Как дела?». «Да вот, такая проблема». «Нет никакой проблемы, приезжай к нам». Так здесь и оказалась.
Без малого 30 лет она руководит томским городским Домом детства и юношества «Факел». Когда приняла должность, здесь работал единственный изокружок. К нему добавились театр, музыкальный ансамбль, фотокружок, туристический и велоклубы, мастерская... В 2000 году клуб получил статус муниципального образовательного учреждения, а два года спустя стал лауреатом в сфере образования Сибирского Федерального округа и экспериментальной площадкой Министерства образования. Сегодня это одно из лучших детских государственных учреждений Томска. А его директор, почётный работник образования Российской Федерации Любовь Адаскевич – один из самых уважаемых в городе руководителей, её труд отмечен медалями «За большие заслуги перед городом» и «За заслуги перед Томской областью», золотой медалью Всероссийского конкурса «Управленческий ресурс» и кучей почётных грамот.
В 2010 году на базе «Факела» создали Центр этнокультурного воспитания детей. То есть воспитание на основе национальных ценностей, традиций. Когда маленький человек ощущает себя не просто жителем планеты Земля, а ещё и продолжателем того, что делали отцы, деды, прадеды, – это и есть то, что мы называем «крепкими корнями» или «жизненным фундаментом».
Наша хатка маленька
В томской области около 5000 белорусов. Люба с земляками пронесла любовь к Синеокой не только через десятки лет, но и через тысячи километров. И создала здесь свою маленькую Беларусь. В 2000 году создали на базе «Факела», общество белорусско-русской культуры «Белые росы», позже оно трансформировалось в Региональную общественную организацию «Национально-культурная автономия белорусов в Томской области». Председателем всё время существования остаётся Любовь Адаскевич.
Рассказать, сколько за эти годы сделано, почти нереально. Были фестивали, выезды в поселения белорусских переселенцев (таких, возникших еще до революции, в области немало), приёмы, выставки, спектакли, выпускались газеты, книги, разрабатывались пособия, организовывались национальные музыкальные коллективы, устраивались кружки и курсы, проводились встречи, семинары... Но осевую доминанту, сердце землячества мне показали.
За дверью в холле не кабинет, не класс, не аудитория, а настоящая белорусская хата, с бревенчатыми стенами, побелённой печью, соломенной птичкой, свисающей с потолка. Посреди хаты – большой стол с лавками. Но пока в избе пусто – только я, Любовь Александровна и педагог центра Ирина Татуйко.
– У нас Любовь Александровна этой идеей долго болела, – рассказывает Ирина. – Однажды говорит: «Пиши проект! Образовательный, этнокультурный». Я написала. Она нашла финансирование, получила грант, и теперь у нас, в центре Томска «белорусская хатка».
– Деньги-то получили небольшие. Можно сказать – стартовый капитал. В основном поднимали силами увлечённых идеей томских белорусов. Наша преподавательница живописи Людмила Шафигулина, у неё корни белорусские, красила, эскизы делала. Юра Чернышов помогал – он родился в Беларуси, а сейчас живёт в Томске, работал художником в краеведческом музее. Многие помогали, вещи белорусские приносили. Вон на окне рушник – я его из Беларуси привезла. У нас в деревне так рушники на манер занавесок вешали. Наша традиция.
Все вещи в избе или сделаны руками томских белорусов, или привезены из деревень. Вот только фотографии на стене пересняты.
– Это же история семьи, кто их так отдаст? Мы пересняли, отпечатали и повесили. Но повесили именно так, как они на самом деле висели.
Чтоб жизнь солью не казалась
Белорусской избе в Томске скоро исполнится 14 лет. За это время она выросла в серьёзный проект. Здесь проводят мастер-классы, вечера, собирается совет белорусской автономии. Здесь принимали руководителя Новосибирского отделения Посольства Беларуси в России Сергея Пяткова. Принимали, как и положено, хлебом-солью. Здесь же иногда проводят свадебный обряд, пусть и частично. Тут у белорусов своя традиция.
– Мы молодожёнов от порога встречаем, – рассказывает Любовь Александровна. – С рушниками. Никакой соли, подаём каравай с мёдом, чтобы жизнь была сладкой и счастливой.
– У белорусов – хлеб-мёд, – поддерживает её Ирина Николаевна. – Это древняя традиция. Пропп пишет, что у белорусов лучше сохранились архаические, даже языческие традиции, во многом утраченные в России.
Каравай – тоже особая история. Мне её рассказала Ирина:
– У нас проводятся мастер-классы по белорусской выпечке хлеба, пирогов. Традиционно женщина была хранительницей очага, пироги пекла, мужа встречала, вот и у нас на эти классы приходят женщины. Хотя случается – и мужчины заглядывают. И не только белорусы. У нас обрядовая выпечка славян. Зерно – символ плодородия, бессмертия практически у всех народов. Хлеб, мука – понятия сакральные. Старики говорили: «Грех хлеб пинать или выбрасывать. Птичкам отдай». А птичка – это душа предка. Накормил – и уже радостно. На праздники пекли особую выпечку – она должна была прославить высшие силы и ею поминали предков. Блины – никоим образом не символ солнца, а древнейшая культовая поминальная обрядовая еда. Почему на второй день свадьбы подают блины? Предков призывают, это продление рода, связь времён и поколений. Души предков тоже присутствуют на свадьбе и радуются со всеми.
– Детей белорусскому учите?
– В основном – в песенном варианте. Или в сказках. Как-то мы колядки проводили, раздали листочки и давали возможность прочитать и по-белорусски, и по-русски. В какой-то момент предложили: давайте попробуем поговорить на белорусском. Ничего не навязывая – что получается, то получается. Получается.
Отдельная гордость томской автономии – международные фестивали белорусской культуры «Радзiма мая – Беларусь».
– Мы первые пригласили гостей на свой фестиваль. Приехали из Новосибирска, Иркутска, Тюмени, Омска, Кургана, с Алтая, из Казахстана. Было это 1 мая, и мы шагали в дружной колонне – томичи и все остальные. И самая большая колонна была белорусская.
Но даже в «белорусской хатке» не зацикливаются на одном народе.
– Мы выиграли грант на проведение городского праздника в рамках проекта «Единство». У нас здесь были казахи, армяне, узбеки, чуваши, евреи, цыгане... Получилось сказочно. Сейчас мы выиграли очередной грант на праздник «В единстве – наша сила», к подготовке которого уже приступили. Много мероприятий проводим, очень много.
Есть и проект «Учимся жить вместе» – детей учат взаимопониманию между национальностями, толерантности, терпимому отношению друг к другу.
– Я вам так всё сумбурно рассказала, – оправдывается на прощание Любовь Александровна. – Это потому, что времени мало, а дел много, и рассказать обо всём хочется. Мы ведь и на «Славянский базар» ездили, и в Минске в фестивале принимали участие... У нас замечательный мужской ансамбль «Лявоны». Несколько дисков записали. Я об этом могу говорить бесконечно. Хоть и прожила большую часть жизни здесь, в Сибири, а люблю замечательную нашу Беларусь. Люблю то, что делаю. И надеюсь, что-то из этого останется у людей в памяти.
Валерий ЧУМАКОВ
Фото автора
Вам по нраву материал — подпишись на наш канал ➕
Чтоб и дальше было так — не забудь поставить знак 👍