VIII-IX века стали для Византии временем бурных потрясений как во внешней политике, так и во внутренней, где основополагающим фактором стала ересь иконоборчества, поддержанная светскими властями во главе с императором, стремившемся окончательно подчинить Церковь себе. Справедливости ради надо заметить, что у византийских императоров в деле иконоборчества было немало сторонников среди священнослужителей, причём совершенно искренних, как, к примеру, Игнатий Дьякон, занимавший кафедру никейского митрополита.
Своё прозвище Игнатий Дьякон получил за то, что стал митрополитом, не получив священнического сана, который по обычаю давали после 30 лет. Выходец из знатной семьи, он рано осиротел, остался в живых только его старший брат, бывший клириком у патриарха Константинопольского и устроивший брата в Патриаршию школу, готовившую клириков для Константинопольского патриархата и епископов. Вскоре после этого брат Игнатия умер, а он сам устроился писцом и письмоводителем у патриарха Тарасия (784-806), который рукоположил его в дьяконы, а у сменившего его патриарха Никифора (806-815) он был уже клириком и вскоре оказался в эпицентре политической борьбы того времени.
После возобновления иконоборчества императором Львом V Игнатий Дьякон присоединился к иконоборцам, написав оскорбительную для иконопочитателей эпиграмму, за что был замечен императором и поставлен им во главе Никейской митрополии. Своей митрополией он правил весьма ответственно, впадая в серьёзные противоречия, с одной стороны, он писал оды и поэмы, восхваляющие императоров-иконоборцев, а с другой стороны он всячески противился отчуждению церковного имущества налоговой инспекцией. После Торжества Православия в 843 году он, как и другие священнослужители сторонники иконоборчества, был низложен и отправлен в ссылку в монастырь Андинион на Олимпе, где смог целиком предаться литературному труду, благодаря чему история Византии и её ближайших соседей, в частности, Руси пополнилась многими ценными источниками. Игнатий Дьякон дожил до 870-х годов, являясь негласным советником патриарха Константинопольского, но прославился он благодаря своим литературным трудам, оставившим заметный след в византийской культуре VIII-IX веков.