Найти тему
ЛенПросвет (Hellen Geographic)

Чтобы помнили, или История Таманского саркофага

Когда фашистская саранча начала стремительно расползаться по нашей родине, сжирая один за другим города летом 41 года, в музеях по всей стране днём и ночью сотрудники упаковывали бесчисленное количество коробок, чтобы эвакуировать народное достояние. Но некоторые объекты нельзя было вывезти или спрятать.

В ГИМ в зале номер 6 стоит уникальный мраморный саркофаг 4 века до н.э, который был найден на Лысой горе в Таманской станицы Краснодарского края.

Две с половиной ТЫСЯЧИ лет назад на месте станицы Таманской находилась древнегреческая колония Гермонасса, основанная в VI веке до н. э, В городе было много нарядных зданий и храмов, Сгены их были облицованы мрамором или покрыты разноцветной штукатуркой, мраморные колоны украшали фасад, красные черепичные крыши эффектно выделялись на ярко-синем небе.

А за городом живых находился некрополь с курганами под которыми были спрятаны богатые усыпальницы. В начале 20 века эти курганы привлекали кладоискателей. В 1916 году был найден и наш саркофаг. Все ценные вещи из него украли, крышку закрыли и так и оставили. Но спустя месяц о находке стало известно сотрудникам керченского музея.

-2
Вначале «необычный гроб» осматривал внештатный сотрудник Кубанского войскового музея В.В.Соколов. Затем захоронение обследовала группа ученых под руководством директора Керченского музея В.В. Шкорпила, которым достались лишь две небольшие золотые вещи - подвеска и звездочка, а также разбросанные кости двух скелетов. Но, тем не менее, изучив саркофаг, они отметили, что «такого редчайшего экспоната античного искусства на территории России пока еще никто не находил».

Саркофаг решено было извлечь из кургана. Чтобы доставить его в Тамань потребовалось 18 пар лошадей, которые были впряжены в сани. Деревянные полозья да по каменной дороге... Искры летели во все стороны, чтобы избежать пожара дорогу перед саркофагом приходилось поливать водой. Шла первая Мировая война. Ни сил, ни средств для отправки саркофага в столицу или Москву не было. Так он и остался в Тамани.

-3

Началась Великая Отечественная война. Фашисты пришли на нашу землю. Конечно, саркофаг был им интересен. Так его перевезли из Тамани в Керчь для дальнейшей отправки в Германию. Сделать это фашистская саранча не смогла. В 1944 году Красная Армия освободила Крым.

-4
Таманский саркофаг оставили изуродованным. Ящик был цел, а вот крышку разбили на куски, изрешетили из автоматов, испачкали тавотом (несмываемая смазка).

Уже в июле 1944 года за саркофагом из Москвы приехала Наталья Валентиновна Пятышева.

В годы Великой Отечественной войны Н.В. Пятышевой пришлось практически заново создать экспозицию древних городов Северного Причерноморья  в условиях эвакуации собраний ГИМ.

-5

Ещё в довоенные годы какое-то время Наталья Валентиновна работала в Херсонесском музее — хранителя Византийского отдела. Часто была на раскопках. Например, Фанагорийские экспедиции 1936-1937 и 1939 года. Возможно, Наталья Валентиновна видела саркофаг былом величии. А теперь её сердце было разбито на 1670 осколков, как и крышка мраморная крышка саркофага.

«Ничего, ничего, - успокаивала она себя, - доставим все в Москву, отмоем, склеим, вылечим, вернем красоту и блеск»

История транспортировки достойна экранизации.

Пятышева добилась, чтобы ей выделили двадцать саперов и отдельный вагон для транспортировки саркофага в Москву. Причем явно проявила женскую хитрость, которой славились еще древнегреческие богини. В сопровождающих документах было написано, что в ГИМ везут «гроб металлический с покойником». Кто был тем дорогим покойником (знатным революционером-большевиком?), для которого выделили целый вагон, история умалчивает. Все бы хорошо, но в Москве железнодорожники, открыв вагон и обнаружив вместо «гроба металлического с покойником» ящик мраморный без кого бы то ни было внутри, устроили скандал. Переговоры, на которых железнодорожники требовали трехкратной компенсации от музея, едва не зашли в тупик, но в конце концов саркофаг как-то вызволили.
-6

Она своё слово сдержала. И лично помогала А. Д. Чиварзину возвращать саркофаг к жизни. Это возвращение длилось почти 10 лет. Когда будете в зале номер 6, остановитесь у этого мраморного саркофага. Он ещё помнит тепло рук той, которая его спасла и возродила.

Спасибо вам, Наталья Валентиновна!