Поговорим о контрольных прокатах?

286 прочитали

Мне кажется, когда улеглись восторги и разговоры, настало время проанализировать некоторые моменты.

Контрольные прокаты 2023, открытие сезона.
Контрольные прокаты 2023, открытие сезона.

***

Начну с того, что удивительным образом на контрольных прокатах оказались пары, которые не входят в сборную. Это я о Косторной/Кунице и Собининой/Ходыкине.

С точки зрения спортивной их здесь не должно было быть. С точки зрения привлечения зрителей в "Мегаспорт" и кассового сбора - да, это логично.

Я сама ждала эти пары, поскольку хочется понять их готовность, уровень и т.д. Тем более, интересно посмотреть на дуэт Косторная/Куница, который неожиданно возник зимой сезона 2022/2023 (сначала в шоу, а потом уже и как спортивный дуэт). Однако когда речь идет о выступлении сильнейших спортсменов страны, то это пока совсем другая история. На соревнованиях пары не обкатаны, результатов еще нет, уровень катания пока еще не приблизился к высокому (молчу про топовый).

***

Но... The show must go on!

***

Наблюдаю некую, на мой взгляд, не очень здоровую тенденцию, которая превращает мой любимый вид спорта в show. Родители не зря говорят детям: "Не ешь много сладкого - будет диабет". Возникает ощущение, что доминирование шоу-составляющей в российском фигурном катании начинает вызывать не очень здоровые тенденции.

***

Все красиво! Хорошо оформленная ледовая арена. Красивые фигуристы. Безусловная поддержка болельщиков. При этом ведение шоу - на уровне капустника. Срывающий голос Максим Траньков (зачем орать в микрофон, если и так все слышно?!), традиционные вопросы Алины Загитовой про эмоции, традиционные, повторяющиеся от трансляции к трансляции дифирамбы тренерам и спортсменам. Ощущение, что ведущим некогда было готовиться к прокатам. Что появилось нового? Добавилась (не очень понятно, зачем) шутка про "безызбежность" (ошибка Алины Загитовой, ставшая ее монетизируемым мерчем), "проехались" по Алине Горбачевой - "нашлась".

Мне кажется, когда улеглись восторги и разговоры, настало время проанализировать некоторые моменты.-2

Спокойные и уравновешенные, профессиональные комментарии Александра Гришина "утонули". Контрольные прокаты превратились в междусобойчик, где две звезды - Максим Траньков и Алина Загитова тянули одеяло на себя в полной уверенности, что они неподражаемы. Утрирую, конечно. Сразу оговорюсь, что с глубочайшим уважением отношусь и к Максиму, и к Алине, но из песни слов не выкинешь. Попахивало самодеятельностью, неподготовленностью при внешней прилизанности и красивом оформлении.

Мне было искренне жаль спортсменов, которые через секунду после огромных физических нагрузок должны были говорить, порой даже плохо соображая, о чем их спрашивают. Можно было дать ребятам передышку и спрашивать "в закулисье", сделать более интересные и содержательные интервью. Или же заранее на тренировках провести съемки, тем более, все заставки сняты были в Новогорске во время сборов. Ну, как получилось = так получилось. Хотели, как лучше, свежее, интереснее.

***

Что касается самих прокатов.

Понятно - программы не вкатаны, будут вноситься изменения, для того контрольные прокаты и проводят. Они - в первую очередь для специалистов. Но в то же время уже заметны определенные тенденции. Пожалуй, лучше всех готовы парники. Видно, что они заинтересованы в росте, развитии, готовы показывать сложнейшие элементы. И еще - они мотивированы. Мотивированы уже тем, что между ними складывается острейшая конкуренция - между спортсменами, между школами. Но еще и конкуренция международная. И пока наши пары в заочной борьбе, пожалуй, выигрывают. Вот Осенняя классика. Канада. Соревнования проходили как раз в это же время.

И наши дебютанты.

Не говорю уже о топовых фигуристах.

Отточенность движений, интересная хореография наших спортсменов привлекает внимание сразу.

Очень понравились программы Бойковой/Козловского. Кадырова/Колесов профессионально растут. Это заметно. Еще одна пара, которая выступала на контрольных прокатах, но внимание к ней "съели" дуэты медийно раскрученные, это Елизавета Осокина/Артем Грицаенко. Тоже пара новая, тоже не понятно, по какому принципу отобранная на контрольные прокаты сборной, но она неожиданно выступила интереснее, чем Косторная/Куница и Собинина/Ходыкин. Видно, что со скамейкой запасных у пар пока не очень. Есть пары - лидеры и далее - большой отрыв. Не все смогли выступить, не было ведущих пар Слюсаренко (по состоянию здоровья). Не понятно, продолжат ли карьеру Тарасова/Морозов.

***

У женщин - все ровно. Квады прыгают. Но явных лидеров, которые бы вели за собой нет. Нет того фантастического прорыва, который мы наблюдали с олимпийского 2014 г., когда фантастические по красоте программы показала Юля Липницкая, потом удивительная стабильность Жени Медведевой, за ней пришла Алина Загитова с усложненной по максимуму программой, что было в те времена прорывом. Наконец, знаменитые ТЩК с их тройными Акселями, квадами, к которым присоединилась Камила Валиева, совместившая сложность программ с потрясающей пластикой.

Процесс понятный - усложнять программы стали все. Все стремятся к победе, а возрастной ценз для взрослых соревнований вырос. Поэтому талантливые спортсменки стали переходить в парное катание - та же Елизавета Осокина, которая еще в позапрошлом сезоне участвовала в соревнованиях одиночниц.

Если честно, то я не могу выделить особо какую-то спортсменку, которая бы произвела на меня сильное впечатление своей программой. Сначала хотела написать про Ксению Синицыну, но потом подумала, что она продемонстрировала очередное кантиленное катание, которое просто выделяется на фоне остальных программ, но нового в ее фигурнокатательном творчестве, к сожалению, не заметила. Четыре спортсменки Этери Тутберидзе - Софья Акатьева, Майя Хромых, Камила Валиева и Аделия Петросян, даже если бы мы не знали, что они из "Хрустального", показывают программы, хореографический почерк которых сразу читается. И он перестал быть новым и революционным. И это, поймите меня правильно - совсем не критика тренерского штаба, отнюдь нет. Это, скорее, "поскрипывание" болельщика, которому новое подавай. А новое изобрести крайне сложно. Пошел процесс стабилизации (не застоя, а, повторюсь, стабилизации) и затишья в условиях новых правил, определяющих, в том числе, повышение возраста взрослых фигуристов. Но радует то, что наши девочки, выйдя на международную арену сейчас, точно будут лидировать.

Сравнивайте. Вот Каори Сакамото. Лидер на Autumn Classic International - 2023 по сумме программ.

А это Камила Валиева.

Софья Акатьева

И Аделия Петросян

Наши одиночницы - вне конкуренции.

Мужское одиночное катание привлекло внимание однозначно!

Порадовал своим возвращением Илья Яблоков.

Максим Траньков почему-то назвал эту композицию музыкой из фильма "Золотая лихорадка". Но это композиция Эннио Морриконе из спагетти-вестерна Серджо Леоне "The Good, the Bad and the Ugly". Действие происходит на территории штата Нью-Мексико во время Гражданской войны, в 1862 г. В центре сюжета судьба преступников, узнавших о пропавшем золоте конфедератов.

Интересные программы представили многие спортсмены. Если не говорить о сложности, об ошибках, о том, кто и как готов, я бы выделила с точки зрения зрительского восприятия то, что показал на льду Матвей Ветлугин и Евгений Семененко.

Есть, с кем сравнить из зарубежных фигуристов.

И, что хочется отметить, сравнение - в пользу наших ребят. У них программы интереснее.

Конечно, все программы не поставить, да и ни к чему. Смотрите их здесь.

Но заочное соревнование между нашими парнями и зарубежными фигуристами идет, в том числе, с Ильей Малининым.

***

История про то, как Петр Гуменник поменял новую КП на прошлогоднюю, стала уже притчей во языцех. Ее не обсуждали только ленивые, поэтому не буду напоминать, если еще не в курсе дела - читайте здесь.

Я - о другом. Как показывает статистика, около 50% выбранной фигуристами сборной России музыки на сезон 2023/2024 имеет авторство или американских, или британских композиторов. Даже приводят цифры - 47 из 106 вариантов.
А 80% - страны НАТО. Более того, Марк Кондратюк и пара Мишина/Галлямов катаются под "Оду к радости" (Шиллер и Бетховен) в современной обработке.

Мне кажется, когда улеглись восторги и разговоры, настало время проанализировать некоторые моменты.-3

То есть по сути катаются под гимн Европейского союза. Можно, конечно, сказать, что это музыка Бетховена, но она, как в свое время музыка Глинки для России, стала гимном и воспринимается совершенно однозначно. \

А вот и сообщение из Телеграмма.

Мне кажется, когда улеглись восторги и разговоры, настало время проанализировать некоторые моменты.-4

Меня больше волнует другое. Смотрела контрольные прокаты юниоров. Когда Маргарита Базылюк катает под музыку из мюзикла "Отверженные", это понять можно, зная произведение Виктора Гюго и понимая, хореографию, которую поставили спортсменке. Но когда Мария Гордеева берет для произвольной программы музыку из фильма "Матильда" о Матильде Кшесинской - возникают вопросы. Первый из них - понимает ли девочка, какой образ она создает на льду?

"If You Go Away" Патрисии Каас - одна из самых невинных песен, которые используют для юношеских программ. Там есть слова:

"Когда наша любовь начиналась, а сердца были окрылены,
Когда день только занимался после долгой ночи
А луна стояла неподвижно,
когда птицы пели"

Думаю, Вы понимаете - о чем я. Когда разрешили использовать в программах песни, наверное, нужно думать, что предлагать юным спортсменам, что брать, а что нет (и не только юниорам, но и взрослым). Стала смотреть ПП у девочек, когда зазвучала музыка Иссаака Шварца из "Белых ночей", была несказанно рада. Даже только из-за музыки запомнила спортсменку - Таисья Коробицына из Татарстана, - настолько все "иностранизировано" и не соответствует по содержанию юному возрасту участников.

Что касается взрослых спортсменов - история та же самая.

***

Танцы на льду.

Этот вид я ждала особо. Было очень интересно, что покажут пары. Тем более, вернулись Степанова/Букин, тем более, межсезонье принесло столько перемен.

Александру Степанову и Ивана Букина было очень радостно видеть, однако осторожничали они изрядно. И очень волновались. Конечно, пока рано судить, но уже то, что они на льду и тренируются, внушает большие надежды - планку в этом сезоне смогут поднять. Их произвольная программа по-хорошему удивила. Они совсем другие в ней, отличаются от себя прежних.

Менее нервно, чем на протяжении всего прошлого сезона, катались официальные лидеры команды - Елизавета Худайбердиева и Егор Базин. Помню прошлогодние прокаты и то электричество, которое они принесли на лед. То ли это было желание "всех порвать", то ли просто такой был настрой - не знаю. Неукротимый нерв чувствовался и на этапах Кубка России, и на чемпионате России. Возможно, отсюда и падения, и слезы, и даже взаимные упреки в кисс-энд-край. Сейчас все мастеровито, без надрыва. Правда, почему-то программы не запомнились.

Хороший, добротный уровень показали и другие пары. Для меня стали открытием Хавронина/Нарижный. Во всяком случае - на контрольных прокатах. Свежий ветер. Как они будут выступать, какие уровни элементов показывать - другой момент. Но пара смотрится на льду хорошо, программы интересные, есть находки, видно, что есть контакт между фигуристами.

***

Наверное, когда очень чего-то ждешь, часто ожидания не оправдываются. Я очень ждала начала сезона, контрольных прокатов. Это как Новый год в фигурном катании. Вспоминала предолимпийский год и прокаты в Челябинске. Тогда их вели Максим Траньков и Маргарита Мамун. Не было такой, как в этом году, помпезности, но прокаты принесли и восторг от 5 четверных Саши Трусовой, и слезы Артура Даниеляна, которые не смог реализовать на льду то, что хотел после травмы, интересный прокат Марка Кондратюка, ощущение после выступления Михаила Коляды в ПП: "Лучше бы "Белого ворона" оставил"... Ведущие задавали интересные вопросы, говорили о фигурном катании и художественной гимнастике, задавали вопросы спортсменам и тренерам в перерыве. И было интересно не только то, что происходило на льду, но и вне его. И еще - моя соседка, как правило, смотрит со мной соревнования. Она заметила: "Почему нет на экране табло, где указываются элементы, которые исполняют фигуристы?" Я, естественно, стала объяснять, что это не соревнования, а контрольные прокаты... А она отвечает: "Ну, хорошо, ты отличаешь аксель от тулупа, а лутц от флипа, понимаешь, сколько было оборотов и даже знаешь, что такое твиззлы. А я - нет. А мне хочется понимать, что там на льду происходит. Раньше Гришин за кадром рассказывал, а сейчас - нет. Хотя бы табличку на экран поместили"...

#контрольныепрокаты

#музыкадляфигурногокатания

#спортивныепары

#танцынальду

#одиночноекатание