Найти тему

Слово о Неличке: как мы поженились

Мы поженились на пятом курсе, а всего на факультете - 6 курсов. Шестой курс весь посвящен дипломной работе.

Дело началось 1 апреля 1949 года. Это был рядовой учебный день. Мы были в университете, слушали лекции. На улице была в этот день отличная погода. Светило солнышко. Под его лучами сверкал свежевыпавший снег. У меня было отличное настроение и возникла идея, что, если мы сейчас пойдем с Неличкой в ЗАГС и поженимся, по настоящему, со всеми формальностями, никто нам не поверит, что мы поженились. Никакого риска в этом не было. Если вдруг нам не понравится наш брак, то мы запросто разведемся. Мы понимаем друг друга, и если одному из нас придет в голову развестись, то другой его поддержит.

Я поделился этой идеей с Неличкой. Она тут же согласилась, и мы двинулись в ЗАГС. Но там оказался неприемный день, и нас не зарегистрировали.

Но мы уперлись в идею и обошли 4 ЗАГСА. Веде был не приемный день. Но мы уже не отступили. Пусть розыгрыш не состоится. Поженимся 2 апреля. Розыгрыш - не главное. Главное - пожениться!

Второго апреля нас поженили. У нас уже было согласие родителей и их благословение. Свидетелем на свадьбе был профессор Поливанов - наш дядя Лева. С тех пор Неличка, к моему удовольствию, всю жизнь повторяет две фразы:

– Как хорошо, Витенька, что я вышла за тебя замуж!

И много позже к ней добавилась вторая фраза: "Ах, как хорошо, что мы родили дочь!"

Романы заканчиваются свадьбой. Ни один роман дальше свадьбы не идет. Но мне никто не заказывал наш с Неличкой роман. Ниночка заказала повесть о мамочке даже без меня. Но я перевыполнил заказ и рассказал о нашей женитьбе и о подготовке к ней. Теперь предстоит рассказать, как мы прожили счастливо 71 год вместе без ссор и конфликтов.

Для этого надо было, чтобы каждый из нас чего-то добился. Опять расскажу сначала о Неличке, а потом о себе. У Нелички во время ее учебы была подруга Шурочка Коган. На пятом курсе полагается готовится к дипломной работе, которая занимает весь шестой курс. У двух подруг Нелички был общий научный руководитель Грачев и общая тема диплома, из которой каждая девушка делает свою часть. Грачев был болен туберкулезом. Местком выделил ему путевку в санаторий и Грачев туда уехал. Девочки остались без руководителя. Роль руководителя пришлось взять мне. завкафедрой Г. С. Горелик смотрел на это сквозь пальцы, будучи уверенным, что я справлюсь с руководством девушками.

Неличка в конце пятого курса родила сына и делать диплом не могла. Я сделал ей диплом. А Шурочке выделил часть и руководил ее работой. В результате все получилось: обе девочки успешно защитили свои дипломные работы. И закончили университет. Шурочку взяли на Москву исследователем. Она сильно переживала смерть родителей и вскоре умерла.

Неличку к исследованиям не допустили как дочь врага народа и ей дали направление в далекую школу учителем физики. Дядя Лева ездил в Москву и добился для Нелички перевода в ближайшую школу. В этой мужской школе ученики довели учителя физики до того, что он вынужден был уйти из школы, и Неличка его заменилап. Она все лето готовилась к первому уроку в новой школе. Читала труды академика Мандельштама «Для чего инженеру физика». Приготовила превосходный урок с моей помощью.

Вот она идет на первый урок. И слышит голос ученика:

– Девчонка идет. Это Неля с нашего двора. Доведем ее.

Весь урок Неличку доводили ученики. Она пришла к директору школы Шеломаеву отказываться от работы. Директор был замечательным, опытным педагогом. Он увидел у Нелички талант педагога и уговорил ее продолжать работать. Директор оказался прав. Вскоре у ее учеников физика стали любимым предметом, а Неличка любимой учительницей.

Она 10 лет работала в этой школе, в которой появились и девочки, но проблем с дисциплиной не было у нее и при мальчиках. Она освоила педагогическую науку, проработав толстую книгу французского психолога Пиаже и других авторитетова. Она писала книги для учителей, которые публиковало Издательство "Просвещение". С этой книгой произошел интересный случай.

У дочки Нелички на даче были подруги. Одна подружка обратила внимание на эту книжку, которая лежала на даче и сказала:

– А у нашей учительницы такая же книга. Только у нее она потрепанная, а у вас новенькая.

Ее книги по педагогике были бестселлерами.

Через 10 лет работы в школе к нам домой пришел Векслер - наш знакомый по университету - с предложением Неличке совместно с ним создать новую школу с физико-математическим уклоном. Математический уклон он брал на себя, а физический предлагал взяь на себя Неличке. Она согласилась и работала вместе с Векслером 10 лет в новой сорковой школе.

Потом она защитила кандидатскую диссертацию, и ее пригласили в университет вести курс педагогики. Дело в том, что студентов физмата направляли в школы учителями математики, а они этого не хотели. Студенты не ходили на педагогику и курс срывался.

Неличка согласилась вести этот курс. Ее вызвал к себе проректор университета И. Е. Куров. Он задал ей вопрос:

– Уважаемая Нелли Матвеевна! Перед Вами график посещаемости занятий студентами. Самым посещаемым, как видите, является курс педагогики, который читаете Вы? Этот курс все время срывался, а с вашим приходом на него ходят все! Почему так?

– Потому что хорошо преподаю!

Был не обдуманный ответ Нелички.

– Вот! Научите так преподавать наших преподавателей.

– Я могу провести несколько занятий с преподавателями, которых Вы отберете, но в хорошем помещении и за чашкой чая!

– Помещение есть. Это мой кабинет. Чай приготовит мой секретарь.

– Хорошо! Договорились!

Неличка приступила к подготовке к занятиям с преподавателями с учетом того, что они ненавидят педагогику и не считают преподавание главным и интересным делом. Она испекла свое печенье, которое в нашей семье называлось "Объедение". Когда печенье было готово, состоялось первое занятие. На нем все печенье вмиг исчезло. Неличка не стала читать лекции по педагогике, а рассказала ряд интереснейших историй из своей педагогической практики. Рассказала не все, а как Шехерезада остановилась на интересном месте, обещая дорассказать все в следующем занятии. На следующее занятие преподаватели бегом бежали.

Потом у Нелички обострилась ее болезнь, которой она больна с детства – бронхиальная астма, и она год была на инвалидности. Не работала.

В это время проректор университета И. Е. Куров стал ректором Педагогического Института, и первое, что он совершил - взял Неличку на работу в Пединститут под свою ответственность, с условием, что она защитит докторскую и станет профессором. Она приняла предложение.

Она легко написала докторскую, но защищала с огромным трудом и большим везением. В то время была кампания против докторских по педагогике. Чтобы защитить, надо было утвердить тему диссертации на специальной строгой комиссии, что редко кому удавалось. Дальше шли трудности с защитой. Было два совета в Москве и в Ленинграде. В Москве была очередь на три года. В Ленинграде очереди не было. Там провалили две докторские подряд, и никто не хотел быть третьим. Неличка подала в Ленинград в Институт имени Герцена. Там были проблемы с кворумом. Защита нашлась, а кворума ждали два часа. После этого выяснилось, что времени на защиту остался только час.

В итоге Неличка успешно защитилась благодаря интересным событиям, происходившм до и во время защиты. Она работала профессором пединститута 20 лет. За это время она поготовила 20 кандидатов наук. И развернула деятельность во всем Поволжье.

Продолжение следует

Предыдущие серии:

Слово о Неличке

Слово о Неличке: отношения с девочками

Слово о Неличке: появление мальчиков в доме

Слово о Неличке: дружба