Найти тему

Калевала (не эпос, но родина эпоса)

Река Кемь берет свое начало в озере Нижнее Куйто, Куйто – это система озёр, на берегу Среднего Куйто раскинулся пленивший меня поселок под названием Калевала. Впрочем, исторически он назывался Ухта, или Ухтуа по-карельски.

Озеро Среднее Куйто
Озеро Среднее Куйто

Про реку Ухта и одноименный город в Коми я знаю, а вот про реку Ухта и одноименный посёлок в Карелии впервые услышала минувшим летом. Не только услышала, но и увидела. В Карелии и на Русском Севере множество созвучных названий рек и озер – Ухта, Ухтенжа, Ухтозеро... Предположений что слово обозначает не меньше, мне самым логичным кажется следующее: в финно-угорском языке бытовало слово "укта", которое обозначало дорогу, не всякую, а сухопутный волок между водными отрезками пути. Ну, а волоки активно применялись вплоть до не слишком давнего времени.

Сиивикон тало (дом Сиивико). Построен около 300 лет назад из крученых брёвен. До середины 20 века в доме жила зажиточная семья Сиивикко. Сейчас половина его принадлежит музею, вторая жилая. Надеюсь, получится сохранить этот почти реликтовый дом, подобных осталось единицы.
Сиивикон тало (дом Сиивико). Построен около 300 лет назад из крученых брёвен. До середины 20 века в доме жила зажиточная семья Сиивикко. Сейчас половина его принадлежит музею, вторая жилая. Надеюсь, получится сохранить этот почти реликтовый дом, подобных осталось единицы.

Итак, археологи обнаружили в устье реки Ухта и рядом, по берегам озера Среднее Куйто стоянки древних людей, то есть все те же упорные древние люди, не боявшиеся сурового северного климата, обживали эти места еще 5000 лет назад. Изначально это были саамы (лопари, лопь), в 9-10 вв начали территории осваивать новгородцы, в республику свою включили Кольский полуостров и Заволочье. Ореховецкий мир признал эти земли принадлежащими Русскому государству. Забегая вперед скажу, что Ухта-Калевала никогда не входила в Финляндию, но всегда являлась объектом пристального внимания со стороны Шведского королевства.

Арт-объект "Книга". "Я любви к Калевале не прячу" написано на русском и карельском языках. Своеобразное признание в любви, в виде книги неспроста – этот район родина многих рунопевцев
Арт-объект "Книга". "Я любви к Калевале не прячу" написано на русском и карельском языках. Своеобразное признание в любви, в виде книги неспроста – этот район родина многих рунопевцев

С 14 века в северной Карелии постепенно возникают лопские погосты, изрядно опустошаемые воинственными шведами. Лопари тогда вели полукочевой образ жизни, несколько раз за год меняя место жительства, занимались в основном рыбалкой, охотой и оленеводством. Первым письменным упоминанием селения на берегу Куйто считается выписка из акта Соловецкого монастыря 1551/52 г. В дозорной книге Лопских погостов 1597 года впервые встречается слово "ухта", пока еще как топоним реки: "на Куйтозере на Ухть реке" жители сеют рожь. По берегам же озера вероятно как раз кочевые "...живут по лесам лопари крещеные и не крещеные, которые остались после немецкие войны, а иных лопарей немецкие люди побили и станы их пожгли..."

"Немецкие люди", в данном случае, шведы, не только вредили соседям, но и не жаловали на своей территории карел, угнетали как могли со страшной силой, что привело к массовой миграции. 17 век характерен "великим переселением" карел на земли современного Калевальского района. В начале 20 века еще многие ухтинцы помнили, откуда кто пришёл. Карелы, принесшие в этот край земледелие, потеснили лопь на север, впрочем, часть ассимилировалась. Безо всякого насилия, просто так получилось.

Озерцо в туркомплексе Вельт (названия не знаю)
Озерцо в туркомплексе Вельт (названия не знаю)

В 1617, по Столбовскому договору, граница между Швецией и Россией прошла рядом с озерами Куйто, Ухта стала приграничным селением. В этом были и плюсы и минусы – Ухта постепенно становилась важным пунктом торговли между Россией и Швецией (позже Финляндией), но никуда не делись военные притязания соседей. Северная война прервала развитие края вообще и Ухты в частности. Лённрот писал: "...Хочу остановиться на этой большой зажиточной деревни: при правлении Карла XII во времена Северной войны деревня была уничтожена дотла. В здешних краях эту войну называют "суконной", а также "грабительской войной..." В разоренную деревню, спустя время пришли новые жители – карелы из окрестных поселений, финны из ближайших городов Швеции.

После окончания северной войны наступило время стабильности, а вместе с экономическим подъемом стала расцветать самобытная культура северных карел. Одним из ее проявлений и стали устные народные сказания – руны. Коробейники, с берегов Куйто отправлявшиеся в Финляндию продавать русские товары, познакомили тамошнюю общественность со своим песенным творчеством. Финский учёный Сакари Топелиус услышал, записал и опубликовал в 1822-31 много песен, он говорил: "...Единственное место... еще хранит старые обычаи и древние песни в первозданном чистом виде. Там еще звучит голос Вяйнемяйнена, там еще играет кантеле..." Началось паломничество финских этнографов в северную Карелию.

-5

Элиас Лённрот, доктор медицины, ученый из Финляндии, увлекся в 30-х годах 19 века собиранием фольклора, он совершил 11 экспедиций по Финляндии и северной Карелии, результатом которых стал эпос "Калевала". Несколько раз бывал в Ухте и именно здесь, да в соседних селениях записал большее количество рун. Так и получается, что родина эпоса Ухта-Калевала. Если честно, это неудивительно, северо-карельский язык звучит как песня сам по себе. Когда Елена Картунен вставляла карельские фразы в свой рассказ, так и хотелось слушать и слушать (хоть и непонятно). Естественно, основные реликвии поселка связаны с эпосом и Лённротом.

Памятник калевальским рунопевцам на Мысе Рунопевцев
Памятник калевальским рунопевцам на Мысе Рунопевцев

Ухтинские рунопевцы по преданию собирались на мысу (сейчас Мыс Рунопевцев). Пели соло или вдвоем, взявшись за руки и как-бы разговаривая, часто в сопровождении игрой на кантеле. Здесь Элиас и записывал народные сказания. В 1970 г, в честь 200-летия со дня рождения сказителя Архипа Перттунена на мысу был установлен памятник известным рунопевцам. Во времена же Лённрота здесь росла сосна, которая получила имя собирателя "Сосна Лённрота".

Сосна Лённрота
Сосна Лённрота

Сосна Лённрота – главный символ Калевалы. Дерево засохло к 1960, но его сохранили (по легенде, дерево ещё и пострадало от снаряда и сильного ветра в войну). После постройки плотины, берега Куйто стали размывался водой, сосну того и гляди унесла бы вода, поэтому верхнюю часть дерева, законсервировав от разрушения, перенесли к местному Дому культуры, потом крона отпала, а крученый ствол, отполированный веками снова переместили на берег озера (уже немного другой). Оформление визитной карточки Калевалы не закончено. Деревянные скульптуры Вяйнямёйнена и Ильмаринена работы скульптора Андрея Швыдова, родившегося в Калевале, вот-вот пополнятся Лемминкяйненом.

Амбар Варахвонтта
Амбар Варахвонтта

Лённрот, приехав в Ухту, встретил мужчину по имени Ямала (Варахвонтта Сиркейнен), который пел ему 2 дня, впрочем, не бесплатно, товарищ оказался предприимчивый. В доме Ямалы Элиас и останавливался. До наших дней сохранился амбар, сейчас жилой дом, уже почти нависающий над водой из-за подмыва берега. Когда мы оказались у этого дома, к двери была прислонена палка. Оказывается, карелы не жалуют замки, уходя, этой палкой просто показывают, что хозяев нет, а как надолго отлучились определяется по её наклону.

И еще одно интересное и очень разумное действо связано с домами рунопевцев – если у хозяина нет наследников, после его кончины в дом заселяют хорошего человека, нуждающегося в жилье. Делая два добрых дела одновременно: и хороший человек обретает приют, и историческое здание не разрушается.

-9

Небольшую избушку, когда-то принадлежавшую известной карельской сказительнице Марии Ремшу, перенесли в Калевалу из деревни Вокнаволок и теперь это музей рунопевцев. Но не только о них идет речь, в музее сохранена обстановка, восстановлен быт северных карел, самобытные предметы рассказывают об образе жизни, все можно трогать руками, это ли не сказка... Кукла-мерка настолько нам понравилась, что поучаствовали в мастер-классе и сделали ее собственноручно.

-10

Возвращаюсь в прошлое.

Начиная с конца 19 века ухтинцы стремились открыть школы, библиотеки на родном языке, издавать газету, но все это расценивалось как сепаратизм. Почему-то считается, что у северных карел не было письменности аж до 21 века. Как результат, преподавание в школах на финском. Он близок к северо-карельскому, но это другой язык. То, что эпос издали на финском, тоже было расценено как сепаратизм.

Не лучше обстояли дела и после революции. Ухтинцы, как пишет Леонтьев "...разглядели, что в России, видимо, одичали, и решили, что надо край свой уберечь от нашествия этой дикости, не крушить и не ломать веками нажитое и оградить свой народ от политиканствующих варваров. Уже не в первый раз, начиная с 1905 года, они заявили: дайте нам спокойно жить, мы отстроим свой край, будем исправно обогащать российскую казну, отстоим северные рубежи России..."

Дом Моберга
Дом Моберга

Летом 1919 была провозглашена Ухтинская республика, за короткое время своего существования успевшая обзавестись парламентом, правительством, флагом, гербом, даже почтовыми марками. Весной 1920 в поселке прошёл съезд представителей волостей, названный впоследствии "кулацким" (что касается материального расслоения карел, то было оно незначительным, с большой натяжкой можно назвать кого-то кулаком). Делегация от временного правительства вручила представителям советской власти требование об отделении (строго по провозглашенному Лениным праву наций на самоопределение). Советское правительство ответило отрядами РККА.

Самоопределение не случилось, а вот программу экономического развития, принятую на съезде, осуществили. Открылись школы, построили первую сельскую ГЭС, организовали сельскую коммуну, леспромхоз, первый в Карелии народный театр... Под общественные организации был приспособлен дом Моберга.

Дом Моберга
Дом Моберга

Этот дом построили в 1906 как частный жилой для инженера по лесозаготовкам Венделина. В 1925 канадские финны Моберг и Валлери реконструировали его под административные учреждения. Здание в стиле финского романтизма единственное такое, сохранившееся в Карелии. Главный архитектурный памятник Калевалы занимал исполком, военкомат, ОВД, сейчас это краеведческий музей и этно-культурный центр Калевалатало.

С именем Моберга пожалуй можно связать экономический прорыв Ухты. Именно он автор первой паровой электростанции, так же как и ГЭС, лесопильный завод, столярная мастерская, мельница, каналы и мосты, все это тоже Моберг.

-13

Большую роль в развитии района сыграло строительство дороги Кемь-Ухта, до которого связь была только по воде. Наверное, дорогу ремонтировали и раньше, сейчас работы идут довольно активно, но пока это больше направление, чем трасса.

В 1939, в дни празднования 100-летия первого издания Эпоса "Калевала", Ухтинский район был переименован в Калевальский.

Участок оборонительных сооружений Карельского фронта 1941 (окрестности деревни Хайколя), не снег, белый мох
Участок оборонительных сооружений Карельского фронта 1941 (окрестности деревни Хайколя), не снег, белый мох

В 1941 край вновь оказался на военном перепутье. До границы с Финляндией от поселка около 100 км, первыми удар приняли пограничники, остановили врага в 14 км от Ухты, на рубеже Кис-Кис, после чего линия фронта практически не менялась до 44 года (Кис-Кис в переводе с финского – можжевельник, в районе Кис-Кис его очень много). Вот туда мы не доехали, но часть линии обороны все же увидели.

-15

С первых дней войны в районе действовали партизанские отряды. Ну а ухтинцы воевали на всех фронтах. Вокруг немало братских могил советских воинов. За годы сражений было сожжено 14 сел и деревень, разорено 27 колхозов, уничтожено полностью 7 лесопунктов.

-16

Жителей Ухты эвакуировали, а поселок постоянно бомбили и обстреливали, довоенных строений единицы. В музее мы оформляли экспозицию "Маленький человек на большой войне". Это память калевальцев о непростых днях как на фронте, так и в эвакуации. Кроме экспонатов, видео-воспоминания, насколько молодцы, что сделали записи. Представляете, вашей бабушки уже нет в живых, а вы видите и слышите голос...

ул.Советская
ул.Советская

Восстанавливать хозяйство начали сразу после освобождения района в 1944. В 1963 село Ухта было преобразовано в рабочий посёлок городского типа Калевала. Оказавшись в нем, наверняка вы почувствуете себя как будто в дачной местности. Уютный, весь в зелени, с нечастой застройкой, посёлок просто приглашает забыть о суете. В основном, деревянная, какая-то патриархальная Калевала завораживает. Жителей всего около 3500, но они особенные (впрочем, как везде на севере).

Пожарная часть тоже деревянная
Пожарная часть тоже деревянная

Елена рассказывала, что карелы не пьют кофе. Просто не были никогда богаты, кофе стоил дорого, не по карману, не привыкли. Первое, что удивило как раз почти отсутствие этого напитка. На счастье, буквально перед нашим приездом открылась единственная кофейня. Ходили туда как на работу, и не только за кофе. Карельская выпечка, все эти калитки, она ж чудо как хороша, да ещё пирожные, таких, как из детства, пожалуй уже не встретишь нигде кроме Калевалы.

Дом культуры, в котором даже бывают бесплатные кинопоказы
Дом культуры, в котором даже бывают бесплатные кинопоказы

Карелы не мерзнут... это мы услышали в магазине. Жарко не было – 16-19 градусов, а юные калевальцы в футболках и шортах вполне себе активно гуляли, играли на улице, а не за компьютером. Культурная жизнь бьет ключом, постоянно какие-то мероприятия, мастер-классы, представления.

-20

В Калевале нет центрального водопровода и канализации. Сделать пытались, не получилось. Наверное, скальный грунт. Можно пробурить скважину, поставить септик, кто хочет, так и делает. А многие по старинке. В каждом дворе стоит такая загадочная беседка, совсем не для отдыха в непогоду – в поселок привозят воду, так странно, кругом вода, а развозят – в этих беседках жители ставят емкости, в которые и разливают. Иногда заодно и бельё там сушат. И в каждом дворе санитарное заведение на несколько персон.

-21

Этот дом привлекает внимание, послевоенная постройка, сначала была библиотека, потом вроде бы магазин, увеличили окна и получился почти модерн.

-22

Есть и такие, скорее всего, без удобств, но с лоджиями...

Наборный цех типографии
Наборный цех типографии

Еще один музей-типография. До недавнего времени действовавшая, выпускавшая газеты на русском и финском языках, разнообразные бланки. Стало нерентабельно, ясное дело, закрыли, ликвидировали. Теперь уникальное оборудование можно посмотреть, и даже в работе. Шрифт для ручного набора, желающие могут представить себя наборщиком, оттиск тоже пожалуйста. К сожалению, здание в аварийном состоянии, надеюсь, отремонтируют.

-24

Калевальцы активно сохраняют самобытность северных карел. В этом детском саду звучит певучий карельский язык, скорее всего и кантеле не забывают.

-25

Рядом православная церковь Петра и Павла. Православный приход в деревне Ухта основан в 1846. Сначала была часовня Спаса Нерукотворного, в 1889 освятили церковь Петра и Павла, которую закрыли в 1920-х, позже снесли. До 1990-х церквей не было во всей округе. Современный храм построен на историческом месте в 1998. В начале 2000-х монастырь Новый Валаам преподнёс церкви иконостас. Внутри очень уютно, просто домашняя церковь.

-26

Храмов в Калевале 3. Лютеранская церковь Св.Марии проводит богослужения 1-2 раза в месяц, была закрыта. Наконец, Церковь Христиан Веры Евангельской - Пятидесятников. Вот она как-то прошла мимо. Большинство калевальцев православные.

Калевала – идеальное место для отдыха (здесь и жарко бывает, говорят). Мы жили в Полярной звезде туристического комплекса Велт. Не посчитайте за рекламу, но это отличное место. Рыбалка, сплавы, хаски, карельская кухня... Немного удивили москвичи. В промышленных масштабах заготовки рыбы и грибов для личного пользования я видела впервые. 1600 км от столицы... может, там голод, конечно.

-28

Впрочем, грибы растут просто рядом с домами и в поселке... правда, видела только подберёзовики, под берёзами...