Наверное, все, кто интересуется политикой, заметили разницу в том приеме, который был оказан Зеленскому в США в прошлом году и сейчас. Тогда, в декабре, в Конгрессе его встречали восторженными овациями стоя. На этот раз вообще отказали в выступлении. В чем дело?
Надо знать американцев. Они вообще очень любят восторгаться и принимать восторги. Особенно, люди, имеющие хотя бы какое-то отношение к публичности. Домой такие граждане возвращаются только спать. Все остальное время (кроме работы, да и то, если она не проходит на публике) они – на сцене. Ужины – всегда фуршеты в толпе людей какой-то общности. Тусовка, короче.
Обед никогда не бывает просто обедом. Еда – между делом. Главное – взаимные чествования. Я присутствовал на обеде, когда публика ела в зале, а президиум – на сцене. При этом президиум прерывался на выступления, а публика – на аплодисменты и… песни. Да, не удивляйтесь: коллективное пение, как правило, взявшись за руки, – важная часть религиозной, корпоративной и публичной культуры США.
Чествуют всё: прибытие любой делегации, отправку гуманитарной помощи куда бы то ни было, внесение благотворительных взносов в тот или иной фонд. Но главное: любую общую победу в любом деле. Американцы вообще любят победы и победителей. Мне кажется, они жить не смогут, если каждый день не будут слышать о какой-то, пускай крохотной, но победе. Не такое, кстати, плохое качество.
Но у него есть обратная сторона. Американцы не любят лузеров. До отвращения. Просто даже прикасаться к такому человеку могут брезговать, словно неудача заразна.
И вот в прошлый приезд они принимали Зеленского как победителя. И чувствовали свою причастность к этой победе. Напомню: это было как раз после Изюма и Херсона. А в этот раз он приехал если не лузером, то во всяком случае, человеком, не оправдавшим надежд. Американцы считают, что они потратили немалые деньги, сделали для Украины кучу вещей, а где результат? Где праздник? Где восторг?
Нет, ждать, что американцы обидятся и отвернутся – наивно. Конечно, помощь будет продолжена. Деловые люди не бросают дело, если оно застопорилось. Но они ищут причины и делают выводы. И в этом плане значимо выглядит требование провести на Украине выборы власти. Зеленский даже попробовал, было, возмутиться и заявил, что он в такой момент страну бросить не может!
Но его осадили. Ничего, - говорят, - в Корее Ли Сын Ман в 1952 году успешно переизбрался тоже во время войны (правда тогда уже было перемирие). И восемь лет после этого президентствовал! Пока не свергли в апрельской революции 1960 года. Так что прецедент есть. Дескать, дорогой президент, военные пусть воюют, а ваше дело: демократию налаживать и с коррупцией бороться. А то деньги-то – как в прорву!
В США сейчас уже в разгаре, хотя и неофициально, идет предвыборная компания. Носит она непримиримый характер. Страна расколота. Жаждущие реванша республиканцы используют каждый аргумент, чтобы обвинить демократов в неумении хозяйствовать. И Украина тут – благодатная почва. Нет, конечно, общая направленность на поддержку борьбы этой страны с Россией сохранится и при победе республиканцев. Иллюзий питать не надо.
Но республиканцы говорят избирателям о демократах: эти ребята уже выпулили немыслимые деньги на Афганистан. И что мы получили? Обрывающихся с самолетных шасси людей, которые нам поверили?! Вы хотите то же самое увидеть на Украине? И вообще: почему мы считаем строительство стены между Украиной и Россией приоритетным по сравнению со строительством стены между США и Мексикой? Туда деньги идут, а сюда – нет!
Зеленский же прет, как на буфет: выделяйте больше помощи, иначе мы проиграем! При этом расследование коррупции он передал из антикоррупционных органов - в СБУ. Американцам это не нравится. Они назначили уже двух своих спецпредставителей для контроля над расходованием выделяемых средств.
Негативную роль играет и упертость Зеленского в Бахмуте. Он видит там что-то сакральное, чего никто, кроме него, не видит. Особенно американцы. В сумме все сказанное стало причиной того, что возникло некоторое разделение. США уже явно не отождествляют Украину с Зеленским. И нажим на необходимость выборов в этом свете смотрится по-иному. То есть не просто соблюдение и демонстрация демократических норм, а реальная смена власти.
И в этот момент на Украине резко активизируется масштабное уголовное расследование против военной верхушки, получившее неофициальное название «Дело Залужного». Как любит приговаривать один известный российский телеведущий: «Совпадение? Не думаю». Лично Залужный, правда, пока официальным фигурантом дела не является, но это же: как пойдет. На беседу следователи к нему уже приходили.
В чем суть? Как известно, ранним утром 24 февраля 2022 года российские войска быстро преодолели перешеек с Крымом и перешли на материковую часть Украины. К полудню они прошли вглубь более двухсот километров и оказались у Антоновского моста на подходе к Херсону. А через несколько дней уже контролировали территорию, по размерам превышающую Швейцарию.
До начала СВО на Украине полагали, что Чонгарский пролив и узкий перешеек, соединяющий Крымский полуостров с материковой частью, практически непреодолимы. Но все сложилось по-другому. Мосты на Чонгаре не взорвали, а из-за огромного количества российских войск и техники, которые быстро продвигались вглубь Херсонской области, украинским военным пришлось спешно отступать.
Возникло множество версий. Кто-то предполагает, что мосты на перешейке с Крымом не были взорваны, потому что их разминировали накануне предатели. Другие говорят о деятельности диверсионной группы россиян, перерезавшей провода, чтобы исключить подрыв. Есть также предположение о служебной халатности: никто ни к чему не готовился и вообще ничего не заминировал.
Представители украинских Минобороны и Генштаба утверждают, что все сделали, но россияне в десятки раз превосходили их по силам. Русская артиллерия била по минным полям, русские гасили радиосвязь и двигались стремительно. Сил и средств, которые были на юге в то время у украинцев, просто не хватило для сдерживания натиска. И подрыв мостов существенно не изменил бы ситуацию, поскольку Крым – не остров, а полуостров, и имеются обходные пути.
Дело о ненадлежащей обороне Херсонской области Государственное бюро расследований Украины открыло почти по горячим следам, 11 апреля 2022 года. Но велось оно ни шатко, ни валко, и, в принципе, такое вполне объяснимо. Во-первых, это дело – из тех, расследуя которые, как говорится, главное: не выйти на самого себя. А, во-вторых, бить по своим штабам в разгар военных действий – это выстрел даже не в ногу, а в голову.
Но вот прошло полтора года – и вдруг расследование не только резко активизировалось, но и получило звучное, хотя и неофициальное, имя: «Дело Залужного»!
Если поначалу в украинском публичном пространстве «сдачу Юга» связывали с предателями в спецслужбе — с бывшим начальником ГУ СБУ в Крыму Олегом Кулиничем (якобы именно он передал россиянам все данные о дислокации войск и инфраструктуру местности), а также с экс-главой управления СБУ в Херсонской области Сергеем Криворучко, то теперь перечень фигурантов ширится день ото дня.
В частности, стало известно, что следователи допросили целый список генералов и представителей военного командования. Среди них — командующий силами обороны Сергей Наев, бывшие командующие группировки войск «Юг», в частности генералы Андрей Ковальчук и Андрей Соколов, а также командиры других военных формирований, входящих в состав этой группировки.
Также допрошен бывший начальник Генштаба генерал Руслан Хомчак. Дали показания и бывшие руководители Херсонщины, в том числе экс-глава Херсонской областной военной администрации Геннадий Лагута, которого после этого 16 сентября нашли мертвым в Киеве.
Приходили следователи, как я говорил выше, и на беседу к Валерию Залужному. Процессуального статуса по этому делу он, правда, не получил. Как и официального вызова на допрос. Но не исключено, что такой статус у Главнокомандующего со временем появится. Поговаривают, что Залужного могут привлечь не только за сдачу юга Украины, но и за неудачу с контрнаступлением. Что случилось?
А случилось то, что именно Залужный сегодня рассматривается в качестве основного соперника Зеленского на предстоящих выборах. Он ведь уже открыто выступал против президента Украины, требуя отвода войск из Артемовска, чтобы сократить потери. Причем эксперты, в том числе и американские, видели в его требованиях разумный подход. Но Зеленский, человек сугубо гражданский, настоял на своей точке зрения, что привело катастрофическим потерям.
Отвечать за это действующему президенту, конечно, не хочется, а вопросы в ходе предвыборной компании могут возникнуть. Особенно, если эта кампания заразится от американской бушующим там вирусом непримиримости. В перспективу суда над Залужным верится очень слабо. Но само по себе уголовное дело может помешать ему вступить в предвыборный процесс. Как оно все пойдет – увидим. Интересуйтесь политикой.
Не забываем лайк и подписку! Денег тут не просят.
Читайте также: