Найти тему

Несколько слов об антропологии и происхождении человека. И опять, а как же сознание?

147 прочитали
Дорогой заинтересованный искатель жизни, проблема происхождения жизни научно никак не решена. Несмотря на существование нескольких гипотез по данному поводу, наиболее разумной версией, на наш взгляд, остаётся предположение, что жизнь на Земле зародилась благодаря высшему разуму. В своей исследовательской работе мы станем учитывать данный момент. Но, а как наука (главным образом, антропология) рассматривает проблему происхождения человека? Учитывает ли антропология в своей изыскательской деятельности эволюцию сознания?
Дорогой заинтересованный искатель жизни, проблема происхождения жизни научно никак не решена.

Что тут сказать сразу, широко открыто поле деятельности для гипотез. «Вопрос о происхождении человека был и до сих пор остаётся одним из центральных в естествознании. Попытки понять и объяснить своё происхождение предпринимались философами, теологами, учёными на протяжении многих лет, но до сих пор мы не можем дать однозначный ответ о происхождении человека».[1] Ну, правильно, ведь до сих пор не принята никакая рациональная гипотеза о происхождении жизни, поэтому и с человеком такие трудности. Тем не менее, антропология исследует с усердием данный вопрос.

Если говорить о происхождении человека, тот здесь снова, по большому счёту, сталкиваются две основные гипотезы происхождения жизни, в одном случае жизнь – это преднамеренное «мероприятие», в другом же – некая случайность. Но как велико отличие между органическим «бульоном» и живой клеткой с её клеточным сознанием, также сложно приравнять сознание животных (обезьян) и сознание человека. Можно осознать, что параллельно эволюции материи обязательно происходит эволюция сознания, но тогда опять не обойтись без разумного управления. Если обезьяна стала человеком, продвинувшись вперёд в аспекте сознания, то и человек эволюционно может оказаться больше, чем человек. Кроме того, в обезьяну кто-то же внедрил «искры разума». В итоге ситуация выводит нас к высшему разуму, если обо всём хорошенько да поразмыслить.

Что такое антропология? «Антропология (от греч. «человек») – наука о происхождении и эволюции человека. Антропогенез – эволюционный процесс формирования человека. Современная наука рассматривает антропогенез как продолжение биогенеза».[2] Интересно, сами представители науки видят какие-нибудь проблемы науки антропологии? Возможные проблемы науки исследует философия науки, в нашем случае, стало быть, философия антропологии. И чего? «Несмотря на огромный накопленный материал в сфере антропологического знания, до сих пор остаётся открытой проблема постижения сущности человека».[3] Случайно ли оно? Вот и получается, что наука о жизни не знает, что такое жизнь, наука о человеке не знает, что такое человек. А тут, кстати, можно и продолжить, наука психология (по сути дела наука о сознании) не знает, что такое сознание. Не связано ли это всё с общим незнанием мироздания, с проблемами философии, которые до сих пор так и не решены? Мы тоже, например, попросту не знаем много чего, поэтому много философствуем. Однако не всегда, судя по всему, наука может «тыкать пальцем», указывая, где истина, а где нет. Хотя у науки есть несомненные достижения в научном постижении физической реальности.

Хорошо, отнесёмся к науке по философски, нельзя недооценивать её заслуги, но если бы наука чётко и определённо давала ответы, то и вопросов не возникло бы. Однако это не так, по существенным жизненным проблемам нас «кормят» различными гипотезами. Даже как-то в порядке вещей должно казаться понятным, что эволюция идёт по пути развития, как материального аспекта (формы), так и аспекта сознания (социальности). То есть нужно ставить вопросы не только о происхождении материи, но и о появлении сознания в этой материи. «Особенностью протекания антропогенеза является проявление роли биологических и социальных факторов. Социальными факторами антропогенеза являются: труд, возникновение моногамной семьи и культура».[4] А как появилось сознание в "бульоне"?

Между тем, проблема возникновения культуры связана с проблемой возникновения общества (семья – наименьшая единица общества). «Первые попытки объяснить, для чего возникает культура, были предприняты в рамках антропологии, в рамках которой изучались по преимуществу орудия труда и лишь по касательной – искусство и религия, то есть те элементы культуры, которые тесным образом связаны с сознанием (а не просто с сознательной деятельностью). При философском подходе предметом рассмотрения является преимущественно общество, его социальные функции, его планетное и космическое место, при антропологическом - преимущественно человек, его биологическое своеобразие. Таким образом, биологическая и социокультурная эволюция есть составные части общего процесса развития, направляющим фактором которого является способность к имитации и творчеству, а необходимым (но не достаточным) условием – развитые психика и сознание».[5]

Таким образом, если ставить проблему происхождения человека, то что-то нужно иметь вразумительного относительно эволюции сознания. Есть ли у науки какие-либо гипотезы по данному поводу? В науке такие гипотезы оформлены со стороны антропосоциогенеза.

[1] Баркова В.В. Современная естественнонаучная картина мира [Текст]: учебное пособие / В.В. Баркова, К.А. Тухватулина. – Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гум.-пед. ун-та, 2017. С. 218

[2] Концепции современного естествознания : учебное пособие / А. Т. Свергузов; М-во образ. и науки России, Казан. нац. исслед. технол. ун-т. – Казань : Изд-во КНИТУ, 2014. С. 84

[3] Меджидова Наргиз Гамид Актуальные проблемы современной философской антропологии // Балканско научно обозрение. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-sovremennoy-filosofskoy-antropologii

[4] Ламехов, Ю.Г. Антропогенез: учебно-практическое пособие / Ю.Г. Ламехов, М.В. Семенова; Министерство просвещения Российской Федерации; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский госудерственный гуманитарнопедагогический университет». – Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуманит.-пед. ун-та, 2023. С. 17

[5] Поляков Евгений Михайлович Эволюция культуры и человеческое сознание: к вопросу о причинно-следственной связи // Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2012. №4 (20).