Найти в Дзене
Святые места

Как уйти в монастырь? Объясняет батюшка

Андрей Васильевич пишет:

Давно испытываю интерес к монашеству, не знаю с чего начать.

Дорогой Андрей Васильевич, недавно я разговаривал с одним знакомым, у которого не складываются отношения с семьей. Ему за 50, с женой, я имею в виду, да, с семьей. Дети выросли, и с женой не складываются отношения, и этот человек говорит: "Вот что-то я подумываю в сторону монашества".

Это человек такой, знаете, очень церковный, очень глубоко церковно укоренённый. Подумываю в сторону монашества. Я говорю: "Неужели ты не понимаешь, что неурядицы с женой — это не повод просить монашеского пострига".

Да, этот человек известный, хороший, ему не откажут в таком постриге.

"Но ты неужели не понимаешь, что стремиться к монашеству - это значит стремиться к жизни, когда ты всего себя посвятишь служению Господу".

Монах дает три обета:

  • безраздельного послушания,
  • нестяжательства,
  • целомудрия.

Ладно, с целомудрием худо-бедно наши монахи справляются. С послушанием - тоже. Тут уж не рыпнешься, куда тебя пошлет епископ или игумен, тут уж ты вынужден слушаться. Но вот проблема есть с нестяжанием. Очень многие монахи имеют какие-то, скажем даже, современные средства связи.

Вот, например, на Святой Горе Афон запрещено монахам иметь, например, смартфоны или ноутбуки с выходом в интернет. То есть только те, кто имеет особое благословение на это, кому по роду их деятельности это необходимо, они возможность такую имеют. Также мобильные телефоны имеют только те, у кого есть такое благословение.

Мы были на Афоне в келье одного отшельника, у этого отшельника есть телефон мобильный. У отшельника есть мобильный телефон. Но знаете, в этот мобильный телефон вбито всего несколько номеров.

Преимущественно, это братья его монастыря, потому что он живет отшельником. И если мало ли что с ним случится, ногу сломал, понимаете, к нему раз в месяц приходят люди, посещают его раз в месяц. Если что-то с ним случится, ему необходимо как-то связаться, чтобы ему помогли. Поэтому, конечно, ему благословили иметь мобильный телефон. Некоторым отшельникам это благословляют.

-2

А то ведь доходит до курьеза. Знаете, мне рассказывали про один монастырь, а там один схимонах, схимонах, ну, он такой молодой еще достаточно человек, скажем так, зрелый, но не молодой, но и не старый совсем. Он схимонах. И вот там владыка говорит:

"Отец игумен, пожалуйста, поработайте с тем, чтобы у монахов не было мобильных телефонов, не было выхода в интернет. А то монахи, вместо того, чтобы молиться, занимаются непонятно чем".

И игумен говорит:

"Так, всем сдать мобильные телефоны. Запрещено всем без особого благословения пользоваться мобильными телефонами. В первую очередь, схимникам".

Ну не смешно ли это? Ну и такая курьезная ситуация бывает, дорогие.

К сожалению, с этим есть проблема. Я знаю некоторых монахов, которые, например, ушли в монастырь и имеют квартиру в городе. И они иногда из этого монастыря приезжают в эту квартиру отдохнуть. Тогда как, если ты уходишь в монастырь, всё раздай, всё отдай.

Монах не должен ничего при себе иметь. В некоторых западных монастырях есть такой даже устав, что ты иметь можешь ровно столько, сколько ты можешь положить в один мешок, мешок на спину и пойти в другое место, пройти, поселиться туда, куда тебя благословят.

На Афоне есть такая группа монахов, которые, представляете, строят келью, поживут несколько лет, пару лет, например, в этой кельи. Когда немножко бытом начинаешь обрастать, что делают?

Сжигают свою келью со всем, что там есть. Остается только то, что у тебя поместится в мешке: котомка с иконочкой, с Евангелием, с Крестом Божьим.

И они переходят в другое место, опять строят келью. Чтобы не прилипляться, они сжигают все. Такие вот настоящие подвижники.

-3

Поэтому, если вы, дорогой, решили пойти в монастырь, для начала вы должны понять, что вы должны будете полностью отречься от любого имущества, раздать нищим, отдать родственникам, отдать в монастырь, полностью вы должны иметь внутреннее неприлипление к чему бы то ни было.

Дальше. Перед тем как пойти в монастырь, конечно, вам надо себя испытать, то есть перед тем как стать монахом. Для этого необходимо выбрать какой-то монастырь. Вот вы пишите, что вы из Подмосковья. В Москве, в Подмосковье, лучше выбирать маленький монастырь.

У нас все люди стремятся почему-то в большие монастыри. Зачем в большие? Где ходят туристы, щелкают фотокамеры. Зачем вам туда? Идите в какой-нибудь маленький монастырь, только что открывшийся где-то. Можно в интернете посмотреть. В любой епархии есть такие монастыри, только что открывшиеся.

Идите к игумену, проситесь в послушники. Сначала будете не послушником, а трудником. Поживите годик-два трудником, трудитесь, вас будут кормить, вам дадут маленький топчанчик, лежанку, свою келью. Ходите на богослужение, проверяйте себя сначала как трудник. Когда вы, послужив как трудник несколько лет, увидите, ваше это или не ваше, вы можете принимать какие-то решения.

Порой у нас люди хотят идти в монастырь, даже не зная, что это такое. Я читал интервью с Аллой Пугачевой, которая на встрече с патриархом говорит: "Я вот склонна к монашеству". Алла Пугачева склонна к монашеству. Это у неё был период между сменой очередного мужа какой-то. Такой период, и вот она сказала, что склонна к монашеству.

Патриарх, конечно, дипломатично вздохнул и сказал ей, что всё возможно, если, конечно, Алла Борисовна изменит образ жизни своей. Алла Борисовна даже не представляет, что такое монашество. То есть она, возможно, была на экскурсии в каких-то монастырях, читала в каких-то, может быть, журналах глянцевых про монахов. Но что это такое, она не знала.

Для того, чтобы реально вкусить опыт монашеской жизни, вам необходимо поехать и устроиться трудником, причем не в какой-нибудь прекрасный монастырь благоустроенный, а в монастырь только что открывшийся.

Вот идите в любой монастырь, у нас, например, под Петербургом есть множество таких монастырей. Когда ко мне приходят люди и говорят: "Я хочу пойти в монахи", я говорю: "Давай так, я тебя направляю в любой монастырь".

Обязательно даже трудника принимают с благословения духовника. Вы, наверное, дорогой, тоже окормляетесь в каком-то храме, у вас есть духовник, батюшка. Странно, если вы захотели в монастырь, не окормляясь в храме. Да, вы, наверное, православный христианин, окормляетесь в храме.

Просите этого священника, он вам напишет рекомендательное письмо, что вы хороший человек, исповедуйтесь, причащайтесь, на вас можно положиться и, во всяком случае, не бояться вас, вы не какой-то террорист или обманщик. После этого вы можете езжать в один из монастырей. Можно созвониться сначала.

Слава Богу, все-таки 21 век, какие-то есть технологии. Можно созвониться с администрацией, спросить: "Нельзя ли приехать к вам трудником"? Они вам, к примеру, ответят: "Да, можно, приезжайте трудником". И, пожалуйста, потрудитесь там, сколько душа ваша пожелает? Хоть месяц, хоть полгода, хоть год, хоть два года. Сколько душа пожелает.

Потом уже можно делать какие-то выводы. Когда вы будете трудником, вы, во-первых, вкусите все трудности монашеской жизни. Вы будете с монахами рано вставать, просыпаться, чтобы на трапезу пойти, будете молиться вместе с монахами, будете находиться в послушании, вас будут там и ругать, и наказывать, и воспитывать будут старшие.

То есть вы пройдете всю школу настоящего смирения, все степени, необходимые вам для того, чтобы стать настоящим монахом. И вот после этого вы уже сможете принять какое-то решение.

Это самое начало, то, что можно посоветовать человеку, желающему вступить на монашеское поприще. Это очень благодатный, но очень трудный, дорогие, путь.

Господь да благословит вас!

Текст основан на видео с ответами на вопросы "Священник Константин Пархоменко". Читайте ещё: