На самом деле литературные провокации обычно недотягивают до уровня классики. И восторги по поводу того же «Улисса» Джойса, по-моему, лишь дань моде, не более. Что уж говорить про какую-нибудь «Философию будуара» Де Сада. Хотя, конечно, бывают исключения. Например, «Парфюмер. История одного убийцы» Зюскинда, «Мемуары гейши» Голдена (об этом романе обязательно напишу, так как слишком часто вижу о нем необъективные отзывы) или некоторые произведения Набокова («Лолита», «Картофельный эльф»).
Итак, «Мир глазами Гарпа». Роман Джона Ирвинга. Опубликован в 1978 году. Экранизирован в 1982. Почти 700 страниц, читаемых на одном дыхании. Художественный мир, обрушивающийся на читателя сразу девятым валом. Без предварительной подготовки.
Главный герой –человек без имени, вместо фамилии – бессмысленный набор звуков. История его появления на свет – главная провокация. Причем потрясающая натуралистичность всю неправдоподобность фактов практически нивелирует. Если ложь, то убедительнейшая. Если вымысел, то правдоподобнейший. Мать – сумасшедшая медсестра, отец – умирающий без сознания. Кто может родиться у такой пары? Конечно, великий писатель! Или безумец. Хотя все ли понимают разницу?
Какой же мир видит Гарп? Люди и их поступки проносятся перед нами в калейдоскопе безумств. 19 глав – история болезни под названием жизнь. Причем шизофрения массовая, всеобщая. Порой главный герой даже кажется чуть ли не единственным здоровым (аллюзия на вольтеровского «Простодушного»), хотя тут же очередное безумство эту иллюзию ниспровергает.
Но где же, в чем провокация? В каждом эпизоде, в каждом образе. Безъязыкие феминистки, возглавляемые писательницей, не прочитавшей ни одной книги. Громила-футболист, сменивший пол. Препарирование супружеской верности с обменом женами и мужьями. Человек, мстящий псу за откусанное ухо. Ухо за ухо. Квинтэссенция греха – пушка, жерло которой набито использованными презервативами. Бегающий за автомобилями нарушителей полуголый писатель…
Главная провокация – в жизнеописании. Уж больно оно похоже на агиографию, точнее на апокриф. Нет, не по стилю. Стиль здесь – то, что величайший мастер слова Стивен Кинг называет американским натурализмом. Читатель получает удар за ударом. Каждый – нокаутирующий.
Почему аналогия с жизнью святого? Одно порочное-непорочное зачатие чего стоит! Книгу, кстати, рекомендуется читать людям с устоявшимся мировоззрением и не менее устойчивой психикой. И даже при этом устоять на ногах будет невероятно сложно.
Что еще провокационного? Ну, некоторые «Доктора Живаго» Пастернака считают провокационным романом. Эту детскую книжицу? Да, житие праведного Гарпа перевернет ваш мир навсегда.
Итак, праведница производит на свет праведника. Банально? Скучно? Считайте все вышесказанное эвфемизмами. Говорить напрямую о наиболее важном в романе Ирвинга – значит подрывать устои. Мне кажется, эта книга для христиан похлеще «Сатанинских стихов» Рушди для мусульман. Даже странно, что Церковь как-то равнодушно отнеслась к рассматриваемому бестселлеру. Скорее не заметила. Ну да! Некогда! А враг не спит. Враг строит козни и подсовывает неискушенным читателям мерзкие книги… И мы читаем… И разлагаемся… И портимся… Или вначале портимся, а потом разлагаемся? Неважно!
Резанул мелкий, но весьма значительный факт об оккупации Австрии советскими войсками. Мол, после войны австрийские женщины десять лет не рожали, так как их постоянно насиловали ужасные советские солдаты. Вот так. Гнойник ненависти к злым русским наконец прорвался. Как говорил герой великой советской комедии: «Что характерно, любили друг друга».
Нотка ненависти прозвучала. Общая какофония от этого не пострадала. Хотя правильно ли называть какофонией сочное многоголосие образов романа? В целом впечатление всё же положительное. Десятки аллюзий гармонично сочетаются с десятками оригинальных ходов. Книга получилась. Необычная, но в то же время сохраняющая необходимый элемент узнаваемости. Читать можно и нужно. Но, повторяю, только подготовленным читателям. Причем лучше не пробовать в юности, чтобы не исказить восприятие. Всем приятного чтения!
P.S. Книга экранизирована в 1982 году. Не смотрел и смотреть не буду, так как считаю кастинг издевательством над книгой. Актеры хорошие, но даже приблизительно внешне не похожи на героев романа.