В то время как одиссея германской Восточноазиатской эскадры была достаточно короткой, немецкие военные корабли, действовавшие за пределами европейских вод и не находившиеся под командованием адмирала фон Шпее, оказались в еще худшем положении. Все они ко времени битвы за Фолклендские острова были либо потоплены, либо блокированы.
Легкий крейсер «Königsberg», находившийся, когда началась война, на немецкой восточноафриканской станции, уничтожил всего одно вражеское торговое судно, прежде чем 20 сентября вступить в бой с британским бронепалубным крейсером «Pegasus» у берегов Занзибара. «Königsberg» выиграл сражение, потопив «Pegasus», а после боя укрылся в реке Руфиджи для ремонта. Вскоре там его блокировали Британские военные корабли, но окончательно потопить его они смогли только через десять месяцев.
Легкий крейсер «Karlsruhe», назначенный представлять Германию на церемонии открытия Панамского канала в августе 1914 года, после начала войны потопил шестнадцать торговых судов (72 800 тонн) в Карибском море. Он успешно уклонялся от кораблей, выделенных из Четвертой эскадры крейсеров адмирала Крэдока, прежде чем был потерян в результате случайного взрыва 4 ноября у берегов Малых Антильских островов.
Легкий крейсер «Emden», выделенный адмиралом фон Шпее для выполнения рейдерских задач в Ост-Индии и Индийском океане, также потопил шестнадцать кораблей союзников (70 800 тонн), но добился наибольшего успеха в атаке на береговую цель - нефтебазу в Мадрасе. Там 22 сентября за 10 минут бомбардировки «Emden» уничтожил 346 000 тонн топлива. Интересно, что, в тот же день эскадра адмирала фон Шпее обстреляла Таити. Из-за угрозы, которую он представлял для конвоев войск союзников, следовавших к Суэцкому каналу из Французского Индокитая, Австралии и Новой Зеландии, «Emden» заслужил звание самого преследуемого немецкого рейдера.
После вывода большей части своих военных кораблей из региона, Великобритания и Франция приняли предложение Японии помочь сопровождать их конвои в Индийском океане. Японцы назначили для этих целей в основном легкие крейсера, а в середине октября броненосный крейсер «Ибуки» был переброшен в Веллингтон, чтобы присоединиться к конвою новозеландцев, который он должен был сопровождать до самого Адена.
Россия также внесла номинальный вклад, отправив один из двух своих владивостокских крейсеров бронепалубный крейсер «Жемчуг», но «Emden» потопил его 28 октября во время рейда на Пенанг (Малайя).
Карьера «Emden» закончилась 9 ноября у Кокосовых островов, когда он проиграл артиллерийскую дуэль с австралийским крейсером «Sydney». Катастрофа произошла после того, как капитан «Emden» Мюллер допустил ошибку, задержавшись слишком надолго, чтобы уничтожить беспроводную станцию и перерезать подводный кабель, связывающий Британскую Индию с Австралией.
Приближение «Sydney» вынудило Мюллера поднять обороты и высадить на берег команду подрывников (пятьдесят три человека), судьба которой стала величайшей историей выживания на флоте за всю войну. Командир берегового отряда капитан-лейтенант Хельмут фон Мюке сначала захватил шхуну для плавания от Кокосовых островов до Суматры, затем пароход, чтобы пересечь Индийский океан до Йемена, затем арабскую дау, чтобы подняться по Красному морю до точки, где его люди получили доступ к железной дороге Хиджаз. По пути они потеряли только трех матросов убитыми в перестрелке с бедуинами близ Медины. Команда фон Мюке прибыла в Константинополь через шесть месяцев после начала своей одиссеи. По возвращении в Германию их встретили как героев.
Потеря «Königsberg», «Karlsruhe» и «Emden», а также четырех крейсеров, потопленных у Фолклендских островов, оставила выживший в том сражении легкий крейсер «Dresden» водоизмещением 3660 тонн, единственным немецким военным кораблем (за исключением вооруженных гражданских судов), все еще действовавшим в конце 1914 года за пределами европейских вод. Командир «Dresden», капитан Фриц Людеке, хотел, чтобы его корабль совершал налеты на корабли союзников в Тихом, а потом в Индийском океанах, но двигатели крейсера не справлялись с этой задачей.
После погрузки угля в чилийском порту Пунта-Аренас, самом южном городе мира, «Dresden» в начале нового года совершил круиз у берегов Чили, захватив всего одно торговое судно союзников, прежде чем 8-9 марта 1915 года ему пришлось спасаться бегством от британского броненосного крейсера «Kent». «Dresden» спасся и направился к островам Хуан-Фернандес, израсходовав при этом остаток угля и безвозвратно повредив собственные двигатели. Местные чилийские власти предоставили Людеке временное интернирование, но вскоре туда же прибыл «Kent», чтобы оспорить это решение. Британцы отклонили статус интернированного судна «Dresden» на том основании, что ранее адмирал фон Шпее следовал правилам, регулирующим посещения воюющими сторонами нейтральных портов только на материковой части Чили, а не на островах Пасхи и Хуан-Фернандес. 14 марта к «Kent» присоединился легкий крейсер «Glasgow» и открыл огонь по «Dresden». Капитан Людеке поднял белый флаг и отправил лейтенанта Вильгельма Канариса, свободно говорившего по-английски, задержать британцев, пока его команда устанавливала заряды для затопления и покидала судно. После потопления «Dresden» британцы позволили Людеке, его офицерам и экипажу, насчитывавшему в общей сложности более 300 человек, провести войну в качестве интернированных в Чили.
Канарис, также свободно говоривший по-испански, был одним из немногих, кому удалось бежать через Анды в Аргентину, а затем в Германию. Он закончил войну командиром подводной лодки, а позже дослужился до адмиральского звания в военно-морском флоте нацистской Германии, был начальником разведки Гитлера, прежде чем был казнен в конце Второй мировой войны. Большинство его товарищей по кораблю так и не увидели Германию до зимы 1919/20 годов.
Чтобы усилить свои крейсера, с началом войны военно-морской флот Германии осуществил давние планы по вводу в эксплуатацию пассажирских лайнеров и торговых судов в качестве рейдеров. Из шестнадцати задействованных таким образом судов семь в конечном итоге были потоплены, четыре оказались интернированы в нейтральных портах, а два погибли в результате кораблекрушения.
Самым успешным был 9800-тонный «Möwe», который уничтожил сорок один вражеский корабль (186 100 тонн), прежде чем был переоборудован в минный заградитель.
Самым известным из немецких рейдеров и единственным парусным судном среди них был трехмачтовый винджаммер «Seeadler», которым командовал граф Феликс фон Люкнер. Введенный в строй уже во время войны, он потопил шестнадцать судов (30 100 тонн) за восьмимесячную карьеру, прежде чем потерпел крушение 2 августа 1917 года на Островах Общества (Îles de la Société).
Среди более крупных переоборудованных крейсеров 24 900-тонный «Kronprinz Wilhelm» потопил пятнадцать кораблей (60 500 тонн), а 16 000-тонный «Prinz Eitel Friedrich» потопил одиннадцать кораблей (33 400 тонн). Оба корабля были реквизированы у Norddeutscher Lloyd в августе 1914 года, и оба служили вспомогательными крейсерами до интернирования их с разницей в несколько дней в Ньюпорт-Ньюс, штат Вирджиния, в апреле 1915 года.
Перед войной британцы очень опасались, что немецкие пассажирские лайнеры, будучи вооруженными, станут бичом мировых морских путей, двигаясь слишком быстро, чтобы любой военный корабль мог их выследить. Но довоенные планы Германии по вооружению крупных океанских лайнеров и переоборудование их в вспомогательные крейсера не учитывали больших затрат и небольшой выгоды от эксплуатации таких судов в качестве военных кораблей. Проблематичен для немецкого военно-морского флота был высокий уровень потребления угля такими вспомогательными крейсерами. Особенно без глобальной сети защищенных баз. Поскольку самые крупные лайнеры были размером с дредноуты или линейные крейсера, им, как и крупным кораблям, требовались экипажи из нескольких сотен человек. И даже те, что были построены совсем недавно, с орудийными установками и укрепленными палубами под ними, не могли нести тяжелые орудия.
Таким образом, самые крупные переоборудованные немецкие торговые суда обладали меньшей огневой мощью, чем легкие крейсера, а гораздо меньшим военным кораблям (тем же легким крейсерам) требовалось гораздо меньше людей для в экипажах и гораздо меньшее количество угля.
Плавание «Prinz Eitel Friedrich» наглядно проиллюстрировало перспективы и проблемы большого вспомогательного крейсера. Оснащенный четырьмя 4,1-дюймовыми (10,5-см) и шестью 3,4-дюймовыми (8,8-см) орудиями с двух немецких канонерских лодок, брошенных в Циндао, он был очень слабо вооружен для судна водоизмещением 16 000 тонн и не мог позволить себе рисковать при встрече с вражеским военным кораблем. Таким образом, его поход был в некотором смысле более мучительным, чем у эскадры адмирала фон Шпее. Кроме того, он был намного длиннее большинства крейсеров.
Первоначально получивший приказ действовать в Ост-Индии, «Prinz Eitel Friedrich» покинул острова после капитуляции Кайзера Вильгельма в Новой Гвинее в конце сентября 1914 года, потеряв базу в этом районе. Пересекая Тихий океан к побережью Чили, «Prinz Eitel Friedrich» встретился с крейсерами адмирала фон Шпее, но только на один день, накануне битвы при Коронеле, прежде чем снова действовать отдельно. После гибели эскадры адмирала фон Шпее на Фолклендах «Prinz Eitel Friedrich» благополучно добрался до Южной Атлантики, обогнув побережье Антарктиды, уклоняясь от льдин между 60° и 61° южной широты. Далее он поднялся на север, демонстрируя как это могла сделать эскадра адмирала фон Шпее. К тому времени, когда «Prinz Eitel Friedrich» сдался в Ньюпорт-Ньюс, он преодолел около 25 000 миль (40 000 км), но мало что смог показать. Большинство из его одиннадцати жертв были относительно невелики, и если бы он не захватил у некоторых из них груз угля, он погиб бы задолго до апреля 1915 года.
Первый помощник капитана судна Отто Брауэр назвал его “бесполезным пожирателем угля (unnützige Kohlenfresser)” и отметил, что его ненасытный аппетит к топливу не соответствовал скорости. Действительно, к концу долгого плавания, когда его механизмы остро нуждались в чистке и ремонте, «Prinz Eitel Friedrich» мог развивать скорость всего 13 узлов. Возможно, единственным преимуществом использования вооруженного океанского лайнера в качестве рейдера была его способность принимать на борт и размещать в относительном комфорте пассажиров и экипажи захваченных и потопленных им судов. Таким образом, они могла позволить себе вести войну полностью в соответствии с установленными стандартами международного права, уничтожая вражеские корабли и грузы, не унося жизней гражданского населения.
Брауэр язвительно писал, что ближе к концу долгого плавания «Prinz Eitel Friedrich» превратился в «Ноев ковчег» национальностей, с отдельными сообществами британских, французских и других пленников на борту, включая так много младенцев и маленьких детей, что поставки молока стали проблемой. К тому времени, когда корабль достиг Ньюпорт-Ньюс, число заключенных на нем достигло 350 человек, что превышало численность экипажа.
===============================================
Электронный научно-практический журнал "Бюллетень инновационных технологий" (ISSN 2520–2839) является сетевым средством массовой информации и публикует статьи по актуальным проблемам гуманитарных и естественных наук
===============================================