Найти тему

Ереванская железная дорога: очарование (пост)советского декаданса

Детская железная дорога - одно из самых загадочных, влекущих и необычных мест в Ереване. Она находится практически в центре города, но при этом, на первый взгляд, довольно труднодоступна - знаменитый аттракцион спрятался глубоко в Разданском ущелье, и сверху видно только противоположный кусочек заброшенного детского парка. Хотя, на самом деле, попасть сюда довольно просто. Самый очевидный путь - пройти по знаменитому пешеходному тоннелю Конд из центра в районе сквера Дианы Абгар, и через ресторан спуститься в парк. Еще один вариант - прогуляться по райну Конд, спуститься по лесенке к остановкам автобуса "Клиника Наири" и, взяв правее, спуститься в ущелье (лучше по асфальтовой дороге, а не козьими тропами!). В конце-концов, вы увидите перед собой шпиль станции "Айреник":

Перед походом на Детскую железную дорогу стоит соответствующим образом настроиться. На туристических сайтах это место описывается как интересный и красивый аттракцион, но нужно учесть, что вокзал и сама дорога - это памятник времен СССР, построенный в середине двадцатого века, и давно не ремонтировался. Сама железная дорога действует, но все очень и очень старое. Если быть к этому готовым, то поход на ДЖД станет приятным событием. Более того, эта "полузаброшка" обладает очевидным очарованием и создает особое настроение. С одной стороны, вид разрушаемых временем артефактов советской эпохи навевает грусть, с другой бередит душу и создает романтическую атмосферу. В корпусе и интерьерах здания главной станции "Айреник" видны как следы былого величия, так и свидетельства разрушительной поступь времени. Все же, будем надеяться, что ДЖД будет отреставрирована. С учетом того, что Ереван сейчас активно приводится в порядок, эта надежда не выглядит несбыточной. А пока пройдемся по тому, что есть...

Детскую железную дорогу-узкоколейку обслуживает один паровоз
Детскую железную дорогу-узкоколейку обслуживает один паровоз
И два вагончика для пассажиров. В выходные они наполняются туристами и родителями с детьми.
И два вагончика для пассажиров. В выходные они наполняются туристами и родителями с детьми.

Детская железная дорога была построена в 1937 году и была частью системы профориентации школьников - ее обслуживали дети под руководством взрослых. Сейчас это просто аттракцион для детей, которым занимаются только взрослые.

-4

К ДЖД ведет вот такая вот старая лестница:

-5

Это не изначальное здание вокзала, построенное в 1937 году. То, как говорят, было деревянным. Эту станцию построили лет десять спустя под руководством архитектора Гоар Григорян, в конце 1940-х. Великолепное строение, не так ли?

-6

Железная дорога представляет собой однопутную узкоколейку. Паровоз везет вагончики вдоль реки Раздан почти по прямой, проходит через туннель, потом останавливается и толкает вагончики обратно задним ходом.

-7

-8

Говорят, что изначально на линии было три станции, сейчас осталась, по сути, одна. Никаких станций больше по пути нет, мы проезжали какие-то разрушенные строения, возможно, они относились к ДЖД.

-9

На старом паровозе сохранилась эмблема Южно-Кавказской железной дороги.

-10

Билеты продаются в кассе вокзала и на сегодняшний день стоят 400 драмов (около ста рублей), оплата наличными. Там же можно купить напитки и шоколадки.

-11

Поезд отправляется не по расписанию, а по мере наполнения. При мне, в субботу вечером он уходил примерно раз в 20-30 минут. Лучше приходить в выходные, не факт, что в будни дорога работает.

-12

Наш паровоз вперед летит - все по-взрослому: колеса стучат, вагончики качаются, гудок гудит.

-13

-14

На запасном пути: судя по всему, слева - самый первый паровозик конца 30-х.

-15

Вокзал немного рассыпается, но все равно великолепен! В общем, все видно на фотографиях.

-16

-17

-18

-19

-20

-21

-22

-23

-24

-25

-26

-27

-28

-29

Немного выше находится большой и, увы, заброшенный парк. Тем не менее, там много гуляющих, воздух полон пьянящих запахов трав и очарованием декаданса. Впрочем, есть надежда, что парк приведут со временем в порядок, как это происходит с другими местами в Ереване.

-30

-31

-32

-33

-34

-35

-36

-37

-38

А вот тот самый туннель под горой. Это сторона со стороны парка.

-39

А вот так выглядит туннель со стороны центра, точнее, от сквера Дианы Абгар.

-40

А вот это вид сверху если идти со стороны холма Конда и клиники Наири. Видно часть заброшенного парка, железная дорога - дальше и ниже.

-41

Любители приключений могут спуститься в Разданское ущелье от моста Киевян и пройти внизу вдоль реки. Но это совсем на любителя.

В общем, наведаться суда однозначно имеет смысл, но к Ереванской железной дороге в настоящий момент не нужно подходить как к интересному аттракциону. Хотя атмосферное путешествие в прошлое, созерцание кусочка паззла из картины "гибель империи", ощущение времени - это тоже своеобразный аттракцион, который стоит пройти.