Сегодня предлагаю вам прогуляться по Дворцовой набережной от Зимнего дворца к Мошкову переулку и рассмотреть сохранившиеся детали старого Петербурга, на которые часто не обращают внимания.
Нивелирные марки
На цоколях некоторых зданий до сих пор сохранились небольшие металлические круги с надписью «НИВЕЛЛИРОВКА 1872» ― нивелирные марки XIX века. Нивелирная марка — это закрепленный на поверхности капитального строения знак, с помощью которого специалисты отмечают точную высоту места. Множество знаков образуют нивелирную сеть, используемую при составлении планов города, производстве инженерных и строительных работ.
Чугунные круглые таблички с рельефной надписью «НИВЕЛЛИРОВКА 1872», которые можно увидеть на цоколях Малого Эрмитажа и Запасного дома Владимирского дворца, ― остатки первой высотной основы Петербурга, которую создали в ходе технического нивелирования центральной части города в 1872-1874 годах.
Нивелирование проводилось под конкретную задачу ― постройку раздельной городской системы канализации. Ранним утром, пока на улицах не началось активное движение, вычисленные отметки высот фиксировались на каменных заборах, стенах и цоколях зданий с помощью круглых нивелирных марок. Марки закрепляли с помощью пары гвоздей, вбитых в деревянные пробки, заранее вмонтированные в каменную поверхность.
Руководил работами опытный военный геодезист Михаил Александрович Савицкий, поэтому металлические знаки «НИВЕЛЛИРОВКА 1872» иногда называют «марками Савицкого». В 1876 году по результатам нивелирования он составил 33-страничный план центральной части Петербурга с контурами застройки улиц, местами закрепления нивелирных марок, их высот и пр.
По данным журнала «Изыскательский вестник» (№ 2 (17) за 2013 год), из 2126 марок нивелировки 1872-1874 годов, установленных под руководством Савицкого, в Петербурге сохранилось 70. А, главное, они до сих пор используются по прямому назначению.
Нивелирную марку 1872 года можно увидеть также на цоколе Запасного дома Владимирского дворца, там она соседствует с нивелирной маркой 1932 года, а еще одна нивелирная марка 1932 года сохранилась на цоколе Большого Эрмитажа.
Адресная табличка XVIII века
На пересечении Дворцовой набережной и набережной Зимней канавки обе стены, составляющие угол Большого Эрмитажа, украшены мраморными адресными табличками. На одной золотистыми буквами выведено «Дворцовая. Dvortsowaja.», на второй ― «1 Ад: Час: 1 Кварт: Почтовая. Potschtowaja.».
Адресные таблички появились на этом месте во времена Екатерины II. Та, что сегодня «смотрит» на Дворцовую набережную, представляет собой воссозданную в 1969 году копию с отредактированным текстом. А вот обращенная к Зимней канавке адресная табличка ― подлинная, единственная сохранившаяся в Петербурге с екатерининских времен.
8 (19) мая 1768 года Екатерина II написала генерал-полицмейстеру Санкт-Петербурга Николаю Ивановичу Чичерину: «Прикажи на концах каждой улицы и каждого переулка привешивать досок с имяни той улицы или переулка на русском и неметском языке; у коих же улиц или переулков нет еще имян, то изволь оных окрестить. Форм же досок получе и почище зделать, хотя без многих украшений, но просто».
Источник С. Лебедев "Номерные знаки домов Петербурга. Заметки и наблюдения"
Исполняя приказ императрицы, на фасадах многих домов установили доски с указанием названий улиц, обозначением городских частей и кварталов.
«1 Ад: Час: 1 Кварт: Почтовая. Potschtowaja.» можно расшифровать как "Почтовая улица в 1-ом квартале 1-ой Адмиралтейской части". Почтовой улицей с 1768 года до начала XIX века называли правый берег Зимней канавки, так как в этот период на месте современного дома 38 по Миллионной улице находился Почтовый двор.
Декроттуар или то, что от него осталось.
У Запасного дома Владимирского дворца, кроме двух нивелирных марок, можно увидеть еще кое-что интересное ― два торчащих металлических штыря. Скорее всего, это остатки декроттуара ― металлического скребка для чистки обуви.
О дореволюционных декроттуарах, которые сохранились в Петербурге, я писала три года назад. Повторяться не буду, для интересующихся ссылку на статью добавлю в конце заметки.
Памятная надпись, посвященная архитектору Александру Ивановичу Резанову на стене Дворца Великого князя Владимира Александровича
Главный фасад Владимирского дворца, выходящий на Неву, можно рассматривать бесконечно: арочные окна, великолепный скульптурный декор, чугунные фонари, грифоны…
А справа от входа для прислуги на высоком цоколе выбита едва заметная надпись «Архитекторъ А. И. Резановъ. 1867-1872».
Александр Иванович Резанов ― русский архитектор, академик архитектуры, профессор Императорской Академии художеств строил Дворец Великого князя Владимира Александровича с 1867 по 1872 год. Надпись на цоколе была выбита в 1889 году, через два года после смерти архитектора.
Памятные надписи с отметкой уровня воды во время наводнения 1824 года
На цоколях зданий Малого и Большого Эрмитажа можно разглядеть небольшие фигурные металлические доски с горизонтальной чертой, показывающей уровень воды во время катастрофического наводнения 7 ноября 1824 года.
Найти точную дату установки этих памятных табличек мне, к сожалению, не удалось. На фотографии из Музея истории Санкт-Петербурга, датируемой 24 сентября 1924 года, металлическая доска с отметкой уровня воды во время наводнения 1824 года на цоколе здания Малого Эрмитажа уже есть.
Даже беглого взгляда достаточно, чтобы понять ― выглядит она иначе, чем те, которые мы видим сейчас. Предполагаю, что их воссоздали в советский период (по одной из версий, в 1971 году).