Смысл корневого замка (мула-бандха) проявляется в сознательном или волевом контроле над мышцами промежности. В многочисленных йогических пособиях эту тему обычно позиционируют на последних страницах, видимо таким способом пытаются уберечь секрет от неусидчивых и ветреных особ. Однако, тема эта на порядок повышает эффективность практики, а также её опасность для практикующего. Когда-то я уже углублялся в своих статьях к этой области.
С санскрита термин "бандха" можно трактовать как "связь", "цепь" или "замок", а "мула" — «корень», "основа". Принцип воздействия мула-бандхи в йогической традиции уникален и парадоксален: посредством напряжения мышц на физическом уровне происходит расслабление на ментальном и энергетическом уровнях. Это действие можно соотнести с методом постизометрической релаксации, где для глубокого снятия напряжения используется усиление существующего зажима.
Во время сокращения тазовых мышц в мозг поступает импульс, активизирующий нейронные центры. Ответным сигналом активизируются парасимпатические волокна, что приводит к расслаблению тела. Так же оказывается воздействие на эндокринную систему (гипоталамус) и, как следствие, на эмоциональное состояние: появляется чувство покоя, уходит нервное возбуждение.
Иногда, в стрессовой ситуации, когда под угрозой жизнь человека наблюдается рефлекторная мула-бандха на короткое время позволяющая вытащить из глубины скрытые возможности и резервы.
Эффект корневого замка раскрывается так же в способности пробуждать грантхи — особые психические узлы, расположенные в полевых структурах сознании.
Так называемые блоки проявляются в виде негативных эмоций, таких как гнев, апатичность, раздражительность — всё, что мешает осознать истинную природу души. Практикуя мула-бандху, человек активирует пусковой психический механизм, развязывает эти энергетические узлы-сгустки и налаживает проходимость через них.
Одной из уникальных практик для прочищения тонких каналов нади являются так же очистительные практики дыхания Нади-Шоткана и Анулома-Вилома. Потоки праны осуществляют движение по каналам нади и устраняют в них засорённость и застойные явления.
Однако, кроме восходящих потоков в теле присутствует и нисходящая энергия известная под названием апана вайю. Она заземляет человека и фокусирует его внимание к удовлетворению своих базовых потребностей:
- голод,
- выживание,
- сон.
Таким образом практикуя мула-бандху, можно перенаправить поток апаны вверх. Тогда она начинает своё движение вверх по срединному каналу, Сушумне. Достигнув солнечного сплетения (манипура-чакры), она ещё больше усиливается и достигает анахата-чакры. Здесь апана соединяется с праной. Такое движение способствует насыщению тела жизненными силами и раскрытию дремлющих и ждущих своего времени способностей.
В древних текстах, таких как «Гхеранда-Самхита», «Хатха-йога-Прадипика», «Шива-Самхита», единогласно упоминается о пользе корневого замка и необходимости его освоения для расширения психических и духовных возможностей.
Положительные эффекты при практике мула-бандхи:
- расслабление ума;
- контроль над мочеиспусканием и дефекацией;
- улучшение работы эндокринной системы;
- укрепление нервной системы;
- смягчение симптомов менопаузы;
- уменьшение частоты дыхания;
- нормализация артериального давления;
- расширение сознания;
- освобождение от глубоких эмоциональных неврозов и переживаний;
- пробуждение творческого потенциала;
- распутывание грантх и блоков в тонком теле.
Один из лучших способов освоения этой практики представлен в книге Свами Сатьянанды Сарасвати «Мула-Бандха. Ключ к мастерству».
"...Мышцы промежности тесно связаны между собой. Сюда относятся урогенитальная и анальная области.
1. Сокращение анального сфинктера называется ашвини-мудрой,
2. а напряжение урогенитальной мускулатуры — ваджроли-мудрой.
Между клитором, мошонкой и анусом расположена область, сокращая которую, достигается мула-бандха. Задача упражнения — научиться сокращать область корневого замка, а остальные зоны оставить расслабленными.
Пошаговое выполнение:
· Сядьте в удобное положение, чтобы колени касались пола.
· Сделайте полный глубокий вдох, подключая живот, грудь и ключицы.
· Сожмите мула-бандху. Не допускайте перенапряжения.
· Расслабьтесь и отпустите замок.
· Сделайте плавный выдох.
Это упражнение на дальнейших этапах можно совмещать с уддияна-бандхой и джаландхара-бандхой, а также с задержками дыхания. Однако любые усложнения рекомендуется вводить после освоения базовой методики.
Не страшно, если первое время не удастся дифференцировать мышцы тазового дна. Для обнаружения местоположения муладхара-чакры в качестве подготовки можно попеременно напрягать и расслаблять разные области промежности, описанные выше, чтобы научиться концентрироваться и включать необходимые зоны коры головного мозга.
❗ Противопоказания к выполнению мула-бандхи.
Основными противопоказаниями к выполнению этой практики являются
- беременность,
- геморрой и
- простатит.
В философии йоги кундалини олицетворяет собой свёрнутую, змеевидную энергию, пребывающую в спящем состоянии на уровне муладхара-чакры. На самом деле истинное её расположение лежит далеко за пределами физического тела, в причинном или каузальном теле.
Это тело тесно связано с кармой и путешествует с нами из жизни в жизнь. Соответственно, здесь скрыты человеческие желания, побуждения и бессознательные устремления. Но на физическом плане бессознательное покоится как раз в муладхара-чакре.
Поэтому, воздействуя физически на зону промежности, можно косвенно пробудить Кундалини-Шакти, которая запустит процесс «развязывания» спиралеобразной энергии и поднятия её наверх по каналу сушумна. Разбудив кундалини, люди обретают доступ к трансцендентальным способностям (сиддхам), расширению сознания и творческого потенциала.
Начинающим, однако, рекомендуется с осторожностью подходить к практике пробуждения кундалини.
✨ Во-первых, прорываясь наверх, энергия будет пробивать любые непроработанные блоки тела и сознания человека, что приносит определённые неудобства, а иногда весьма серьёзные разрушительные последствия.
✨ Во-вторых, стоит помнить, что движение этой энергии — процесс спонтанный и скачкообразный, поэтому всегда рекомендуется иметь рядом компетентного наставника. Он направит практику в правильное русло и убережёт от неверного выполнения упражнения. Тем не менее, полезно знать о корректном выполнении корневого замка, если у человека на данный момент нет рядом учителя.
Без сомнений, Мула-бандха способна стать отличным дополнением к регулярной практике и принести много пользы практикующему. Однако, как и в любой асане или упражнении, стоит подходить к ней осознанно, постепенно осваивать технику и прислушиваться к собственным ощущениям, стараясь не нарушать естественный ход вещей и событий.
Кроме того, одна из шести шаткарм (очистительных йогических процедур) - Наули опирается на осведомлённость и уверенную эксплуатацию этой бандхи.
लोकाः समस्ताः सुखिनो भवन्तु
Пусть все будут счастливы.
Пусть все будут здоровы.
Пусть все заботятся о благе других.
Пусть никто не знает страданий.