Найти тему
Читающим между слов...

Составная техника — "Великий замок" (Маха бандха). 4 я часть.

Оглавление

Маха бандха — составная техника, её условно относят к «продвинутой». Она требует личного опыта в выполнения, более простых практик, которые являются её неотъемлемыми составляющими:

  • Мула бандха («корневой замок»),
  • Уддияна бандха («втягивание живота») и
  • Джаландхара бандха («горловой замок»).

Когда вы с лёгкостью можете выполнить любую из перечисленных техник — рекомендуется приступать к освоению Маха бандхи — мощнейшей практики из арсенала Хатха-йоги.

При регулярной практике Маха бандхи, идёт процесс стимуляции шишковидной железы, и всей эндокринной системы. Таким образом, великие йоги древности (и в первую очередь Йог Сватмарама, описавший эту технику в Хатха-йога Прадипике) вовсе не кривили душой, утверждая, что эта техника останавливает процесс старение, возрождает и омолаживает организм.

🚩 ТОП-10 БИОХАКОВ. Для Жителя XXII Века.

Уддияна бандха – это чревный замок.

Выполняется посредством втягивания живота во внутрь, поджатия диафрагмы в верх. В современных фитнес течениях этой йогической технике дали название – вакуум для живота.

☯ Во время практики этого замка Прана концентрируется в одной точке и поднимается по Сушумне.

Также эта Бандха в переводе с санскрита может звучать, как парящая или взлетающая бандха, поскольку с помощью этой практики великая птица «Шакти» направляется в верх.
В Упанишадах соотносится с птицей наше Сознание, которое привязано к своему шесту и готово улететь, но всё время втягивается вниз, но если же свести вместе шакти иды и пингалы и высвободить их через сушумну, то она(птица) поднимется и будет свободна в конечном счете в дополнительных измерениях тонких планов окружающей реальности.
Эта бандха меняет привычное направление движения потока апана ваю и объединяет её с прана ваю и самана ваю в пупочном центре. В результате встречаются энергии апаны и праны в области пупка, что производит выброс, выделения силы, которая направляет энергию Кундалини вверх по Сушумне. Признаком данного состояния в органическом теле являются ощущение тошноты и пульсация оргазмических конвульсий.

В писаниях умалчивается полное описание выполнения этой бандхи, поэтому объясню общепринятую процедуру её выполнения.

  • Во-первых, выполнение данной техники должно быть всегда на пустой желудок, а лучше даже с опорожненным кишечником.
  • Во-вторых, лучше начинать практиковать стоя. Встав в позу "рыбака", ноги на ширине плеч, слегка согнув колени, руки на бедрах над коленями, большими пальцами во внутрь.
  • Глубоко вдохните и активно выдохните через слегка напряжённые губы. Полностью выдохнув(90-95%), выполните Джаландхару бандху путем прижатия подбородка к груди и чуть приподняв плечи.
  • Затем втяните живот и желудок к позвоночнику и несколько вверх. Диафрагма направляется в верх, а в подъярёмной впадине должна углубиться ямка.
  • Удерживайте это положение несколько секунд, затем расслабьте пресс и желудок, отпустите Джаландхару бандху, подняв голову и выпрямитесь. Только после этого медленно вдохните через нос и выполните несколько циклов полного дыхания спокойно.

Можно начинать с трёх таких циклов. Освоив эту бандху стоя, вы можете начинать делать тоже самое, но в позе сидя, в падмасане или сиддхасане, а также в других асанах, где это уместно, например в "собака мордой вниз".

Наблюдаемые эффекты.

1. Возрастает жизнеспособность, поскольку Уддияна бандха оказывает мощное тонизирующее воздействие на внутренние органы, нервную систему и железы внутренней секреции.

2. Стимулируется циркуляция крови за счет эффекта всасывания, диафрагма перемещается вверх и сердце слегка сжимается и массируется.

3. Укрепляются нервные узлы в области солнечного сплетения. Оказывается воздействие также на процессы пищеварения, усвоения и выделения.

4. Также Уддияна бандха тренирует диафрагму и другие мышцы дыхательной системы, легкие сжимаются при ее выполнении, появляется интенсивный газообмен, а способность усваивать кислород возрастает.

5. Заявляется, что из всех бандх Уддияна считается наилучшей. Напоминаю, что её выполнение всегда должно сопровождаться Джаландхарой бандхой.

Также в источниках уведомляется, что её практика ведёт к победе над смертью и даёт путь к освобождению. Думаю, наверное, это возможно не для органического тела…, но выполнение должно быть уникальным, а в источниках не даётся полное её выполнение, которое наверное мы можем получить только от Гуру, который появится, если это будет нужно Творцу затеявшему весь этот спектакль…. Предполагаю, что задержка дыхания должна быть длительной и непринуждённой для лучшей активизации и получения эффектов, а также наверняка она должна выполняться вовремя более глубоких и серьезных практик.

Мула бандха.

Мула бандха – это замок в области Муладхары чакры или корневой замок. Есть различные описания её выполнения в источниках, думаю, это зависит от перевода… В принципе, везде даются варианты выполнения данной мудры сидя в сиддхасане или падмасане. Необходимо одну пятку прижать к промежности или влагалищу, а другую приблизить к половым органам и сжать прямую кишку (анус, промежность).

Тут хочу заметить, что существует три разные мудры для сжимания области в нижней части таза:

  1. области половых органов или яичников – это ваджроли мудра,
  2. области ануса – это ашвини мудра и
  3. средней центральной области между ними, промежности или шейки матки – это Мула бандха.
-3

Перед выполнением Мула бандхи советуется делать подводящие упражнения для качественного ощущения локации Муладхара чакры.

  1. Стоя, ноги вместе, крепко сжимайте ягодицы и напрягайте мышцы прямой кишки и заднего прохода, как будто втягиваете через них воздух. Дыхание может быть непрерывным или с задержками, к этому ведет само упражнение.
  2. Далее расставьте ноги на расстояние примерно 1 стопы и повторите упражнение. Это версия упражнения называется Муладхара чакра шуддхи и описывается в Йога чудамани Упанишида.
  3. Очередное упражнение называется Упаштха татха свадхиштхана чакра шуддхи. Стоя, ноги на расстоянии около 50 см, необходимо сосредоточиться на области гениталий и напрячь расположенные там мышцы насколько это получится, при этом ягодицы и мышцы прямой кишки также могут напрягаться и осуществляется задержка дыхания.

Далее можно приступать к освоению непосредственно Мула бандхи:

Сядьте в удобную вам медитативную позу, это может быть сиддхасана или падмасана, сиддхасана даже более предпочтительна, так как происходит давление на муладхару чакру, и старайтесь сначала некоторое время сконцентрироваться мужчины на области промежности, а женщины на шейке матки и мышц влагалища. И далее постепенно пробуем сокращать и расслаблять эти мышцы. Можно пробовать варианты сокращения мышц и сдерживания так долго, как это получается и затем расслабление.

Суть Мула бандхи.

Упражнение тренирует втягивание и контроль мышц промежности. Мужчины также должны поднимать и втягивать яички, а женщины – сжимать и втягивать влагалище. При этом и те, и другие должны одновременно втягивать нижнюю диафрагму и область над половыми органами. Это своеобразный массаж яичников у женщин, и предстательной железы у мужчин.

Мы учимся управлять лонно-копчиковой мышцей (ЛК-мышцей). С ее помощью мы  сдерживаем  и прерываем мочеиспускание, благодаря ей происходит эрекция у мужчин. Поэтому укрепляя ее, мы предотвращаем множество болезней, связанных с мочевым пузырём, улучшаем эрекцию, предотвращаем преждевременное   семяизвержение, налаживаем свою сексуальную жизнь.

Также мула-бандха важна во время сексуального  воздержания или невозможности временно найти полового партнера. Если у вас нет регулярной половой жизни, проблемы с половыми органами вам обеспечены. В этой области возникает избыточное давление энергии, которая не найдя выхода может приводит к воспалительным процессам.

У мужчин это простатит, у женщин проблемы с яичниками или другие болезни. Выполнение мула-бандхи позволит избежать этих неприятностей. Она действует как губка, которая сжимает органы, массажирует их, убирает застоявшуюся кровь и энергию. Работа кровеносной и лимфатической системы улучшается, тем самым очищая органы и  поставляя им питательные вещества.

Считается, что при регулярном выполнении  упражнение энергия секса, проходя через промежность и копчик, будет поступать в позвоночник. Как известно, позвоночный столб – это древо жизни. Мула-бандха позволяет направить энергию  в нужное русло, заставляя циркулировать по энергетическим  каналам всего тела.  Соответственно, энергия будет питать его, улучшая здоровье, общее самочувствие и положительно влияя на все аспекты жизни человека. Общая энергетика повышается. Поэтому упражнение очень эффективно при снижении жизненного тонуса, апатии, плохом настроении, низком давлении. Особенно, когда вы не тратите сексуальную энергию впустую, не занимаетесь половыми излишествами, а направляете жизненную энергию с помощью мула-бандхи в позвоночник.

Практикуя эту бандху, происходит поднятие апаны и объединение её с праной на уровне Манипуры, в результате чего разгорается внутренний огонь и пробуждается спящая змея Кундалини.

В идеале необходимо научиться выполнять эту бандху с мастерством автоматически в любой асане. Существует также усложнённая версия, это выполнение Мула бандхи вместе с Уддияной.

Маха бандха (великий замок).

ТриБандх.
ТриБандх.
  1. Маха бандха (великий замок) – это практика объединения трёх бандх. Существует много вариантов ее исполнения: сидя в ардха падмасане (полу лотосе). Левая нога закрывает промежность и правая кладется на левое бедро, далее можно поменять ноги. Делается вдох, задержка на вдохе (антар кумбхака), мула бандха, джаландхара бандха и шамбхави мудра (концентрация на межбровном центре) и медленный выдох.
  2. Такой же вариант можно выполнять на выдохе, т.е. спокойный вдох, затем выдох и на выдохе выполните Джаландхара, Уддияну и Мула бандхи. Между двумя такими циклами можно делать бхастрику пранаяму, тогда дольше удерживается задержка.
За счет выполнения данной практики, поднимается апана ваю вверх и соединяется с самана ваю, прана ваю направляется вниз и в пупке соединяются все три, тем самым активизируется сушумна.
С практикой всех трёх бандх тело тренируется, укрепляется, достигается исполнение желаний, и возможно это изгоняет старость, болезни и смерть.

Считается также, что с этой практикой амброзия (нектар), истекающий из луны (точка бинду, в верхней части мозга), который дарует просветление, не поглощается полностью солнцем и не сгорает в нижних центрах, что приостанавливает старение.

Маха бандха также объединяет три нади (канала) в аджна центре и даёт возможность уму достигнуть священного местоположения Шивы, Кедары, в переносном смысле достижения Аджна чакры – обитель Шивы. Я уже писал статью о этом и разглядывал больше психологические аспекты этой практики.

Маха-ведха (великое пронзание).

В Шиве Самхите упоминается, что «Маха-мудра и Маха-бандха бесполезны без Махаведхи». В Гхеранда Самхите написано: «Так же, как красота, очарование и юность женщины ничто без мужчины (способного оценить это), так же Мула-бандха и Маха-бандха ничто без Маха-ведхи» и Прадипика подтверждает это: «Как самая прекрасная женщина не имеет ценности без мужа, так маха мудра и маха бандха не имеют ценности без маха ведха мудры».

Суть маха ведха мудры – направить в нужном направлении прану, потенциал, накопленный при выполнении маха мудры и маха бандхи.

Находясь в падмасане сделать вдох, джаландхара бандха, приподняться на руках и аккуратно мягко несколько раз ударить ягодицами о пол. Затем опустить ягодицы на пол и медленно выдохнуть. Есть также вариант выполнения этой мудры на вдохе добавить мула бандху и на выдохе – уддияна бандху. За счет этих мягких ударов о пол, происходит сотрясение и активация тонких нервных разветвлений, расположенных в ягодицах, и есть вероятность, что прана в этом случае покидает 2 нади (иду и пингалу) и входит в сушумну.
Описание техники есть в Хатха йога Прадипике.

Все описываемые эффекты достигаются за счет поднятия праны вверх по сушумне. Если благодаря непрерывным упражнениям достигается сердечный центр (анахата чакра), то считается, что йог пронзает Вишну грантхи – второй мистический узел вдоль сушумны, обретается вайю сиддхи – контроль над жизненными энергиями, останавливается распад и побеждается смерть.

Маха мудра (великая поза или печать).

Данная мудра описывается в писаниях только в одном варианте позы (расположения тела), но существует мнение, что она состоит из различных поз и вариаций, которые может дать непосредственно только Гуру.

Рассмотрим вариант из Хатха йоги Прадипики, в Шиве Самхите и в Гхеранда самхите описывается похожий вариант:

"...Левая пятка вдавливает промежность, правая нога выпрямлена и мы держимся за пятку (или пальцы, или ногу). Спина ровная. Далее сосредотачиваемся на межбровном центре, вдох, задержка дыхания, где-то указано, что голова должна быть ровная, где-то говорится, что надо прижать подбородок к груди, т.е. выполнить джаландхару бандху, наверное, можно выполнять в обоих вариантах, затем после задержки, медленный выдох, потом меняем положение ног. При задержке дыхания можно выполнять также мула бандху. Также между подходами можно вставлять бхастрику пранаяму, так задержка держится дольше."
-5

В результате выполнения данной практики живот наполняется праной, прана и апана соединяются, от слияния возникает жар, который пробуждает латентные центры в области таза и тем самым пробуждает Кундалини. Так начинается процесс расширения сознания.

Считается, что маха мудра удаляет худшие неприятности

  • (5 клеш) и причину смерти;
  • побеждает грехи и болезни;
  • тело практика становится безупречно красивым и все желания исполняются.
Если вы ещё не поставили лайк – поставьте лайк!
Если вы ещё не подписались на канал – подпишитесь!
Если вам есть, что сказать – оставьте комментарий!
Хорошего вам дня, и до новых встреч!
До свидания.