Найти в Дзене
Николай Утешев

История ВМФ. Первая победа балтийских подводников

Всем привет!

С первого дня Великой Отечественной войны обстановка на море сложилась не в нашу пользу. Балтийский флот терял подводные и надводные корабли, не нанося никакого ущерба противнику. И вот, наконец, первая победа советских подводников.

10 августа 1941 года подлодка “Щ-307” под командованием капитан-лейтенанта Петрова Н.И. в 20 милях западнее острова Эзель обнаружила в перископ неизвестную субмарину в надводном положении. Командир принял решение атаковать.

- А вдруг наша? - насторожился комиссар старший политрук Заикин С.Ф.

Петров поначалу тоже засомневался. Но потом сверил силуэт подводной лодки с фотографией в справочнике.

- Нет, точно не наша, - ответил он. - Рубка не наша и носовое орудие далеко вынесено. Точно немецкая!

- Ну смотри, я предупредил, - снял с себя ответственность комиссар.

СОВЕТСКАЯ И НЕМЕЦКАЯ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ. ДЛЯ СРАВНЕНИЯ
СОВЕТСКАЯ И НЕМЕЦКАЯ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ. ДЛЯ СРАВНЕНИЯ

Щ-307 дала двухторпедный залп из кормовых аппаратов по левому борту немецкой подлодки. Обе торпеды попали в цель и через 35 секунд раздался взрыв. Подводная лодка U-144 капитан-лейтенанта Гердта фон Миттель­штедта мгновенно пошла ко дну. Все 28 членов экипажа погибли.

Это была первая победа наших подводников в Великой Отечественной войне. Однако по возвращению в Таллин Петрова ждала не награда, а служебное расследование. Комиссар Зыкин написал донос, что командир торпедировал свою же лодку типа “С”. В это время пропала подлодка С-11, и капитан-лейтенанта Петрова обвинили в её потоплении. Тем более, что сам Петров доложил, что сначала принял немецкую подводную лодку за нашу эску.

Через какое-то время было установлено, что С-11 подорвалась на мине и затонула ещё 2 августа совсем в другом районе. Обвинение с Петрова было снято, но что ему пришлось пережить за это время, остаётся только гадать. Ведь командир С-11 капитан-лейтенант А.М. Середа был его лучшим другом.

Из открытых источников в Сети.
Из открытых источников в Сети.

Во время Таллинского перехода Щ-307 своими орудиями прикрывала суда во время немецких авианалётов. Видимо в это время у Петрова и состоялся нелицеприятный разговор со старшим политруком по поводу комиссарского доноса.

Так или иначе, но Заикин затаил злобу на командира. И настрочил новый донос о том, что Петров в пьяном виде якобы заявил: "Пойдем в Ленинград, расстреляем весь боезапас по немцам, взорвем лодку и пойдем на баррикады".

Как там было на самом деле, неизвестно. Но чем ужаснее ложь, тем скорее в неё поверят. Заикину поверили, и капитан-лейтенант Петров был арестован.

24-го октября 1941 года Военным трибуналом Петров был осужден по статье 193-17 УК РСФСР (Злоупотребление властью, превышение власти, бездействие власти, а также халатное отношение к службе) на 10 лет лишения свободы.
Умер он 4.03.1942-го от голода, находясь в заключении в тюрьме «Кресты». Это был самый страшный период ленинградской блокады.

17 января 1975 года Николай Иванович Петров посмертно реабилитирован, приговор отменен и уголовное дело прекращено.

Рубка подводной лодки Щ-307 стоит на Поклонной горе. Ещё два судна она потопила уже с другими командирами.

РУБКА ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ Щ-307 НА ПОКЛОННОЙ ГОРЕ. Из открытых источников в Сети
РУБКА ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ Щ-307 НА ПОКЛОННОЙ ГОРЕ. Из открытых источников в Сети

А что случилось с подводной лодкой С-11, в гибели которой поначалу обвинили Петрова? Она подорвалась на донной мине и быстро ушла под воду. Но не все моряки погибли в момент взрыва - в корпусе лодки оставались живые люди. О том, как они боролись за свою жизнь, будет рассказ в следующей публикации.

(Продолжение следует...)