Найти тему

Ловушка для руководителя - родительская позиция или как включаются отношения "родитель - ребенок" в рабочих взаимоотношениях!

Оглавление

😤 На работе детей нет! Все взрослые люди! - это логично и, наверное, правильно, но так, к сожалению, не бывает. Отношения руководитель подчиненный часто напоминают отношение родителей и детей.

👉 В этом есть определенный смысл и предпосылки. Не зря в управление есть "семейная" модель взаимодействия. Эта модель как раз предполагает, что руководитель является "родителем", а подчиненные "детьми". Она построена исключительно на этом подходе и с теми же установками, как в реальной семье (в которой он рос ребенком) руководителя.

Изображение от Drazen Zigic на Freepik
Изображение от Drazen Zigic на Freepik

Руководитель - родитель

📌 Для него это понятная модель поведения. Фактически скопированная со значимых взрослых, с "улучшениями" на основе уже своего опыта.

💡 Это норма т.к. это заложено в нас природой. Поведение родителей (значимых взрослых, в частных случаях, при недостаточной вовлеченности родителей в воспитании ребенка или их отсутствия) — это базовый эталон для ребенка, он будет его неосознанно воспроизводить всю свою жизнь.

В рабочих отношениях позиция руководителя выше т.е. аналогия с взаимоотношениями в семье со стороны родителя.

Психология осознанной жизни - Николая А. Гоголева

Подчиненный - ребенок

📌 Тут все также, с уточнением, что он смотрит со стороны ребенка и воспроизводит старые рабочие схемы, которые прокатывали со своими родителями.

В рабочих отношениях позиция подчиненного ниже т.е. аналогия с взаимоотношениями в семье со стороны ребенка.

Главное помнить, что

Подобное поведение часто является неосознанным и срабатывает на подсознательном уровне автоматически. Определенные триггеры включают эту модель и взаимодействие идет уже на искажённых пониманиях ситуации.

👉 Например, стрессовая ситуация способствует переходу подчиненного в позицию ребенка, в том случае если он не может справиться со сложившейся ситуацией и переходит в состояние фрустрации. Защита "откатывает" человека туда, где не нужно было принимать решения, за тебя их принимали взрослые.

Фрустра́ция (лат. frustratio — «расстройство планов», «уничтожение замыслов») — психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей, или, проще говоря, в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям. Такая ситуация может рассматриваться как до некоторой степени травмирующая.
Википедия

👉 Или поведение руководителя в отношении подчиненного, напоминает последнему поведения родителя. В зависимости от пола руководителя включается и ассоциация с родителем того же пола.

💬 Сам наблюдал на практике, когда с одной стороны руководитель работ требовал от подчиненного выполнения поставленных задач в строгой форме "Диплом есть - выполняй, а как сам должен знать. Диплом то, есть!". Подчиненный в свою очередь воспринимал его как строгого родителя и терялся.

В итоге, оба пришли с жалобами друг на друга ко мне (они были моими подчиненными 😉) - т.е. я попал в ситуацию родителя, чьи дети разругались и их надо мирить 🙂. Вот тогда, в первый раз, мне и пришлось объяснять все сказанное в данной статье! Сразу отмечу, что по итого их общение приобрело более правильную форму взаимоотношений взрослых людей...

👉 Важно понимать, что подобные взаимоотношения могут быть негативными, при "подавляющем" стиле воспитания по отношению к руководителю в его детстве. И как следствие соответствующей защитной реакции от подчиненного.

👉 Могут быть положительными, при "поддерживающем" стиле воспитания по отношению к руководителю в его детстве. И как следствие соответствующей открытой реакции от подчиненного.

👉 Могут быть взаимовыгодными т.е. один реализует поведение подавления, нравоучения и т.п. отыгрывая на других испытанного на себе в детстве (что-то типа "победитель дракона, сам становиться драконом"), а другой реализует поведение нерадивого ребенка в целях получение внимания (компенсация недополученного внимания в детстве). Тут можно сказать: "Они нашли друг друга".

Что делать?

✅ Знать своих подчиненных. Сразу не получиться, на это требуется время, и не факт, что значимую информацию Вы получите.

✅ Последовательно, методом проб и ошибок, поймете - какое Ваше поведение, вплоть до интонаций в голосе, будет подключать данный режим взаимодействия.

✅ Лучше понимать себя и не повторять деструктивные методы своих родителей. Прошлое оставить в прошлом! Вы не ребенок и не нужно тащить этот хлам в свою взрослую жизнь.

✅ Аккуратно пресекать подобное со стороны подчиненных. Разговор всегда "взрослый-взрослый", без покровительства, строгости, угроз наказанием и прочим... включать в решение вопросов и ненавязчиво предлагать ответственность...

✅ Обучаться и развиваться, искать более эффективные примеры проведения и отношений.

Для подчиненных аналогичные рекомендации, но с противоположной стороны😎. Руководитель не родитель, хоть и демонстрирует возможно знакомое с детства поведение Ваших родителей.

Подобные взаимоотношения не являются зрелыми и приводят к конфликтам, недопониманиям, оскорблениям, скрытой и явной агрессии, что сказывается на работе в целом.

💡 Начинает работать треугольник Кармана. По опыту, наблюдал работу треугольника в реальности. Смена ролей быстрая, конструктив общения минимальный - наиболее неэффективная модель взаимодействия. Это как болото "хвост вытащил лапы увязнут, лапы вытащил хвост увязнет"...

Изображение от frimufilms на Freepik
Изображение от frimufilms на Freepik

Где эта схема терпит фиаско?

💡 Во взаимоотношениях взрослых людей, выросших над своим детством, у развивающихся и растущих Личностей - нет места подобному!

Рекомендуемые материалы к теме: