О сопротивлении к обучению

122 прочитали

Достаточно распространенная проблема. Выглядит она примерно так: я точно знаю, что мне нужно это сделать, но бесконечно откладываю и всячески саботирую всё, что связано с обучением.

Достаточно распространенная проблема. Выглядит она примерно так: я точно знаю, что мне нужно это сделать, но бесконечно откладываю и всячески саботирую всё, что связано с обучением.

Встречается эта проблема не только среди школьников и студентов, с ней могут столкнуться и взрослые (например, во время переобучения, изучения иностранных языков).

Сопротивление чаще всего может проявляться в прокрастинации, бесконечном откладывании выполнения заданий, изучения новых тем.

Сопротивление в обучении может иметь следующие причины:

  1. Физиология. Общее утомление, болезни, хроническая усталость.
  2. Слишком интенсивный жизненный период. Есть задачи, решение которых сейчас более приоритетно и фокус внимания смещается на них.
  3. Нет мотивации, отсутствует четкая цель. Человек не видит причин, почему он должен учить то, что учит. Либо цель, которую он имеет мнимая или навязана ему кем-то.
  4. Менее распространенный вариант, но тоже имеет место быть. Цель, к которой человек идет, на самом деле его пугает. Тогда человек может прибегнуть к самосаботажу, и он подсознательно саботирует те действия, которые ведут его к этой цели. Например, девушке Маше предложили повышение, работу с зарубежными клиентами и сказали, что нужно подтянуть уровень английского языка. Маша всем своим видом показывает ВАУ, радость такой возможности карьерного роста и оказанному доверию. А внутри Маша в ужасе, ведь это больше работы, это работа с людьми другого менталитета, это новые обязанности, это другой уровень ответственности. И эти сомнения на столько её грызут, что она неосознанно отодвигает этот момент повышения путем сопротивления занятиям английского языка. Она не может признаться, что боится браться за эту работу или не хочет её, но может тихонько саботировать. И даже объяснять себе, что делает это не намеренно, так складываются обстоятельства.
Достаточно распространенная проблема. Выглядит она примерно так: я точно знаю, что мне нужно это сделать, но бесконечно откладываю и всячески саботирую всё, что связано с обучением.-2

Что делать с сопротивлением?

  • Начинаем с физиологии. Есть очень полезная штука – пирамида Маслоу, где он распределил все потребности человека в виде пирамиды. И основание этой пирамиды – это физиологические потребности. Что это значит? Прежде чем заниматься вопросами обучения, убедитесь, что все потребности, которые находятся уровнями ниже удовлетворены. В таком случае – эффективность обучения будет выше.
    Задаем себе вопросы: Я достаточно сплю? Я хорошо питаюсь? Как себя чувствует мое тело? Я здоров(-а)? У меня ничего не болит?
    И проводим мероприятия, чтобы привести себя в здоровое состояние, поддерживать тело в тонусе.
  • Анализируем жизненный период. Здесь стоит проанализировать те задачи, которые сейчас стоят перед вами. Их хорошо выписать в столбик, проранжировать их от наиболее значимых к наименее. Посмотрите на их количество, подумайте, что сейчас актуальнее, в решение каких задач сейчас уходит больше вашей энергии. Обратите внимание на то место, которое занимает обучение. Подумайте, как можно направлять туда больше энергии и нужно ли это вам сейчас.
  • Ищем понимание своей мотивации и цели. Первым делом проверяем цель на истинность. Почему я хочу изучать это? Что мне это даст? Какие мои потребности я закрываю достижением этой цели?
    Здесь еще хочу сказать о том, что мотивация бывает внутренней и внешней. Внутренняя мотивация – это когда мы двигаемся вперед, исходя из своего желания, оно на столько сильное, что помогает нам действовать.
    Внешняя мотивация – это те плюшки, которые я получаю за то, что что-то делаю.
    Отлично, когда есть сильная внутренняя мотивация, но если ее не хватает – это не страшно. Вполне можно давать себе дополнительную мотивацию извне. Награждайте себя, хвалите себя, купите себе подарочек или побалуйте себя чем-то приятным за то, что справляетесь.
  • По поводу случаев самосаботажа, когда цель на самом деле пугает, история посложнее. Здесь важна искренность с самой собой. Честно ответить себе на вопросы: Я действительно этого хочу? Для чего мне это? Что я получу в итоге? Я точно хочу то, что получу в итоге?

Иногда для того, чтобы искренне ответить на эти вопросы, стоит обращаться за помощью к психологу. Потому что неосознанно мы можем себя пожалеть и ответить на эти вопросы не вполне честно. А в борьбе с сопротивлением важно понимать, что именно не так, ведь иначе мы рискуем закрепить этот механизм и начнем сопротивляться и в других сферах жизни.

Будьте внимательны к своему состоянию и учитесь с удовольствием🤗

Запись на консультацию по телефону 89272606880 (Viber, WhatsApp, Telegram)

Телеграм - https://t.me/evgeiya_roman_psy