Найти в Дзене
В движении

Подвиг машиниста

Подвиг машиниста

Во время войны подвиги мы найдем везде. Бесчисленны примеры героизма и высокого профессионализма бригад машинистов в те тяжёлые годы Великой Отечественной. Вождение поездов превращалось в искусство – в условиях светомаскировки, под бомбёжками или прицельной охотой немецких лётчиков. Уходя от вражеских налётов, паровозники постоянно изобретали новые методы маневрирования, применяли экстренное торможение, прятали поезда в лесополосах. При этом постоянно помнили об обеспечении безопасности движения. Ремонт производился на паровозе силами его бригады. Они все были героями. Героизм проявляли и в гражданскую.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Подвиг машиниста Афанасия Мотова, Он работал в Троицком паровозном депо.

В далеком июне 1918 года Белочехи наступали со стороны станции Нижнеувельская под прикрытием бронепоезда. Чтобы остановить наступление, грозившее захватом города, надо было каким-то образом вывести из строя бронепоезд. Выполнить это непростое боевое задание вызвался Афанасий Мотов.

Афанасий вспомнил, что на путях возле депо на всякий случай под парами оставили паровоз. Машинист поднялся в будку, разогнал паровоз и на большой скорости направил его прямо в лоб вражеского бронепоезда. В самый последний момент Мотову удалось выпрыгнуть из локомотива. Удар столкнул паровоз вражеского бронепоезда под откос. А следом туда же пошел и весь бронепоезд. Белочехи отступили. Афанасий выжил и вскоре продолжил работу.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Подвиг машиниста Ивана Шурупова. 1942 год, разгар Битвы за Сталинград. Машинист Иван Шурупов получил задание доставить на фронт эшелон с советскими танками. В тот период войны в воздухе господствовала немецкая авиация, которая громила советские коммуникации, в особенности эшелоны с техникой. На одном из перегонов состав, который вел Шурупов, был обнаружен одиноким немецким самолетом. Вероятно, он уже возвращался с задания, поэтому был без бомб. Тем не менее вражеский летчик решил атаковать паровоз из пушек и пулеметов на бреющем полете. В результате обстрела паровоз был поврежден, а машинист Шурупов тяжело ранен. Он получил три осколка в голову и один в живот. Истекающего кровью железнодорожника перевязали. Обстановка была критической, немецкий летчик наверняка доложил о поврежденном эшелоне, вскоре на состав могла обрушиться группа бомбардировщиков. Требовалось как можно быстрее начать движение. И он, поддерживаемый товарищами, смог. Спустя двадцать минут эшелон был доставлен в нужную точку и надежно замаскирован. А еще через несколько минут над местностью кружили немецкие бомберы, но так и не нашли эшелон. Иван Шурупов вылечился и продолжал работать. За этот подвиг он получил орден Ленина.

Подвиг Бориса Болотина Вот что сообщалось о подвиге вяземского машиниста Б. А. Болотина в «Боевом листке» №60 Политуправления Наркомата путей сообщения по Западному фронту: «Рейсы машиниста энского депо Б. А. Болотина обычно бывают к линии фронта. Его паровоз много раз подвергался воздушному нападению врага, но Болотин из неравных схваток выходил победителем, и ценный груз доставлялся на фронт вовремя. В один из рейсов он попал в окружение врагов, дважды он встречался с фашистами, пытаясь добраться до родного депо, один раз он попался в плен, но вырвался. Встретившись с разведкой Красной Армии, он передал ей ценные сведения о противнике. Через несколько дней Болотин вернулся в депо и вновь повел в очередной рейс поезд к фронту».

За этот подвиг Болотин в сентябре 1941 года был награждён орденом Ленина. Это была одна из первых наград в Великой Отечественной войне.

Еще раз повторим, в Великую Отечественную войну случаев героизма была масса.

И совсем другое подвиг в мирное время. Давайте перечислим случаи, когда катастрофа почти случилась, но грамотными, своевременными, и героическими действиями людей была предотвращена. Таких случаев немного.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

3 место. Перевал Мурурин – это не только высшая точка БАМа с высотой 1326 метров, но и высшая точка всех железных дорог России. Именно здесь создались условия для ужасной железнодорожной катастрофы. Но благодаря не растерявшейся дежурной по станции все закончилось благополучно.

Эта история начинается с одной не вполне исправной секции тепловоза 3ТЭ10. На ней не до конца отпускались тормоза и колодки все время стирались. Чтобы устранить проблему, пригласили электрика, который вместо того, чтобы что-то сделать полезное, поступил проще – зафиксировал клапан в открытом положении, а сигнализацию отключил. Таким образом, одна из секций осталась вообще без тормозов! Возможно, уже раньше так делали. Но в этот раз – не прокатило..

И здесь вступает в дело вторая причина – профиль пути. Мало того, что это с одной стороны 10 км подъема, а с другой – более 10 спуска. Просадка грунта. Подтаявший грунт и балласт вместе с ним могут опускаться вниз, образуя ямы. Так было и в тот день.. Но, несмотря на то, что просадку вовремя обнаружили, предупреждение о снижении скорости выписать не успели.. Итак, 19 августа 1992 года словно догадываясь о нехорошем, машинист тепловоза под наливным составом просит дежурную пропустить его поезд вперед, а следом пустить пассажирский. Но нет. Есть расписание. На перегон уходит пассажирский. Следом – грузовой состав под тепловозами. Здесь не совсем понятно, как так получилась просадка, и пассажирский прошел без последствий. Но как бы там ни было, когда наливной проходил это место, случился саморасцеп между последней секцией с вагонами и первыми двумя. Тормозная магистраль разорвалась, сработали автотормоза, и секция с поездом остановилась на спуске. А головная и средняя секция, из которой тормоза были только на головной, и то частично, покатились вниз, быстро ускоряясь.. Когда скорость достигла 120 км\ч, они увидели впереди хвост пассажирского, у которого было ограничение в 60. Ситуация уже смертельно опасна! Машинист тепловоза кричит по рации, чтобы пассажирский набирал ход и убирался с перегона. В это время помошник пытается ногой из двери второй секции перекрыть кран. Но это у него не получается – скорость огромна..

Дежурная по следующей станции срочно ищет место, куда бы принять пассажирский на боковой путь, чтобы пропустить тепловоз. Чтобы это сделать, нужно было немедленно убрать вагоны на другой путь. Очень оперативно это было сделано, и пассажирский зашел на боковой. В это время по станции проносятся две секции общим весом в 260 тонн.. Кто-то успел подложить на пути тормозные башмаки, и скорость секций начала медленно уменьшаться. Спустя несколько километров помощнику удается перекрыть кран. Секции становятся.

ДСП отправляет к стоящему выше наливному маневровый тепловоз, который успел подойти и прокачать магистраль. Если этого не сделать, то через некоторое время воздух вышел бы, и вагоны пошли бы вниз по уклону.

Таким образом, благодаря четким и правильным действиям дежурной и локомотивных бригад, удалось избежать катастрофы.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

2 место. Еще один случай подвига машиниста произошел ночью 12 сентября 2005 года. Однопутный участок Свердловск – Устье-Аха. Пассажирский поезд 670 идет по маршруту. Навстречу ему движется грузовой 4303. Скрещение поездов по расписанию должно быть на станции Азанка. 4-55 утра. Дежурная по станции Азанка вышла встретить прибывающий грузовой. До прибытия пассажирского шесть минут. Локомотив грузового подал три коротких гудка, означающих остановку. Прошла минута, и вдруг, неожиданно, грузовой не только не остановился, но начала набирать ход. Дежурная безуспешно вызывала локомотивную бригаду 4303. И сразу же предупредила машиниста 670-го Александра Шалыгина. Действовать нужно было немедленно. Шалыгин принял решение встретить грузовой своим тепловозом. Он рассчитывал выпрыгнуть, когда до поезда останется 200м. Они расцепили состав, закрепили вагоны и двинулись вперед. Вскоре показался локомотив грузового и весь состав, идущий навстречу. Шалыгин постоянно подавал сигналы и отчаянно вызывал бригаду грузового поезда. И это сработало. Они проснулись и применили экстренное торможение. Локомотивы остановились в 150 метрах друг от друга. Однако вызывает недоумение вопрос: а как же они под красный проехали и не сработали тормоза? Это же не маневровый тепловоз..

фото из открытых источников
фото из открытых источников

1 место. Это случилось 6 октября 1996 года на однопутном перегоне Предтурье – Усть-Березовка. Пригородный поезд шесть шестьсот восьмидесят следовал по маршруту. Это были пассажирские вагоны под тепловозом 2ТЭ116. Вели поезд машинист Евгений Парчинский и помощник Юрий Задворных. Все шло как обычно. Когда они проехали мост через Сосьву, они услышали как по рации их вызывает дежурная. По ее голосу они сразу поняли, что случилось что-то плохое. И оно таки случилось несколькими минутами ранее. Некий помощник машиниста дрезины, который не смог получить должность машиниста, очень сильно обиделся на всех железнодорожников и решил отомстить. Он завел маневровый тепловоз ТЭМ2, выставил контроллер на максимум и спрыгнул. Тепловоз врезал стрелку и вышел на перегон. Далее события развивались стремительно. Когда Парчинский понял суть опасности, он решил тепловозом принять на себя несущийся навстречу маневровый тепловоз и таким образом погасить скорость. Нельзя было допустить пожара: у него в баках было 6 тонн соляры, да в ТЭМ 2 тоже несколько. А рядом проходил нефтепровод. Ни взрыва ни пожара допускать было никак нельзя. Отцепив две секции тепловоза от вагонов и закрепив последние, Машинист с помощником рванули навстречу бешеному тепловозу. Они понимали, что у них всего пара минут в запасе.. Через 2 километра они увидели идущий на них на большой скорости тепловоз. Евгений Парчинский тут же остановил свой тепловоз, Юрий Задворных выскочил и положил на рельс тормозной башмак, после чего Парчинский тут же привел тепловоз в движение назад. За 200 метров удалось набрать 50 км/ч. Как показало расследование, ТЭМ 2 в момент столкновения имел скорость 120 км/ч. В последний момент Евгений Парчинский выключил топливный насос, сбросил контроллер и выскочил в дизельный отсек, что его и спасло: ударом смяло всю кабину. Ни взрыва ни пожара не было. Отцепив неповрежденную секцию, Парчинский с помощником вернулись к вагонам и благополучно доставили около 200 пассажиров на ближайшую станцию. За это Парчинский получил звание героя России, а Задворных – орден мужества. Злоумышленника судили. Он полностью раскаялся и получил условный срок. Трудно представить, к какой катастрофе все это могло бы привести, если бы не героизм и самоотверженность локомотивной бригады.