Мускул-кары (или масл-кары кому как нравится), если в двух словах – это мощность и страсть! А если шире, то это явление, возникшее в США с 1964 по приблизительно 1973 год, проникшее во все сферы американской жизни тех лет и ставшее неотъемлемой частью американской автомобильной культуры. Тогда американский автопром выпускал тачки на любые вкусы и кошельки, только деньги подставляй, а ещё это было бунтарское время- Че Гевара и всё такое…, время, когда молодёжь хотела больше адреналина и скорости. Так возник запрос на максимальную мощность за минимальные деньги …. и Детройт удовлетворил его!
Понятие «масл-кар», возникло позже, и условно обозначает автомобиль всегда с большим и мощным V8, двумя дверьми и парочкой мест сзади, но лишенным дорогих и люксовых опций, чтобы уместиться в гуманный прайс. Позже на этой сцене появились «пони-кары»: компактные по американским меркам автомобили с такими же зверскими моторами, как и у более крупных собратьев. Сюда не входят большие сухопутные яхты, такие как гламурный Chrysler Imperial или роскошный Lincoln Continental (в таком пришили Дж.Ф.Кеннеди), тачки класса Personal Luxury типа Ford Thunderbird, Oldsmobile Toronado, а так же 2х местные спорткары вроде Chevrolet Corvette....
К сведению:
В 1957 году компания AMC выпустила Rambler Rebel, который сочетал компактную платформу Rambler и 327-ой (5,4 литра) 255-сильный V8 от большого Nash Ambassador. Благодаря необычно большому для тех лет соотношению мощности к весу, тачка запросто могла конкурировать с Corvette, а стоила порядком дешевле. Тогда покупатель был явно не готов к такой конфигурации, было продано всего 1500 единиц Rebel.
О некоторых знаковых muscle-cars.
А понеслось всё в 1964 году, когда в среднеразмерный Pontiac Tempest LeMans воткнули 6.4 литровый 389-й V8, взятый у полноразмерных моделей Catalina и Bonneville. В дополнении с тремя 2-камерными карбюраторами Rochester всё это выдавало - 348 л.с. и 580нм момента! Машина была выделена в отдельную модель и называлась Pontiac GTO ("Gran Turismo Omologato"- украдено у Ferrari) и должна была выйти ограниченной серией из 5000 единиц. (а по итогам года компания продала 32450 таких!)
Тут же на американском рынке возник новый класс небольших спортивных машин ("пони-каров"), которые были рассчитаны на широкий круг покупателей с очень разной толщиной кошелька. Первыми пошли в масть Ford Mustang и Plymouth Barracuda, пока ещё не набравшие мускул. Но…. В 1965 году вышла и продавалась в салонах очень мощная модификация— Shelby Mustang GT350 с 289-м двигателем V8, форсированным до 306 л.с. Всё это благодаря тому, что небезызвестный К. Шелби решил дёрнуть на на гоночных трассах американского чемпионата SCCA самого Corvette ( и это удалось).
В дальнейшем на Мустанги устанавливали большие моторы вплоть до 7л объёма на модификации Mustang GT 390, Mustang Boss 302/ 429, Mustang 428 Cobra, Shelby GT500- все те, что по праву считаются настоящими «muscle сar».
Приблизительно в тоже время в корпорации Chrysler не сидели сложа руки и выпустили модификацию Plymouth 'Cuda (Barracuda с большим мотором).
Под капот ставили от 6.3-литрового V8 383 (на 330 л.с) до 7.2-литровог V8 440 (375 л.с.). 50 машин нашли своих клиентов с 425-сильным легендарным Hemi V8 426. Такие тачки строили специально для дрэга, они отлично наваливали по прямой, ужасно рулились и плохо тормозили. Ещё туда не ставили лишнее: усилитель руля, тормозов и прочие вредные штуки, зато HEMI 426 'Cuda ехал ¼ мили за нехилые 13,10 секунды!
Но самым быстрым в этом упражнении стал по замерам журнала Super Stock в 1969 году стал среднеразмерный Plymouth Road Runner, промчав квотер за 12,91 сек. Причём как это журналисты делали: брали в салоне у дилера тачку, доливали бензинчик и на дрэгстрип. Создавая Plymouth Road Runner боссы Chrysler изначально ставили цель собрать автомобиль, способный проехать 402 метра менее чем за 14 секунд, и ценой не более $3000. Рецепт бюджетной мускулатуры.
Автомобиль не имел маленьких моторчиков и сразу стал одним из самых значимых мускул-каров. А ещё вот почему. Для борьбы в гонках серии NASCAR с оппозицией в виде Ford Torino Talladega в 1970 году крайслеровцы выпускают ограниченную партию Plymouth Road Runner Superbird с невероятным антикрылом! Он дополнил на скоростных овалах собрата по "аэровойнам" Dodge Charger Daytona и выиграл чемпионат. Причём оба автомобиля продавались в дилерских центрах с такими же огромными носовыми обтекателями и нелепыми задними спойлерами. Все могли видеть эту тачку в мультике «Cars»(Тачки).
А вот "гражданский" Dodge Charger и его младший брат компактный Dodge Challenger, очень хорошо засветились в Голливуде.
Компания AMC, стоявшая у истоков движения, в 1970 году отметилась выпуском заряженной версии среднеразмерного AMC Rebel, назвав модификацию "The Machine" (машина). Под капот поместили 6,4 литровый V8 мощностью 345 л.с. и этого хватало, чтобы конкурировать с машинами из Детройта. Модификация выпускалась один год, поэтому было продано только 2326 единиц и теперь их везде ищут коллекционеры.
В 1964 году на платформе Chevrolet Chevelle выходит необычный пикап Chevrolet El Camino. Постепенно пикапчик накачивал мускулы, пока в 1970 году не превратился в настоящего монстра! (Про масл-траки здесь:)
Среди полноразмерных масл-каров стоит отметить Chevrolet Impala в версии SS Sport Coupe. Здесь всё по канонам: ничего лишнего, вместо переднего дивана отдельные сиденья ( иногда вместо заднего тоже), между ними рычаг КПП от Hurst и конечно большой V8: 409-й на 6,7 литров или 6,5 литровый 396-й Turbo-Jet под капотом.
Chevrolet Impala идеальный выбор для тех, кто помимо большого мотора хотел больше простора внутри. Impala 1965 года стала абсолютным рекордсменом по продажам одной модели за год, достигнув (фанфары! больше миллиона!!) 1046514 единиц, включая 243114 Impala SS Sport.
О грустном. В 1971 году в США ужесточили стандарты выбросов опасных загрязнителей воздуха, и все моторы с высокой степенью сжатия, использовавшие в бензине свинцовые добавки, становились вне закона. Страховщики вводили для большеобъёмных моторов драконовские ставки, а в 1973 году случился топливный кризис, и вслед за этим масл-кары вымерли как динозавры, но… В наше время такие реликты, когда-то считавшиеся автомобилями для студентов, стали снова стоить денег, вызывают интерес у энтузиастов и коллекционеров и их ценность растёт.
О мощности. Считается, что мощность американских автомобилей тех лет как то не так замеряли (завышали) или наоборот занижали из-за дорогой страховки. Да так и было- замеры производились без навесного оборудования, поэтому показатели были на 10-15% выше. Мощностные характеристики одного и того же мотора могли отличаться в зависимости от маркетинговых, юридических и других условий. На мой взгляд это не имеет особого значения, а важен другой показатель – крутящий момент, тот что обеспечивал паровозную тягу и позволял выигрывать гонки со светофора. С этим показателем у производителей больших V8 было всё в порядке.
Описание всех масл-каров золотой эры не является целью данной статьи, но они упорядочены здесь:
Табличка масл-каров по мотивам американских журналов^:
Продолжение см: