Найти в Дзене

Дерево смерти и Дали

В стихотворении Ивана Бунина «Кипарисы» мы встречаем мрачное, вытянутое к небу дерево:

Пусть в городе живых, у синего залива,

Гремит и блещет жизнь... Задумчивой толпой

Здесь кипарисы ждут — и строго, молчаливо

Восходит Смерть сюда с добычей роковой.

Кипарис в культуре – это дерево траура, которое часто высаживали и высаживают на могилах и кладбищах. Темно-зеленая хвоя олицетворяет скорбь, а вытянутая к небу пирамидальная форма дерева напоминает свечу и символизирует души умерших и бытие в вечности. Кипарис – одно из самых древних растений на земле, и уже на заре европейской цивилизации по всему Средиземноморью распространилось использование этого дерева в культе мертвых. Например, в Древнем Египте из древесины кипариса делали саркофаги, а с помощью ароматной смолы бальзамировали тела фараонов. Древние верили, что смола кипариса – неумирающая душа дерева – может обеспечить умершему жизнь после смерти. Название дерева происходит от древнегреческого слова, которое означает «кипрский», то есть с острова Кипр. В античные времена древнеримский поэт Овидий в поэме «Метаморфозы» написал о прекрасном юноше Кипарисе, любимце бога Аполлона. Кипарис по ошибке убил на охоте своего любимого оленя, без которого не хотел жить. Тогда Кипарис попросил Аполлона превратить его в дерево. Аполлон исполнил его просьбу. Сюжет о превращении юноши в дерево стал очень популярным в культуре. Например, на одной из гравюр нидерландского графика XVI века Корнелиса Корта изображена самая болезненная стадия этого превращения: руки и ноги молодого человека уже превращаются в корни, а из головы растет пирамидальная крона кипариса.

Тема смерти и траура, которую воплощает кипарис, особенно пронзительно отразилась в эпоху символизма. Одна из самых известных картин, на которых изображен кипарис – это «Остров мертвых» швейцарского художника XIX века Арнольда Бёклина. У «Острова мертвых» есть несколько вариантов, но на каждом из них символист изображал лодку, плывущую к острову, заросшему огромными мрачными кипарисами. В лодке – гребец и фигура, закутанная в белую материю. Перед ней стоит прямоугольный ящик, который искусствоведы обычно идентифицируют как гроб. Гребца сравнивают с Хароном – античным перевозчиком душ умерших в подземное царство мертвых через реку Стикс.

-2

Художник Сальвадор Дали несколько раз обращался к образу кипариса, чтобы изложить свою концепцию смерти, согласно которой смерть – это не конец, а особая сюрреалистическая константа, продолжение жизни, перерождение. Например, на картине «Утреннее окостенение кипариса» дерево смерти обретает совершенно новое звучание и становится жизнеустроительным символом торжества сексуальности. На картине Дали изображает белого жеребца, исторгающегося из кроны кипариса, словно из нутра. Сексуальный подтекст этой картины Дали вполне понятен, однако здесь важно, что каталонский художник использует символику кипариса (который, кстати, известен как неотъемлемая часть каталонского ландшафта) в контексте бессознательной чувственности, а не мрачного посмертного бытия. Белый конь здесь символизирует желание реализации сексуального желания, явленного во сне. Картины Дали часто изображают сновидения, которые, по мнению Дали, были истинной реальностью. Кипарис здесь – это чистая энергия.

-3

Еще одна работа, в которой Дали трансформирует устоявшийся символизм кипариса – «Некрофильский источник, забивший из рояля на коде». Мы видим пустынный ландшафт, озаренный медитативным солнечным светом. На переднем плане изображен белоснежный рояль, с которым произошли удивительные метаморфозы: его насквозь пробило кипарисовое дерево, а из-под клавиш забил источник, воды которого стекают в углубление в виде крышки рояля.

-4

Если буквально перевести слово «некрофильский», отрекшись от его не слишком положительной семантики сексуальной перверсии, то получится «любящий мёртвое», «влюбленный в смерть». Для Дали смерть – это и источник вдохновения, и вневременная реальность, и жизнетворческая сила.  Художник никогда не ставил знака равно между смертью и концом. Смерть – начало чего-то абсолютно нового, выход за иные грани. Кипарис как символ именно такой, живительной смерти появляется на карте Таро Сальвадора Дали «Смерть». Дали создал свою карточную колоду и начинил ее особой символикой. В классическом карточном символизме на этой карте часто изображают скелета – всадника Апокалипсиса, Мрачного Жнеца, который вооружен серпом или косой.

Широко открытый пейзаж и длинные линии подчеркивают впечатление великой открытости, может быть, даже вечности, к которой ведут дороги Смерти. Обратите внимание, что эта карта не последняя из 22-х Старших Арканов Таро, а всего лишь номер 13. То есть со смертью ничего не заканчивается, на что намекает цветущая роза в правом углу карты. Можно умереть, пока ты жив. А можно жить долго после смерти, стать бессмертным, к чему и стремился Дали, оставив нам свое многосмысленное творчество.

Автор: Ася Занегина

🔹 Узнать ещё больше можно на выставке «Сальвадор Дали и Пабло Пикассо»

Леса
8465 интересуются