Найти в Дзене
Институт воспитания

Какую музыку слушать с детьми?

Свои музыкальные впечатления дети черпают из разных источников, слушая музыку разных жанров и стилей. И далеко не каждая композиция понравится родителям. Но разнообразие в музыкальных предпочтениях – это даже хорошо. Ребёнок видит всё многообразие культуры, познает, что мир многогранен и не укладывается в рамки одного стиля. Также дети, расширяя свой музыкальный кругозор, могут сравнивать услышанное, оценивать достоинства композиций (красота мелодии и гармонии, выразительность музыкальных образов и пр.) и подмечать их недостатки (чрезмерная громкость, примитивный мотив, навязчивая, многократно повторяющаяся ритмическая основа и др.). Как родителям воспитывать у ребенка вкус и интерес к музыке? Начинать можно с самого простого — учить вслушиваться в звуки вокруг нас, в музыку природы. Во время прогулок в лесу или в парке обратите внимание ребёнка на пение птиц, шуршание листвы под ногами, звенящую капель, торопливый говор ручейка. Первые музыкальные впечатления детей составляют ласковые
Оглавление

Свои музыкальные впечатления дети черпают из разных источников, слушая музыку разных жанров и стилей. И далеко не каждая композиция понравится родителям. Но разнообразие в музыкальных предпочтениях – это даже хорошо. Ребёнок видит всё многообразие культуры, познает, что мир многогранен и не укладывается в рамки одного стиля. Также дети, расширяя свой музыкальный кругозор, могут сравнивать услышанное, оценивать достоинства композиций (красота мелодии и гармонии, выразительность музыкальных образов и пр.) и подмечать их недостатки (чрезмерная громкость, примитивный мотив, навязчивая, многократно повторяющаяся ритмическая основа и др.).

Как сформировать музыкальный вкус у ребёнка? Фото, участвующее в оформлении статьи, взято из открытых источников интернета по свободной лицензии freepik.com
Как сформировать музыкальный вкус у ребёнка? Фото, участвующее в оформлении статьи, взято из открытых источников интернета по свободной лицензии freepik.com

Как родителям воспитывать у ребенка вкус и интерес к музыке?

  • Слушайте вместе звуки природы и мира вокруг

Начинать можно с самого простого — учить вслушиваться в звуки вокруг нас, в музыку природы. Во время прогулок в лесу или в парке обратите внимание ребёнка на пение птиц, шуршание листвы под ногами, звенящую капель, торопливый говор ручейка.

  • Разговаривайте и пойте колыбельные

Первые музыкальные впечатления детей составляют ласковые интонации мамы, спетая ей колыбельная песенка. Важно окунуть малыша в истоки музыкального творчества – фольклор, народное искусство, традиционную музыку.

  • Расскажите о разных музыкальных стилях

Постепенно музыкальный кругозор ребёнка расширяется. Здесь очень важно помочь ему сориентироваться в многообразии музыкальных впечатлений. Есть классика, а есть поп-музыка, джаз, рэп, хип-хоп и многие другие направления и стили.

  • Знакомьте со своей любимой музыкой, но делайте это осторожно

Некоторые взрослые приобщают детей к той музыке, которая нравится им самим. Однако следует помнить, что у истоков любой музыки стоит народное творчество, классика.

Ребёнок интуитивно будет увлечён классикой больше, чем другими жанрами и формами, более сложными для его понимания.
  • Не запрещайте, а помогайте разобраться

Не следует запрещать ребёнку слушать самую разную музыку, можно лишь помочь ему разобраться со своими музыкальными впечатлениями, постепенно приобщая его к высокохудожественным образцам музыкального искусства. 

Именно проверенная временем музыка является инструментом воспитания художественного вкуса, сферой возвышенного и прекрасного.

Слушать классику вместе – это не скучно!

Процесс развития музыкального вкуса будет более успешным, если в доме звучит хорошая классическая музыка, а родители могут ещё и помочь с её восприятием:

  • обсудить услышанное;
  • дополнить музыкальные впечатления восприятием определённых образов (например, картин известных художников на эту тему);
  • пофантазировать (придумать рассказ или нарисовать рисунок по мотивам услышанного).

Ребёнку полезно будет услышать о композиторах, об эпохе, в которой они творили. Можно рассказать много интересного об истории создания, например, «Лунной сонаты» и «К Элизе» Бетховена, или некоторых симфоний Гайдна – «Детской», «Часов», «Сюрприза».

Например, в «Прощальной симфонии» Гайдна музыканты, доиграв свои партии, по очереди тушат свечи и покидают оркестр.
Или симфония «Сюрприз» получила свое название за то, что в середине медленной, тихой и спокойной части раздается вдруг очень громкий удар, а затем снова неторопливо, как ни в чём не бывало, продолжается спокойная, даже какая-то важная музыка.

Может, для того, чтоб разбудить заснувших слушателей? А может, эти выдумки, эти «сюрпризы» объяснялись весёлым характером композитора?

Можно развенчать распространенный миф о том, что классическая музыка – это что-то сложное, непонятное. Музыка – это такой вид искусства, в котором понятно всё благодаря её воздействию на душу человека. Её восприятие не требует никаких усилий, нужно лишь спокойно слушать. А понимание придёт с опытом, особенно если мы будем двигаться от простого к сложному, начинать прослушивание с «лёгкой» классики.

Слушайте и создавайте музыку всей семьей

Воспитанию музыкального вкуса может помочь и сложившаяся семейная традиция совместного музицирования: пения, игры на музыкальных инструментах – причём даже самых простых, таких как бубен, ксилофон, треугольник, маракасы, румба.

Сложно переоценить и семейные просмотры музыкальных мультфильмов и фильмов, спектаклей, балетов, опер, прослушивание симфонических сказок. Композиции из них легко запоминаются и детьми, и взрослыми.

Прекрасно развивает детей и посещение детских музыкальных спектаклей, концертов.

Рекомендуем почаще водить детей в музыкальные театры, ведь семейные походы в театр на детские музыкальные сказки, спектакли – это настоящий праздник.

Существует целый ряд детских интерактивных проектов, в которых восприятие классической музыки сочетается с изобразительной деятельностью, декоративно-прикладным творчеством, художественным чтением, пластической импровизацией. Детям постарше будут интересны телевизионные проекты, например, «Большая опера», «Нескучная классика» и ряд других, освещающих разные стили и разные жанры.

Очень хорошо, если ребёнок под руководством педагогов учится играть на музыкальном инструменте, поёт, танцует. В таком случае приобщение к высокому искусству происходит с помощью музыкантов-профессионалов.

Но следует помнить, что ни в коем случае нельзя принуждать детей к музыкальным занятиям, музыкальное развитие должно идти постепенно под мудрым и чутким руководством взрослого.

____________________________

Материал подготовлен научными сотрудниками Института воспитания

____________________________

Иллюстрации автора Pana, участвующие в оформлении статьи, взяты из открытых источников интернета по свободной лицензии storyset.com
Иллюстрации автора Pana, участвующие в оформлении статьи, взяты из открытых источников интернета по свободной лицензии storyset.com

Подписывайтесь на наш канал,

чтобы не пропустить полезные материалы о воспитании для родителей, педагогов и воспитателей.