5 октября во всём мире отмечают День учителя. В СССР и современной России эта профессия чтилась как одна из важнейших. Сегодня мы расскажем о самых известных учителях Советского Союза и России, чей труд, вдохновение и инновационный подход в своё время перевернули представление о том, каким должно быть образование.
Антон Макаренко
Несмотря на критику при жизни, Антон Макаренко по праву считается легендой советской педагогики. В годы Первой мировой войны Макаренко поступил в Полтавский учительский институт. В 1932 году он возглавил воспитательную колонию для «морально дефективных детей» и дал ей имя писателя Максима Горького.
В чём только ни обвиняли методы Макаренко: в излишней жестокости, в отсутствии воспитания классового самосознания, в авторитаризме. Однако результаты были на лицо: ребята с криминальным прошлым, прошедшие школу Макаренко, получали возможность найти себя в обществе. Метод Макаренко – производственное и коллективное воспитание. Труд, по его мнению, скрепляет коллектив. «Тёмное» прошлое детей во внимание не принималось – всё с чистого листа. Один из главных принципов Макаренко – максимально требуй и как можно больше уважай.
Надежда Крупская
Надежда Крупская – главный оппонент Антона Макаренко. Благодаря Крупской в Советском Союзе появилась система народного образования. Педагогические принципы Крупской основывались на главном тезисе: школа должна не только учить, но и воспитывать. Воспитывать правильно.
Идея Крупской в том, что школа должна создавать разносторонне развитых людей, осознающих мир вокруг, имеющих крепкие принципы, широкий набор знаний и готовых трудиться как руками, так и головой.
Именно благодаря Надежде Крупской образование стало доступным для широких масс, а учителей стимулировали оттачивать своё мастерство. Ликвидация неграмотности стала делом её жизни.
Василий Сухомлинский
Советский педагог Василий Сухомлинский говорил, что школа должна в первую очередь учить жить. Психологический подход Сухомлинского ставил во главу угла личность ребенка, а потому категорически отрицал физические наказания. Он утверждал: если требуется наказание, значит кто-то когда-то ошибся в воспитании.
К выполнению домашних заданий у Василия Сухомлинского тоже был новаторский подход: уроки нужно делать по расписанию, в одно и то же время – так формируется дисциплина и усидчивость.
Система оценок в начальной школе у Сухомлинского тоже была своя – он призывал не ставить двойки тем, кто не справился с заданием. Способности у всех детей разные, и не нужно превращать оценку в объект поклонения – так считал великий педагог.
Шалва Амонашвили
На рубеже эпох педагоги-новаторы пересматривали укоренившиеся советские представления об образовании. Знаменитая методика профессора и педагога Шалвы Амонашвили выдвигает на первый план развитие личности ребёнка и доверительные отношения с учителем.
Ребёнка нужно любить именно таким, какой он есть – так считал Шалва Амонашвили. Педагог же, по его мнению, должен обладать одновременно такими навыками, как строгость и чуткость, сдержанность и искренность. Конкуренция среди детей по методике автора – это неверный путь. Главным соперником ребенка должен стать он сам, его личные достижения.
Евгений Ямбург
В нынешнюю эпоху некоторые педагоги-реформаторы продвигают образование как услугу. Воспитание, по их мнению – дело семейное. Заслуженный учитель РФ Евгений Ямбург уверен, что обучение и воспитание неразрывно связаны. Во многих интервью он говорил, что детям нужно предоставить индивидуальные пути обучения, необходимо принимать во внимание уникальность ребят.
Евгений Ямбург разработал адаптивную модель образования. Методы работы с детьми подбираются в зависимости от того, в чем ребенок талантлив - не ученик подстраивается под школу, а школа под ученика. Каждый ребенок может проявить себя в том, что у него хорошо получается, что ему интересно.