Как массажисты и специалисты по реабилитации называют людей, как они должны их называть. Я выскажу свое мнение и постараюсь его обосновать. С этими принципами я живу сам и учу своих студентов. Хочется, чтобы все специалисты достаточно точно понимали значение этих слов. Хотя конечно каждый имеет право на свое мнение.
Статья актуальна для массажистов, тренеров, специалистов по реабилитации и АФК, "телесников" и пр., так как они могут выступать в разных ролях и работать в разных организациях (с мед. лицензией или без нее).
Больной
Больной - человек, имеющий заболевание и находящийся на лечении в медицинской организации. Такое определение подчеркивает наличие болезни. Слово "больной" традиционно употреблялось в медицинской литературе прошлых лет. Сейчас слово больной постепенно выходит из обихода мед. работников и заменяется на слово "пациент". Слово "больной"еще употребляют по привычке или цитируя старую литературу.
Называть пациентов больными на мой взгляд уже несовременно и приносит определенный вред. Постоянное подчеркивание наличие заболевания употреблением слова "больной" вряд ли полезно в реабилитации и при лечении обратимых состояний и нарушений.
Как и слово "инвалид", слово "больной" подчеркивает неспособность человека или его ущербность, это не способствует формированию положительного настроя и приверженности лечению.
Если вы специалист по массажу или реабилитации, врач, медицинская сестра, замените слово "больной" на слово "пациент" даже в профессиональном общении.
Роль больного: получать помощь, страдать, не работать, быть на больничном, обращаться за помощью к врачу, терпеть медицинские манипуляции и проявления болезни, доверять специалистам или даже перекладывать на них ответственность за результат своего лечения и т.д.
Я никогда не употребляю данное слово при разговоре с пациентами и коллегами, не употребляю в статьях. Использую слово "больной" только при обучении студентов для подчеркивания неравности статусов медицинского работника и пациента или при обсуждении норм общения, принципов этики и деонтологии.
Пациент
Пациент - человек получающий медицинскую помощь (медицинскую услугу). Сегодня это общепринятое и корректное название человека, обратившегося к медицинскому работнику. Слово "пациент" не несет отрицательных и негативных коннотаций, оно нейтрально и корректно распределяет роли медицинского работника и самого пациента. Пациент имеет свои права и обязанности, он активно участвует в лечение, выполняя назначение и рекомендации врача. Медицинский персонал несет ответственность перед пациентом в части качества оказания медицинской помощи и услуг.
Если вы специалист по массажу или реабилитации, студент мед. колледжа, медицинская сестра, то вы взаимодействуете с пациентами, так их и называйте, в том числе в профессиональном общении с коллегами и врачами.
Роль пациента: участвовать в процессе лечения, доверять специалистам, понимать суть и цель назначений, соблюдать назначения врача, выполнять рекомендации специалистов, сообщать о невозможности выполнения рекомендаций и изменениях в состоянии лечащему врачу и другим специалистам, отстаивать свои права на качественную медицинскую помощь, соблюдать распорядок и правила медицинской организации или стационара, обсуждать с врачом план лечения и т.д.
В современных медицинских организациях (организациях имеющих лицензию на оказание медицинских услуг) используют термин "пациент". Другие организации, не имеющие лицензии, ровно как и частные лица без медицинского образования не имеют право использовать слово "пациент" при оказании своих немедицинских или "околомедицинских" услуг. Это кстати один из отличных способов опознавать случаи мошенничества или введения в заблуждение, когда под видом мед. услуги продаются услуги без медицинской лицензии или когда мед. услугу пытаются оказать люди без лицензии, а иногда и образования, употребляя слово "клиент", вместо слова "пациент".
В 95% случаев я называю обратившихся за помощью людей пациентами.
Клиент
В нашем здравоохранении произошел очень странный сдвиг и в какой-то момент то, чем занимаются специалисты с высшим или среднем профессиональном образованием попытались называть не медицинской помощью а "медицинской услугой". Зачем это было сделано мне лично абсолютно непонятно, да и как кажется большинство медиков, выбравших эту профессию пришли помогать людям, а не услуги оказывать. Это разные вещи.
В общем то в слове "услуга" нет ничего плохого, если дело не касается вопросов жизни и здоровья. С легкой подачи эстетических направлений медицины (косметология, эстетическая стоматология, пластическая хирургия) слово "клиент" вошло в обиход частных медицинских центров.
Есть еще неприятный и неочевидный момент. Замена слова "пациент" на "клиент" позволяет деятелям без медицинского образования оказывать услуги, копирующие медицинские, но не называть их "медицинскими услугами". Очень удобно - деньги такие же или даже большие, а ответственности никакой, ведь клиент сам оплатил то что оплатил, получил качественную услугу и подписал акт. Не нужно ни медицинской лицензии, ни сертифицированного оборудования, ни нормального повышения квалификации и контроля здоровья персонала. Называть человека пациентом может только специалист с медицинским образованием. Так нормальные специалисты и делают.
Меня бы насторожила попытка специалиста называть меня клиентом.
Роль клиента: запросить услугу определенного качества, контролировать качество услуги, оплатить ее.
Клиент - источник денег, лайков, положительных отзывов и рекомендаций. Пациент - человек, нуждающийся в медицинской помощи, источник проблем, которые придется решать специалисту в рамках своей квалификации, вместе с самим пациентом и возможно его семьей.
Лично я, обращаясь к специалисту за медицинской помощью не хотел бы, чтобы меня считали клиентом. Я хотел бы, чтобы специалист действовал в моих интересах пациента (в интересах здоровья, с учетом особенностей, а также учитывая финансовые возможности).
С другой стороны есть большая область косметических неврачебных процедур, уходовых процедур, гигиенических и эстетических массажей, тренерская работа, консультативные услуги немедицинских специалистов и т.п., в которых применение слова "клиент" является правильным.
В этом и есть достаточно жесткое разделение:
- испытываете проблемы со здоровьем или требуется профилактическая помощь - вы Пациент и по данному вопросу можно взаимодействовать только с медицинскими работниками
- хотите получить релаксационную, эстетическую, косметическую услугу - вы Клиент и у вас выбор возможных специалистов гораздо шире
Если вы тренер, косметолог, эстетист, парикмахер, визажист, консультант по питанию (чтобы это ни значило), татуировщик, художник, оформитель и т.п. - вы взаимодействуете с клиентами на основании договора н оказание услуг. Вы не имеете права оказывать медицинские услуги и медицинскую помощь
Если вы медицинский работник или не медицинский работник медицинской организации, перестаньте использовать слово "клиент" и запутывать людей и профессиональное сообщество. Вы взаимодействуете с Пациентами. Слово "клиент" используйте только в контексте привлечения потока пациентов в клинику при разговоре с руководством или всякими бизнес-тренерами и сео-специалистами, если такое практикует вваша организация.
Гость
В СПА-салонах, отелях, рекреационных учреждениях, эротических салонах, ресторанах принято называть посетителей гостями. Гость приходит в то место, где ему приятно, комфортно или интересно провести часть своего времени, отвлечься от суеты,
Роль гостя: получать удовольствие, отдыхать, наслаждаться, получать новые впечатления и опыт, знакомиться, общаться, делиться опытом и т.д.
Для гостя наиболее важен сервис, антураж, окружение и уникальность услуги.
--------------------------------------------------
Каждому слову "больной", "пациент", "клиент", "гость" есть свое место и контекст, в котором его употребление отвечает сути получаемой услуги или помощи. Массажист или тренер физических качеств может найти свое место и роль в очень разных организациях, быть полезным людям в очень разных ситуациях. Хотелось бы чтобы люди четко понимали свою роль и контекст оказания услуг.
А как бы вы хотели, чтобы вас называли специалисты? В какой роли и в какой ситуации бывали, бывала ли ситуация недопонимания между вами и специалистом из-за описанных выше смыслов?
Какое ваше отношение к данным понятиям?