Найти тему

Датчик Kodak: мифы и реальность (E-500 vs C-8080)

Оглавление

Дело не в фотодрочерстве, как могут подумать некоторые (многие). На самом деле, очень важно понять: действительно ли CCD-датчик Kodak KAF-8300CE выдаёт какой-то особенный цвет? Не чистый ли это маркетинг, а попросту - надувательство? Которое мы, может быть, продолжаем тиражировать даже сегодня в хвалебных отзывах и комментариях. Не пора ли просто взять и сравнить камеры с датчиком Kodak и с датчиками сторонних компаний в реальных съёмочных условиях?

Три героя

Совершил короткую прогулку в парке с тремя фотокамерами. Две из них, в своё время, боролись за кошелёк фотолюбителя. Помните эти извечные муки выбора в начале 2000-х - компакт или зеркалка? Есть отдельный материал про это. Повесть о тех дивных старых временах...

Третья камера добавлена для интереса - она компактна и заняла оставшееся место в сумке. Носить с собой три камеры и примерно одновременно снимать на них сюжет чрезвычайно утомительно. Ни о каком творчестве и удовольствии речи уже не идёт.

Фирменный цвет с CCD-датчика Kodak KAF-8300CE будет демонстрировать Olympus E-500.

CCD-датчик от Sony установлен в известный всем Olympus C-8080.

Внутрикамерный JPEG нам продемонстрирует Panasonic LC5 со своего CCD-датчика Panasonic (напоминаю, что в тот год Panasonic оснащала матрицами с подобным алгоритмом первую профессиональную модель зеркальной четырёхмегапиксельной Canon EOS 1D).

Слева направо: Olympus C-8080, Panasonic LC5 и Olympus E-500 с датчиком Kodak
Слева направо: Olympus C-8080, Panasonic LC5 и Olympus E-500 с датчиком Kodak

Свою гипотезу относительно "уникального" цвета с цифрового фотоаппарата я уже предлагал вам в отдельном материале. Коротко о главном: без программной обработки, датчик изображения любой камеры CCD или CMOS видит мир одинаково в оттенках серого, всё остальное - математика и интерполяция.

Сравнение с Olympus C-8080 особенно актуально, т.к. это лучший восьмимегапиксельный аппарат в своей категории и он выдаёт изображение сходное по цвету со многими другими камерами на этом же датчике, начиная с Sony Cybershot DSC-F828 и заканчивая Samsung Pro815.

Только RAW

Тест буду проводить исключительно и только в RAW, т.к. любой внутрикамерный JPEG - серьёзная обработка снимка и настраивается производителем очень свободно. Здесь правил игры не существует. Если вы хотите "цветов Kodak", вам их предоставят, сдвинув нужные ползунки в заводской настройке.

Замер мультисегментный. Баланс белого, извините, в автомате. В конце концов снимаю RAW и файлы прикладываю.

Только RAW. Конечно, там где это возможно. Panasonic LC5 не отдаёт RAW, поэтому с этой камеры будет внутрикамерный JPEG со стандартными настройками. Эта камера у меня идёт для души ;)

В статье я предлагаю вам вывод картинки c Olympus E-500 и Olympus C-8080 через фирменную утилиту Olympus Studio 2.3. Я пробовал через CameraRAW14.1, но результат мне понравился меньше - слишком грубая игра с цветом, а для нас сейчас это особенно важно.

Проявлять цифровой негатив - отдельная проблема. Уже было на канале в специальном материале на примере Olympus E-3.

Про умение снимать

Материалы в данной публикации ни в коем случае не претендуют на какую-либо художественность. Здесь нет попытки "помогать" фотокамере - лишь интерес к тому, что камера может "сама". Это 2-3 простых снимка, выполненных в одних рамках и в одно время (без изменения освещения). Камеры сделали то, что смогли, диафрагмы примерно эквивалентны.

У кого есть камера с датчиком Kodak и любая другая с CCD-датчиком Sony - легко может повторить этот своеобразный "эксперимент".

Результат и его представление

Я не уверен, что вы сможете увидеть многое здесь, в Дзен. Поэтому, в конце публикации - обязательные ссылки на оригинальные RAW-файлы и JPEG-файлы, выведенные без коррекции через Olympus Studio 2.3. Лучше загрузить папку с файлами и отсмотреть в авторитетной программе на хорошем мониторе.

Отдельной картинкой предлагаю материал с Olympus E-500 - носителя CCD-датчика Kodak. Ниже, в мини-галерее, файлы с Olympus C-8080 (CCD-датчик Sony) и Panasonic LC5 (CCD-датчик Panasonic, внутрикамерный JPEG).

На микрорезкость снимков и глубину резкости, заданную при съёмке, обращать внимание не нужно - мне был интересен только цвет. Больше изображений по ссылке на Яндекс-диск.

№1

Olympus E-500
Olympus E-500

Видим, что кадр с Olympus C-8080 при автоматической проявке уклонился от реально наблюдаемого. Думаю, мы можем это исправить в конверторе Olympus Studio 2.3, пусть возможности его невелики. Воспользуемся положительной поправкой экспозиции и функцией "определение серой зоны". Заодно уберём некоторую избыточную желтизну, которую демонстрирует датчик Kodak (немного "морской" цвет неба).

Olympus C-8080. Коррекция
Olympus C-8080. Коррекция

№2

Olympus E-500
Olympus E-500

№3

Olympus E-500
Olympus E-500

№4

Olympus E-500
Olympus E-500

Снова Olympus C-8080 ошибается с балансом белого. Машина удаляет из кадра избыток солнца (жёлтого) и делает картинку неестественной. Впрочем, E-500, наоборот снова желтит чуть больше, чем нужно. Использую пользовательские настройки цветовой температуры в Olympus Studio 2.3, чтобы скорректировать файл с C-8080 (например, цветовая температура 5190К, тонкая настройка -2; насыщенность +1). Совсем другое дело.

Olympus C-8080. Коррекция.
Olympus C-8080. Коррекция.

№5

Olympus E-500
Olympus E-500

№6

Olympus E-500
Olympus E-500

C-8080 не справилась с цветом в сюжете №6. Не повторяется ли история с лобелией? Использую пользовательские настройки цветовой температуры в Olympus Studio 2.3, чтобы скорректировать файл с C-8080. Уже найденное ранее значение цветовой температуры 5190К с тонкой настройкой +1; насыщенность +2. Получается куда лучше - вполне "живой" цвет.

Olympus C-8080. Коррекция
Olympus C-8080. Коррекция

Превосходство E-500 в этом сюжете больше неочевидно.

Что касается Panasonic LC5, его "особенный" цвет объясняется просто - это файл с обработкой (внутрикамерный JPEG). Я бы не сказал, что эта обработка плоха и цвет совсем далёк от реального - смотрите как точно фотокамера отработала над сюжетом №6. В сюжете №4 LC5 акцентировал наше внимание на красном оттенке листвы, сохранив синее небо. Красный цвет отлично удаётся LC5. Именно LC5 в этом тесте демонстрирует яркий, впечатляющий цвет. А вовсе не датчик Kodak. Но это только по причине удачной внутрикамерной обработки. LC5 идёт вне конкурса ;)

Промежуточные выводы

Никакого уникального цвета при съёмке в RAW на датчике Kodak я не наблюдаю.

В паре-тройке случаев снимки с E-500 и C-8080 сразу оказались практически одинаковыми по цвету. Если бы я, например, не подписал фото №3 и №5, мы бы с вами долго гадали, какой камере они принадлежат. Датчик Kodak KAF-8300CE не имеет никакого особенного "подчерка".

C датчиков Kodak и Sony можно получить одинаковый результат при совпадении прочих условий. В остальных случаях, разница может быть объяснена играми камер с балансом белого. Это означает, что при работе с C-8080 нужно более тщательно контролировать баланс белого (или корректировать его позже в RAW). С E-500 чуть проще получить результат сразу.

Мне понравились цвета с Olympus E-500, фотокамеры, оснащённой CCD-датчиком изображения Kodak. Цвета примерно соответствуют тому, что было на самом деле и не выглядят при этом слишком "тусклыми" или перенасыщенными. Что неудивительно, ведь именно в Kodak изобрели "цифровую плёнку" и их алгоритмы интерпретации цвета достаточно точны. Никакого "уникального" цвета датчик Kodak KAF-8300CE не предоставляет - точно те же цвета вы можете получить на CCD-датчике Sony.

Файлы RAW с фотокамер E-500 и C-8080

Файлы JPEG из RAW с фотокамер E-500 и C-8080 + внутрикамерный JPEG с LC5

Есть вопросы по теме канала? Задавайте их здесь.

Все старые цифровые фотокамеры из моей коллекции одним списком.