Предлагаю вашему вниманию перевод наиболее интересных фрагментов замечательной статьи Шона Барнетта с imaging-resource.com, написанной в июне 2005 года. Статью снабдил собственными иллюстрациями. К 2005 году рынок цифровых камер окреп, возмужал, стал много доступнее для рядовых потребителей.
Две категории камер схлестнулись в серьёзной борьбе за кошелёк фотолюбителей и энтузиастов цифровой фотографии: компактные камеры "всё в одном" и цифровые зеркальные фотокамеры начального и среднего уровня.
Думаю, этот материал будет предваряющим цикл публикаций-сравнений знаковых компактных и зеркальных фотокамер одного возраста, которые у меня есть в наличии.
Итак, предоставим слово Шону Барнетту.
"Цифровые компактная и зеркальная фотокамеры развивались совершенно разными путями: одна ориентировалась на потребительский рынок, другая — на профессионалов.
Для профессионального рынка было важно придерживаться существующей парадигмы, используя 35-мм объективы и аксессуары в корпусе, знакомом профессионалам.
Производители компактных камер были свободны в экспериментах и постепенно отказались от изготовления коробок с линзами в центре - дизайна, который был продиктован необходимостью перемещать рулон пленки с одной стороны камеры на другую. Были созданы шарнирные тела, ЖК-дисплей размещался в откидном корпусе для большей гибкости использования камеры.
В один момент времени какой-то гений решил поместить датчик в нижней части камеры и направить объектив вверх в зеркало, тем самым устранив риски и громоздкость, присущие выдвижным объективам. Компактные цифровые камеры стали чрезвычайно тонкими.
Теперь у нас есть очень тонкие и легкие цифровые камеры, которые замечательно входят в самый тесный карман, и есть цифровые камеры с большим зумом, которые меньше мяча для софтбола, но могут приближать изображение ближе, чем многие из владельцев камер могут себе представить.
В то время как я рекламировал достоинства больших сенсоров цифровых зеркальных фотокамер, именно меньший сенсор компактной камеры делает возможным все эти инновации в компактном корпусе.
Объектив зеркальной камеры с фокусным расстоянием 400 мм, как правило, имеет очень громоздкую конструкцию, но владельцы компактных камер могут получить такое же увеличение с гораздо более коротким объективом именно благодаря небольшому датчику изображения с высоким разрешением. Да, есть ограничения в качестве картинки при высоких значениях ISO с точки зрения шума. Но это компромисс, на который большинство людей готовы пойти, имея достаточно маленькую камеру, чтобы всегда носить её с собой.
Когда камеры стали оснащаться откидным ЖК-дисплеем, фотографы стали смотреть на мир со всех мыслимых углов. Ни одна цифровая зеркальная фотокамера в 2005 году не имела такой возможности. Цифровая зеркальная фотокамера FujiFilm S3 позволит вам использовать ЖК-дисплей для цифрового кадрирования в течение нескольких секунд, но изображение монохромное, а экран не откидывается".
Считаю уместным вспомнить о фотоаппарате 2001 года - Olympus E-20, который в полной мере достоин называться "мостовой камерой", связывая мир компактов и зеркалок. С настоящим зеркальным видоискателем, в дизайне корпуса зеркалок, но со встроенным объективом, маленькой матрицей и контрастным автофокусом. Olympus E-20 уже в 2001 году мог похвастаться откидывающимся ЖК-дисплеем и полноценным режимом LiveVeiw. Совершенно непонятно, почему идея не была взята на вооружение и не растиражирована.
"Цифровая камера «все в одном» достаточно хорошо справляется с захватом видео, и многие из фотокамер предлагают видео близкое по качеству к DV - VGA-видео 640x480 пикселей со скоростью 30 кадров в секунду. Запись возможно до тех пор, пока есть заряд батареии или место на карте памяти. Цифровая камера вполне может заменить семейную видеокамеру.
Как насчет того, чтобы взять и ту и другую фотокамеру?
Какими бы хорошими ни были компактная или цифровая зеркальная камеры, ни один из типов камер не является лучшим выбором для любой ситуации. Вот почему производители делают так много форм и размеров.
Лично я ношу с собой небольшой карманный фотоаппарат (одна из тех моделей, с перископической оптикой, без выступающего объектива), так что фотоаппарат везде со мной. Так же я использую цифровую зеркальную фотокамеру, когда того требуют условия.
Что касается выбора камеры для съёмки детей, лучше выбрать зеркальную камеру, потому что она фокусируется быстрее и точнее, у неё минимальна задержка затвора.
Если снимаете спортивное мероприятие, но делаете это не за деньги, я думаю, что компактная камера с большим зумом подойдет в большинстве случаев. Покупка зеркальной фотокамеры для этой цели была бы забавной для любителя, но ни в коем случае не обязательной".
Здесь сделаю необходимое отступление-комментарий о специализированной компактной фотокамере для съёмки спорта, выпущенной ещё в 2001 году - Olympus E-100RS. Замечательная фотокамера с телеобъективом, хорошим автофокусом, достаточным буфером и скоростью съёмки до 15 кадров в секунду. Среди компактов, действительно, попадались достойные экземпляры для спортивной съёмки. Серия FZ от Panasonic, к сожалению, не так успешна в этом жанре.
"Хороший портрет больше связан со взаимопониманием между объектом съёмки и фотографом, чем с камерой. Любая камера подойдет, если вы хорошо работаете с людьми. Наличие резервной камеры в этом случае — неплохая идея. Хороший способ получить камеру, которая останется знакомой, — это взглянуть на цифровую зеркальную фотокамеру и высококачественную компактную камеру-компаньона. Например, если вы снимаете на Canon EOS 20D, возможно, вы захотите иметь наготове Canon G6 с подходящим объективом-адаптером для портретов.
На 2005 год нам редко попадаются компактные камеры с широкоугольными объективами, достаточными для хорошей пейзажной фотографии. Лишь немногие избранные достигают 28 мм, еще меньше — 24 мм. Любая из них будет хорошим выбором для любителей пейзажной фотосъёмки. Слишком много людей тратят деньги на максимально возможное увеличение зума, не понимая, сколько они жертвуют широкоугольным концом.
Лучшая новость, которую я могу вам сообщить, заключается в том, что цифровые камеры любого типа становятся все лучше и лучше, независимо от категории, а цены продолжают падать, так что скоро у вас появится отличная цифровая камера для любой мыслимой фотографической ситуации.
В конце концов - самая лучшая камера та, которая у вас есть".
Фотографии для статьи выполнены ретрокамерой Panasonic LC5