Найти тему
История. Факты+мысли

Лучший друг советских авиаторов

Начало Великой Отечественной войны, как известно, обернулось полной катастрофой для нашей страны. По этому вопросу существует два мнения. Одни утверждают, что причиной поражений стали репрессии, инициированные Отцом народов против высшего, среднего и младшего комсостава и обескровившие армию. Другие уверены, что вождь просто не успел избавиться от всех предателей и коллаборационистов в рядах вооруженных сил.
Товарищ Сталин – говорят они – поднял экономику на недосягаемый доселе уровень, обеспечив военно-промышленный комплекс всем необходимым.

Действительно, если обратиться к цифрам, то получится вполне радужная картина. Например, в период с весны 1939 года по 22 июня 41-го, число выпущенных самолетов выросло в десять раз. В 1940 году авиационные заводы производили 680 крылатых машин в месяц, то есть в год по 8 200 бортов разных модификаций. Для сравнения, в Германии этот показатель был ниже на 2 000 единиц.

Другое дело, что на старых моделях советского авиапрома вообще не было радиосвязи, поэтому командир эскадрильи передавал подчиненным сигналы, покачивая в воздухе крыльями. В боевых условиях, такая коммуникация между пилотами была просто невозможна. Позже, в Наркомате учли такую недоработку и поставили радиопередатчик. Но только на головную машину. Остальные летчики могли принимать сигнал, не имея возможности ответить, а сами полеты осуществлялись исключительно в хорошую погоду, по проторенным маршрутам.

Кроме того, советская экономика не могла себе позволить чрезмерные траты на топливо и расход боекомплекта, поэтому налет экипажей, например, в Киевском военном округе составлял 12 часов. И это был лучший показатель, так как в Прибалтике летчики поднимались в небо не больше чем на 5 часов. В то же время, в Германии, получавшей немалую часть топлива из СССР, налет немецких асов был не менее 300-350 часов.

Обо всем этом, еще в апреле 1940 года, товарищу Сталину докладывал генерал-лейтенант авиации Иван Проскуров, получивший звание Героя Советского Союза за воздушные бои в Испании. Резюмируя свое выступление, он сказал:
- Авиация – самый запущенный род войск. По своей подготовке наша авиация не отвечает требованиям борьбы с сильным противником. Главным недостатком в подготовке авиации считаю неумение действовать в сложных метеоусловиях, низкий уровень огневой и разведывательной подготовки. Большинство экипажей не умеют отыскивать цели даже в крупных пунктах.

То же самое могли бы доложить командиры бронетанковых соединений, войск связи и, вообще, представители любого рода вооруженных сил. Просто самоубийц среди них не нашлось.
Генерала Проскурова арестовали 27 июня 1941 года, обвинив в антисоветском заговоре и умышленном ослаблении военной мощи СССР. Расстреляли его в октябре того же года.
Учитывая все вышесказанное, вопрос, почему у бойцов Красной Армии, после 22 июня, сложилось впечатление, что советской авиации просто не существует, становится риторическим.

ПРОДВИЖЕНИЕ СТАТЕЙ ЗАВИСИТ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ОТ КОЛИЧЕСТВА "ЛАЙКОВ" И ЧИСЛА ПОДПИСЧИКОВ.

Таинственная "Одри Хепберн Советского Союза"