Итак, свершилось - Путин на Валдайском форуме объявил, что прошли успешные испытания крылатой ракеты с атомным двигателем Буревестник.
Напомню историю атомных самолётов и ракет.
Американцы начали прорабатывать тему практически сразу после того, как овладели атомной энергией - в 1946 году.
Было понятно, что обычный реактор, такой, которые используют на АЭС, с графитовым или водяным замедлителем, для самолётов не годится - слишком тяжёлый. Можно использовать только реактор на быстрых нейтронах. Но оставался вопрос - как эту энергию передавать на движитель? Можно было снимать её с реактора теплоносителем, и нагревать воздух уже им. Можно было пропускать воздух непосредственно через реактор.
В первом случае двигатель получался тяжелее, во втором радиоактивные частицы из трубок, по которым проходил воздух, оказывались в потоке. Но в те времена к радиации относились спокойно.
В итоге был выбран двигатель с протоком воздуха непосредственно через реактор. Взяли за основу самый тяжелый в то время бомбардировщик ВВС США В-36Н.
В задней части бомбоотсека летающей лаборатории разместили испытываемый реактор мощностью 1 МВт диаметром 1,2 м и весом 16 т, работавший на быстрых нейтронах. Реактор включался в полете и охлаждался атмосферным воздухом, поступавшим за счет скоростного напора через специально сделанные в борту самолета воздухозаборники. Нагретый воздух через выхлопные патрубки выбрасывался наружу.
Защитная капсула весом 12 т с кабиной экипажа располагалась в носовой части фюзеляжа. Самолёт выполнил 47 испытательных полётов, после этого Кеннеди закрыл программу как слишком дорогую.
Была закрыта и советская программа. Она предполагала постройку сверхзвукового атомного самолёта на основе мясищевского М-50.
Работа с реактором отрабатывалась на туполевском Ту-95ЛАЛ, так же, как это делали американцы - не используя реактор непосредственно для полёта.
Туполев при этом хотел протолкнуть свой атомный самолёт - Ту-119, вариант Ту-95 с приводом на винты паром от реактора. Он рассчитывал, что мясищевский сверхзвук - журавль в небе, а освоенный в производстве Ту-95 - синица в руке.
Но Хрущёв зарезал и журавля, и синицу, поставив на межконтенентальные ракеты. Мясищевское КБ переключили на ракетную тематику, а самого его перевели командовать ЦАГИ.
Дольше атомных бомбардировщиков продержался проект атомной крылатой ракеты Плутон.
Прямоточный реактивный двигатель с ядерной установкой должен был разогнать ракету на предельно малой высоте (100-200 м) до скорости 3М. Ударная волна при таком полёте убивала бы всё живое на расстоянии нескольких сот метров от траектории.
Ядерный реактор не был экранирован, его излучение, наряду с радиоактивным выхлопом добавляло поражающих факторов.
Для увеличения количества жертв и разрушений пролетать над городами ракета должна была по зигзагообразной траектории. Летать над противником (или над океаном, ожидая команды на удар) он должен был месяцами. Кроме того, Плутон должен был сбрасывать в заданных точках поочередно до 16 термоядерных бомб мощностью 1,2 мегатонны.
Двигатель ракеты был испытан дважды, в 1961 и 1964 годах. Однако встал вопрос, где проводить испытания всего аппарата? Ведь на испытаниях он наносил бы почти такой же ущерб стороне разработчика, какой предполагалось нанести противнику.
В итоге проект был закрыт.
Когда Путин объявил о разработке Буревестника, многие вспомнили как раз про Плутон, и посчитали, что будет нечто аналогичное.
Однако сразу стало понятно, что ракета принципиально другая. Во-первых, она дозвуковая - у неё прямые крылья, да и в целом аэродинамика не заточена на сверхзвук. Как следствие, прямоточный двигатель на ней не применим - на малых скоростях он не эффективен. Следовательно, двигатель турбореактивный - воздух сжимается компрессором, нагревается, и на выходе крутит турбину, приводящую в движение компрессор.
Видимо, воздух не проходит напрямую через реактор - согласно вероятным "партнёрам" было проведено 13 неудачных испытаний, и удачное, о котором заявил Путин. При этом только один раз поднялась шумиха из-за повышенной радиоактивности, да и то повышение было столь малым, что даже сравнивать с результатами Плутона неудобно. Т.е. воздух нагревается не напрямую, а через какой-то теплоноситель, возможно натрий.
Итог - нашим разработчикам удалось совершить чудо, создав реактор, способный вписаться в ракету высотой и шириной не более полуметра, обеспечить при этом полёт без радиоактивного заражения. Видимо, цена ракеты не очень велика, их можно выпустить тысячи. Размеры гораздо меньше размеров МБР, подводных лодок и стратегических бомбардировщиков. Старые схемы контроля над российскими вооружениями теперь бесполезны.