Говорят: «Чужая душа — потемки». Это правда, даже если речь идет о члене семьи. Мы не можем быть уверены, что знаем о близких абсолютно все: что они чувствуют и думают. Многие люди при решении семейных вопросов готовы сказать «да», лишь бы не обидеть супруга. Такие люди беззащитны, так как не умеют вести переговоры. Разберемся, как общаться с близкими без ущерба для своего психического и физического здоровья.
Предупредите, что хотите поговорить о чем-то важном
Если затаили обиду, недовольство или подозрения, не давайте чувствам себя проглотить. Обязательно обговорите проблему с близким человеком. Чем дольше будете терпеть, тем круче намотается клубок непонимания, недосказанности и недоверия — это неизбежно приведет к скандалу.
Сразу вносите ясность в отношения. Предупредите, что вы хотите поговорить, чтобы подготовить и выбрать удобное для обоих время для беседы.
Будьте реалистами
Если вас что-то не устраивает в близком человеке, не стоит считать, и тем более говорить, что он должен измениться. Человек может измениться только по собственному желанию, а нам не дано право заставлять кого-то это делать.
В совместном проживании естественно находить недостатки, которых раньше не замечал. Не спешите предъявлять претензии к характеру в целом, а постарайтесь определить, что конкретно вас раздражает.
Например: «Когда ты кричишь, я чувствую себя одинокой» или: «Когда ты мне не веришь, у меня чувство, будто ты меня предала».
Можно спросить: «Ты хотел бы, чтобы с твоей дочерью так же обращался ее муж?»
Только не говорите: «Ты должен стать более солидным». Или: «Тебе нужно больше следить за своей внешностью». Подобные претензии оставляют неприятный осадок и дают обратный эффект.
Выражайте чувства как можно понятнее
Фразы «Ты меня не понимаешь», «Ты меня не любишь» — не воспринимаются, как конкретная проблема. Это похоже на каприз, поэтому решения, скорее всего, не найдется. Уточните, что именно вас беспокоит и какой реакции ожидаете.
Например: «Помнишь, я просила тебя помочь? Я пыталась сделать это сама, но не смогла. Не мог бы ты найти время, чтобы выполнить просьбу?»
Или: «Дорогая, я уже просил тебя не делать так, когда мне звонят по телефону, пожалуйста, не делай так больше».
Спросите партнера, правильно ли вы поняли его слова
Если вам высказывают претензии, обязательно переспросите: «Ты имела в виду, что не хочешь ехать в турпоход по Карелии?». Или: «Я правильно поняла, ты советуешь мне уволиться с этой работы?».
Чтобы прийти к решению, нужно убедиться, что вы услышали друг друга.
Определите разногласия
Компромиссы типа «как ты скажешь, так и будет» к решению вопроса не приведут. Обязательно высказывайте и поясняйте свою позицию.
Например, диалог об отпуске:
— Я не готова к слишком активному отдыху, и без того устаю на работе и в домашней рутине. Я хочу просто полежать на пляже, позагорать.
— А я так давно мечтал о походе по карельским лесам!
Или о работе:
— Я вижу, как школа тебя изматывает, ты целый день на ногах, у тебя огромный класс, а тебе еще навешивают общественные поручения. Тебя просто не хватает на семью. Тебе нужно уволиться.
— Но мне нравится учить детей.
Пытайтесь прийти к согласию
Семейные переговоры могут зайти в тупик. Муж хочет ребенка, жена боится прервать карьерный рост. Мужчина надеется провести отпуск с супругой, но та хочет, чтобы с ними поехала ее мама. Папа хочет отдать сына в спортивную секцию, мама — в музыкальную школу. Разногласия в семьях возникают почти по любому поводу.
Если не научиться искать общее решение, конфликтов не избежать. Обязательно обговаривайте варианты, которые устроят всех.
Например, муж поедет в Карелию с товарищем, жена на море с мамой. А выбор между музыкалкой и спортшколой предоставят сыну.
Я утрирую, но это для наглядности.
Еще несколько советов
Чтобы сложные переговоры с близким не превратились в скандал, нужно придерживаться правил:
- Не увязайте в обвинениях или самооправдании, это только расширит конфликт.
- Не перебивайте партнера, когда он говорит.
- Не жалуйтесь. Озвучивайте просьбу без лишних слов типа «я еще когда тебя просила», «ну, сколько можно повторять», «вечно тебе некогда». Если жалуются вам, спросите, чем вы можете помочь.
- Прислушивайтесь и поощряйте мнение партнера. У него есть такое же право на инициативу, как и у вас.
- Признавайте свои ошибки без агрессии. Если вам о чем-то говорили, а вы забыли, не оправдывайтесь. Скажите мягко: «Ах да, я забыла, прости».
- Не обманывайте, не шантажируйте, не угрожайте: «Если ты со мной не поедешь, я домой вообще не вернусь!». Такие заявления звучат неубедительно и ранят близкого человека.
Не давайте повода разочаровываться в вас, сомневаться в правдивости. Выстраивайте переговоры так, чтобы ни одна из сторон не чувствовала себя ущемленной.
Не стремитесь выйти из разговора победителем, используя уничижительные фразы типа: «Давно бы так, а то вечно упрямишься».
Проявляйте дипломатическую гибкость и вместо обидной фразы: «Не будь эгоистом, который думает только о себе», скажите: «Я понимаю, что ты устал, но очень тебя прошу, найди, пожалуйста, силы пойти на юбилей к моему папе».
Любой конфликт можно разрешить без применения токсичных методов убеждения, без эмоциональной боли.
На моих бесплатных мастер-классах «Влияй и убеждай. 5 способов убедить кого угодно в чем угодно» мы разбираем рабочие техники, которые помогут влиять на решение не только клиентов, коллег и партнеров по бизнесу, но и близких вам людей.
Все участники получают в подарок чек-лист «Как не стать жертвой манипуляций».
Читайте еще: