Найти тему
НЕФИЛОСОФ

Отражение реальности в Современном Искусстве

Оглавление
Слева: Умберто Боччони, «Состояния ума: прощание» , 1911, холст, масло, 70,5 х 96,2 см (МоМА); Справа: Норман Роквелл, «Разрыв домашних уз» , 1954, холст, масло, 112 х 112 см (частная коллекция)
Слева: Умберто Боччони, «Состояния ума: прощание» , 1911, холст, масло, 70,5 х 96,2 см (МоМА); Справа: Норман Роквелл, «Разрыв домашних уз» , 1954, холст, масло, 112 х 112 см (частная коллекция)

Если бы спросили большинство людей, вероятно, они сказали бы, что современное искусство не отражает реальность. Действительно, современное искусство часто выделяется своими эксцентричными искажениями реальности. Это одна из причин, почему художник Норман Роквелл, чьи работы появились позже, чем произведения Умберто Боччони, не считается представителем современного искусства. Однако стремление к тому, чтобы искусство было более верным отображением реальности, чем традиционный натурализм, стало мотивацией для создания некоторых наиболее радикальных произведений современного искусства. Это включает в себя даже произведение "Состояния ума: Прощание" Умберто Боччони.

Импрессионизм и оптический реализм

Импрессионизм и оптический реализм вызвали разные реакции при своем появлении на художественной сцене в 1870-х годах. Многие зрители начали воспринимать стиль импрессионизма как проявление художественного "безумия". Их критика заключалась в том, что художники-импрессионисты использовали сомнительные цветовые решения и не обладали достаточными техническими навыками для того, чтобы завершить свои произведения должным образом.

Тем не менее, некоторые критики аргументировали, что картины импрессионистов были на самом деле более точными, чем традиционные натуралистические изображения. Их довод заключался в том, что импрессионисты стремились передать не сами объекты, а свое восприятие этих объектов. Они утверждали, что цвета, которые мы видим, часто не совпадают с реальными или "локальными" цветами объектов, и импрессионисты старались зафиксировать именно этот аспект восприятия.

Слева: Клод Моне, Руанский собор (Портал и Тур д'Альбан при ярком солнечном свете), также называемый «Гармония в синем и золотом », написанный в 1893 году, датированный 1894 годом, холст, масло, 107 х 73 см (Музей Орсе); Справа: Руанский собор, Портал, Утреннее солнце , 1893, холст, масло, 92,2 х 63,0 (Музей Орсе)
Слева: Клод Моне, Руанский собор (Портал и Тур д'Альбан при ярком солнечном свете), также называемый «Гармония в синем и золотом », написанный в 1893 году, датированный 1894 годом, холст, масло, 107 х 73 см (Музей Орсе); Справа: Руанский собор, Портал, Утреннее солнце , 1893, холст, масло, 92,2 х 63,0 (Музей Орсе)

В 1890-е годы Клод Моне создал множество работ, изображающих собор в Руане в различные моменты дня и при разной погоде. На рассвете собор преображался под голубым светом, ближе к вечеру он сверкал оттенками оранжевого и желтого, а в пасмурные дни приобретал более приглушенные серые тона. Импрессионисты стремились уловить, как разные световые условия влияют на внешний вид объектов, и утверждали, что их произведения более точно передают, как мы видим мир в реальности. То, что изначально может показаться радикально нереалистичным стилем, на самом деле более соответствует тому, как мир выглядит в разные моменты времени и при разных условиях освещения.

Отказ от искусственных условностей

Вверху: Жак-Луи Давид, «Клятва Горациев» , 1784, холст, масло, 3,3 х 4,25 м (Лувр); Внизу: Эдгар Дега, « Ипподром: жокеи-любители возле кареты» , между 1876 и 1887 годами, холст, масло, 66 × 81 см (Музей Орсе)
Вверху: Жак-Луи Давид, «Клятва Горациев» , 1784, холст, масло, 3,3 х 4,25 м (Лувр); Внизу: Эдгар Дега, « Ипподром: жокеи-любители возле кареты» , между 1876 и 1887 годами, холст, масло, 66 × 81 см (Музей Орсе)

Импрессионисты признавали, что множество традиционных произведений искусства считается верными отражениями реальности исключительно потому, что они знакомы, а не потому, что они абсолютно точны. Например, методы композиции, которые преподавались в академиях и подразумевали центральную направленность, равновесие с обеих сторон и ясное пространственное изображение, как в работе «Клятва Горациев» Давида, на самом деле были чрезмерно упорядоченными и искусственными. В реальной жизни чаще всего мы сталкиваемся с сценами, подобными тем, что изображены в работе «Гоночная трасса» Дега: несовершенными, несимметричными и пространственно неоднозначными. Критики, поддерживавшие импрессионистов, утверждали, что художники, такие как Дега, исправляют искусственные стандарты и делают искусство более соответствующим реальности.

Хотя стиль импрессионистов был новаторским, эта аргументация имела свои корни в прошлом. В XVI веке художники и критики пытались различать истинный натурализм от поддельного натурализма, часто пренебрежительно называемого "маньеризмом". Поддельный натурализм означал копирование работ других художников и, следовательно, понимание природы только через посредников. Взгляд некоторых заключался в том, чтобы отказаться от искусственных стандартов и вернуться к более тщательному изучению самого источника, к самой природе, как сделали импрессионисты.

Может ли натурализм соответствовать природе?

Импрессионисты стремились приблизиться к истинной природе путем более внимательного наблюдения. Однако в определенном смысле наши глаза неизбежно искажают объекты, которые они воспринимают. Три метода, которыми они это делают, выражены в художественных техниках линейной перспективы, уменьшения и изменения ракурса.

Слева: Питер Саенредам, Церковь Святого Антониуса в Санкт-Янскерке, Утрехт , 1645 год, панель, масло, 41,7 х 23 см (Центральный музей, Утрехт); Справа: Антон фон Марон, Академический этюд обнаженной натуры , конец 18 или начало 19 века, бумага, черно-белый мел, 52,7 х 39,4 см (частная коллекция)
Слева: Питер Саенредам, Церковь Святого Антониуса в Санкт-Янскерке, Утрехт , 1645 год, панель, масло, 41,7 х 23 см (Центральный музей, Утрехт); Справа: Антон фон Марон, Академический этюд обнаженной натуры , конец 18 или начало 19 века, бумага, черно-белый мел, 52,7 х 39,4 см (частная коллекция)

Коррекция искажений восприятия

Следовательно, тот стиль, который обычно называем "реалистическим", не полностью соответствует реальности. Он представляет собой всего лишь интерпретацию нашего восприятия реальности с определенного ракурса, на определенном расстоянии, в конкретный момент времени и при определенном освещении, и все эти факторы могут исказить восприятие объекта. Некоторые движения в современном искусстве стремились к репрезентации, которая более точно передавала бы истинные формы объектов, не подвергая их искажениям, вызванным восприятием.

Жан Метцингер, Ле Гутер , 1911, картон, масло, 29 7/8 x 27 5/8 дюймов (Художественный музей Филадельфии)
Жан Метцингер, Ле Гутер , 1911, картон, масло, 29 7/8 x 27 5/8 дюймов (Художественный музей Филадельфии)

Картины кубистов, на первый взгляд, могут показаться еще более причудливыми и абстрактными, чем произведения импрессионистов. Например, в работе "Гутер" салонного кубиста Жана Метцингера объекты могут казаться искаженными и раздробленными. Однако это сделано не для того, чтобы добавить искажений, а, наоборот, чтобы исправить искажения перспективы и ракурса.

Метцингер показывает предметы с разных точек зрения, чтобы мы могли лучше понять их истинную форму. Например, левая сторона чайной чашки на столе изображена сбоку на уровне глаз, но с этого ракурса невозможно понять, что чашка имеет круглое отверстие. Поэтому правая сторона чашки изображена сверху, чтобы помочь нам понять ее полное формообразование, включая круглую губу и вогнутую форму. Точно так же, один глаз женщины виден в профиль, а другой обращен к нам, а ее левое плечо изображено сверху, а правое - более прямо.

Кубизм не искажает предметы; он представляет их с разных углов, чтобы предоставить нам более полную информацию об их истинных формах, чем это возможно в традиционном натуралистическом изображении.

Модернизм и наука

Еще одним способом обоснования очевидных искажений в современном искусстве стали обращения к науке. Современная наука предоставила художникам новые образы и изображения, которые вдохновили их воображение, а также новые теории, которые радикально изменили человеческое понимание реальности.

Слева: Вильгельм Рентген, рентгеновский снимок руки Альберта фон Кёлликера из Eine Neue Art von Strahlen (Вюрцбург, 1895 г.); Справа: Этьен-Жюль Маре, фотографии, показывающие движение человека, ок. 1895 г.
Слева: Вильгельм Рентген, рентгеновский снимок руки Альберта фон Кёлликера из Eine Neue Art von Strahlen (Вюрцбург, 1895 г.); Справа: Этьен-Жюль Маре, фотографии, показывающие движение человека, ок. 1895 г.

С начала XVII века новые технологии, основанные на применении оптических линз, привнесли в наш мир доказательства существования микроскопических и макроскопических миров, о которых до этого времени человечество даже не подозревало. Открытие длин волн за пределами видимого спектра, включая инфракрасное и ультрафиолетовое излучение, а также рентгеновские лучи, гамма-лучи и радиоволны, показало, что наши чувства представляют собой чрезвычайно ограниченные инструменты для постижения объективного мира. Современная визуальная культура науки открыла перед нами новые методы представления и понимания реальности. Например, кадровая фотография позволила делать видимыми быстрые действия для детального исследования, а рентгеновская фотография дала возможность заглянуть внутрь твердых форм, что привело к появлению новых представлений о реальности, выходящих за пределы традиционного натурализма.

Схема электромагнитного спектра
Схема электромагнитного спектра

Одной из работ, в которой предпринята попытка изобразить эту новую сверхчувственную реальность, было произведение "Состояния разума: прощания" итальянского футуриста Умберто Боччони, созданное в 1911 году. На этой картины единственной четко различимой деталью является номер 6943, нанесенный шаблоном на том, что мы начинаем различать, именно на двигателе темно-серого поезда, выбрасывающего пар на станции. Поезд изображен в стиле кубизма с разных точек зрения: носовой обтекатель изображен в профиль, а корпус поезда чередует угловатые повороты от правого верхнего угла до верхнего центра холста. Перед поездом, выделенным зеленым, изображены прощающиеся пары. Их две головы и объятия лучше всего видны в левом нижнем углу. Возможно, это одна и та же пара, изображенная в нескольких кадрах для демонстрации движения во времени.

Умберто Боччони, «Состояния ума: Прощание» , 1911, холст, масло, 70,5 х 96,2 см (МоМА)
Умберто Боччони, «Состояния ума: Прощание» , 1911, холст, масло, 70,5 х 96,2 см (МоМА)

Две ферменные конструкции слева напоминают радиовышки, которые начали строиться по всей Европе в первые десятилетия двадцатого века, после того как итальянец Гульельмо Маркони впервые использовал радиоволны для беспроводной связи. В остальной части композиции присутствуют волновые формы ярких цветов, что подчеркивает их высокую энергетику. Многие формы электромагнитной энергии, такие как радиоволны, не видимы для человеческого глаза, но, тем не менее, они пронизывают наш мир. В целом, это произведение искусства визуализирует новое понимание природы, которое стало возможным благодаря достижениям современной физики, и раскрывает реальность за пределами ограничений человеческих чувств.

Модернизм и спиритуализм

Поиск современных художников, стремящихся раскрыть истину, лежащую за пределами человеческого восприятия, также оказал влияние явно не научных подходов, таких как спиритуализм. Несмотря на то, что духовные видения и открытия часто рассматриваются как субъективные, многие современные художники видели в них возможность раскрывать объективные истины. Они утверждали, что их описания этих открытий представляют собой моменты, когда они прикасаются к более высокой реальности, недоступной человеческим чувствам.

-9

Шведская художница Хильма аф Клинт в период с 1905 по 1915 год создала серию произведений под названием "Картины для храма", которые, частично, вдохновлялись мистическими видениями, полученными ею от духовного наставника. Примерно в это же время голландский художник Пит Мондриан проводил тщательное изучение природы с целью выявления, какие элементы он считал основными "строительными блоками" всех природных и художественных форм: основные цвета - красный, желтый и синий; основные значения - черное и белое, а также горизонтальные и вертикальные линии. Несмотря на то что оба эти художника создали произведения искусства, которые совершенно не представляют собой копии природы, оба они утверждали, что их духовные поиски позволили им раскрывать более высокую реальность, недоступную чувственному восприятию.

Все эти художники напоминают нам о том, что то, что обычно считается "реалистичным" в искусстве, на самом деле строится исключительно на чувственном восприятии, которое неизбежно частично и во многих случаях искажает реальность. Обращая больше внимания на природу, отказываясь от искусственных условностей, корректируя искажения восприятия, интегрируя новые научные теории и занимаясь духовными исследованиями, многие современные художники отвергли традиционный натурализм в поисках более высоких истин.