Найти в Дзене
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«Любимая девушка» - и крайний фeминизм по-советски

Мелодрама «Любимая девушка» (1940) – великолепно сделанный фильм. Всё-таки режиссёр - сам Иван Пырьев, человек со вкусом, да и основа была годная – рассказ Павла Нилина «Варя Лугина и её первый муж» (1936), причём Нилин, выступивший также и автором сценария, значительно сгладил углы своего же повествования.

Постер к фильму «Любимая девушка» (1940). Кинопоиск.
Постер к фильму «Любимая девушка» (1940). Кинопоиск.

Проза Нилина грубовата. К слову, это вообще знаковый момент – советская литература была жёстче и реалистичнее, нежели кино, которое, как известно, «фабрика грёз» и не только в Голливуде. Разумеется, есть масса отличий фильма от рассказа, и даже финал перекроен. В книге - злее и ...безнадёжнее.

Это весьма показательные произведения – что книга, что фильм, и если есть желание побольше узнать о жизни рабочих в 1930-е годы, можно прочитать и небольшой рассказ Нилина, и посмотреть пырьевскую версию, так сказать, в категории light.

Открытка с кадром из фильма «Любимая девушка» (1940). Авито.ру.
Открытка с кадром из фильма «Любимая девушка» (1940). Авито.ру.

Итак, начинается фильм с бала-маскарада, которого нет в рассказе. К излёту 1930-х эти «дворянские» развлечения были включены в культурную жизнь советского общества. Варя (Марина Ладынина) в костюме дамы – шляпка, рюши, цветы – она вальсирует с парнем в маске, с неким Симаковым…

На бал является Вася Добряков (Всеволод Санаев) – знатный токарь, только что вернувшийся из «турне» по другим заводам – для обмена опытом. Слово за слово, и мы выясняем, что Варе бы лучше не танцевать, ибо она - …бeременна, и будущий отец – Добряков. Дальше – больше. Они вообще не живут вместе и не расписаны в ЗАГСе.

Кадр из фильма «Любимая девушка» (1940). Скриншот.
Кадр из фильма «Любимая девушка» (1940). Скриншот.

Причём, Вася и не думает бегать от отцовства и бойко настаивает на том, чтобы запись всё-таки состоялась. Молодая женщина колеблется. Она так самостоятельна, ретива и вольна, что смотрит на Васины устремления, как на …пережитки феодализма.

Интересный момент – внешние формы «пережитков», типа маскарадов а-ля Галантный век или дворцов с колоннами уже вернули, а до сущностных «возвратов» ещё не дошло. В рассказе и вовсе идёт спокойное обсуждение aбopтов, да и подобных произведений в 1920-1930-е было довольно много.

Кадр из фильма «Любимая девушка» (1940). Скриншот.
Кадр из фильма «Любимая девушка» (1940). Скриншот.

В последующие десятилетия обо всём этом писалось завуалированно, а кино не показывалось вовсе. Да, сама Варя – правофланговая комсомолка, умница, во всём первейшая. Не какая-то там, а героиня-пример. При том – хочет во всём быть лучше парней. Это – манифест чистейшего феминизма.

Начало рассказа, повествующее о детстве Вари в 1920-х – впечатляющее: «В барабанщики обычно выбирают мальчиков. Но Варя Лугина запротестовала. Она кричала, что это зажим. И добилась своего – её избрали в барабанщики». Она и потом оставалась такой же – барабанщицей и девкой-огонь.

Кадр из фильма «Любимая девушка» (1940). Скриншот. К слову, актёры Иван Лобызовский и Леонид Кмит имели рабочие специальности. Лобызовский был в юности токарем, а Кмит - слесарем.
Кадр из фильма «Любимая девушка» (1940). Скриншот. К слову, актёры Иван Лобызовский и Леонид Кмит имели рабочие специальности. Лобызовский был в юности токарем, а Кмит - слесарем.

Понравился красивый токарь Вася – стала с ним встречаться. Эти отношения - её активность. Зaберeменела. Прекрасно. И всё это для неё не означает, что будущий отец имеет право ей что-то указывать. Да, она соглашается пожить у Добрякова, но и там устраивает ему выволочку. Почему?

Ему не нравится, что она, будучи его женщиной, продолжает общаться с другими парнями, типа Симакова (Леонид Кмит). Да, Симаков просто дружит, как и все остальные мальчики-токари. Однако у Васи мораль бывшего деревенского парня - мужняя, беременная жена не ходит по вечеринкам и мероприятиям.

Кадр из фильма «Любимая девушка» (1940). Скриншот. Тётя Маня на страже!
Кадр из фильма «Любимая девушка» (1940). Скриншот. Тётя Маня на страже!

Получив кличку Отелло (тема венецианского мавра будет тянуться через весь рассказ и весь фильм), Вася остаётся один в ночи. Кстати, в киноленте имеется дивное украшение – тёть-Маня в исполнении Фаины Раневской. В рассказе она лишь упомянута, а здесь Раневская отлично дополняет всю эту драму.

Жаль, что в кадре не звучит фамилия тёть-Мани – Кудеярова. Я представляю, как круто это звучало бы в устах Фаины Георгиевны. Тётя Маня работает, как раз, в родильном отделении. Но вернёмся к Варе - она не только сбегает от Васи и рожает, не назвав имени отца, она произносит совсем уж изумительное.

Кадр из фильма «Любимая девушка» (1940). Скриншот.
Кадр из фильма «Любимая девушка» (1940). Скриншот.

Когда «муж», который не муж, спросил, как же будет отчество ребёнка, девушка-не девушка отвечает: «Если мальчик, то Варварович, а если девочка, то Варваровна», то есть по маме. Вася возмущён и говорит, что никто не позволит такое записать.

Но в те эпохи детям раздавали диковинные имена, типа Вилен (В.И. Ленин), Октябрина, Рэм (Революция-Энгельс-Маркс), а имя Марлен считалось мужским – от Маркс-Ленин. Так что могли записать и Варваровича. По рассказу там девочка, в киноверсии – мальчик.

-8

Потом Варя заявляет, точнее даже кричит, что отец …тоже она. И вообще: «Это мой ребёнок. Можешь родить себе другого!» То есть всё, что ныне считается карикатурным феминизмом, уже бытовало в СССР, но потом от этого, по счастью, отказались.

И рассказ, и фильм были приняты цензурой и ничего того, что оплёвывало бы советский образ жизни, у Нилина и Пырьева не было и быть не могло! Правда, в ленте Варя и Вася мирятся, а вот по рассказу она категорически против Добрякова. Да и против мужчин в своём поле, как выяснилось.

Кадр из фильма «Любимая девушка» (1940). Скриншот. Образец тогдашнего почерка.
Кадр из фильма «Любимая девушка» (1940). Скриншот. Образец тогдашнего почерка.

Родила, но потом не вышла замуж более никогда, хотя, имела успех, будучи заводной красавицей. А Вася …женился на другой девушке-работнице. То есть между 1936 и 1940 годом произошли изменения – родителей ребёнка пришлось помирить, чтобы у зрителей сформировался новый паттерн поведения.

Конечно, рожать «для себя» всё ещё было нормой, как и проповедовать радикальный феминизм, но никак нельзя оставлять чадо без отца, если он (отец) страстно желает расписаться и жить единой фамилией. Эту вещь потом очень редко демонстрировали – я её посмотрела её только в интернетные времена. И неудивительно.

Zina KorZina (c)