Найти тему
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«Закон жизни» - фильм, запрещённый в СССР

Драма «Закон жизни» (1940) была в прокате всего несколько дней, имея зрительский успех и тут – анонимная рецензия в «Правде»… Сейчас ругательная пресса и шквал ненависти – дополнительный пиар, а в СССР, особенно в 1930-1950-х годах это означало …в лучшем случае запрет и безвестность, в худшем – репрессии по отношению к создателям киноленты. В данном случае ограничились лёгкой опалой и запретом.

Сергей и Наташа. Кадры из фильма «Закон жизни» (1940). Скриншоты.
Сергей и Наташа. Кадры из фильма «Закон жизни» (1940). Скриншоты.

Режиссёр Александр Столпер потом ещё снимет «Повесть о настоящем человеке» (1948), а его соавтор Борис Иванов создаст шедевры «Парень из нашего города» (1942) и «Жди меня» (1943). Сценариста – Александра Авдеенко, правда, исключили из партии и Союза Писателей, а потом - выкинули из ведомственной «писательской» квартиры. Но не посадили.

Есть две версии относительно авторства рецензии. По одной её написал специалист в области русской общественной мысли, философ Владимир Кружков, а отредактировал партийный босс Андрей Жданов, а по другой – к ней приложил руку сам Иосиф Сталин. При любом из раскладов судьба фильма была решена. Почему же он вызвал столь негативную реакцию?

Огнерубов толкает речь. Кадр из фильма «Закон жизни» (1940). Скриншот.
Огнерубов толкает речь. Кадр из фильма «Закон жизни» (1940). Скриншот.

Рассмотрим сюжет. В одном из медицинских вузов устраивается вечеринка, на которую приходит местный комсомольский начальник Огнерубов (тут какая-то жёсткая насмешка над псевдонимами парт-деятелей – тогда многие становились Огневыми и Комиссаровыми заместо Хрюкиных да Тяпкиных). А тут – «огонь» и «рубить» в одном флаконе, что называется.

Этот самый Огнерубов начинает проповедовать … чистейший гедонизм и развратное поведение, как норму бытия при социализме. Мы – хозяева жизни, победители, так чего изображать аскезу? Вечеринка будущих медиков превращается в оргию (нет, без особых пикантных подробностей, но пьяных было много). Огнерубову противостоит Серёжа Паромов – честный комсомолец, которому всё это противно.

Сестра Наташи и приятель Огнерубова. Кадры из фильма «Закон жизни» (1940). Скриншоты.
Сестра Наташи и приятель Огнерубова. Кадры из фильма «Закон жизни» (1940). Скриншоты.

Плюс ко всему, Серёжа и Огнерубов влюблены в одну и ту же девушку – Наташу, которая сначала искренне любит Сергея, но затем увлекается Огнерубовым. Ибо тот – яркая личность, задорный, обеспеченный, перспективный. Всё заканчивается полным развенчанием пошляка Огнерубова и торжеством его соперника – честный Паромов занимает его кресло. Да, старшая сестра Наташи, как выясняется, когда-то была любовницей Огнерубова и воспитывает ребёнка от него…

Это – вкратце. Фабула – насыщенная, динамичная и отлично смотрится даже теперь (в отличие от большинства кинокартин 1930-1940-х годов – как наших, так и голливудских). Так вот! Рецензентов буквально взбесило то, что гад и похититель девичьих сердец Огнерубов оказался действительно ярок и привлекателен, в отличие от «хороших» персонажей.

  • Речь Огнерубова. Отрывок взят из видеоблога автора текста.

Этакий живчик. Симпатичный, невысокий, но отлично сложенный, с шиком одетый в очень дорогой – даже с виду – костюм, на автомобиле, со свитой прихлебателей. Умеет по-барски ухаживать. Присылает букеты. Говорит красиво. Этакий Паратов на новый манер. А Серёжа тут выглядит, как… Карандышев – ревнует, кидает обвинения в разгульном поведении, читает мораль Наташе и всем окружающим.

Это заметили и в руководстве Партии. Плюс ко всему обескуражила сцена пьянки – тогда к врачам относились, как к небожителям, а тут они …орущие, падающие, помятые. Фу! Потому и решили, что сценарист Авдеенко не любит советскую власть. Фильм сняли с «полки» через 60 лет, мелькнул по ТВ на канале «Культура», но стал известен только в эру ЮТуба, когда возник интерес к забытому советскому кино. В общем, он стоит того, чтобы его посмотреть.

  • Zina Korzina (c)

1. Вот тут - отрывок с вечеринкой.

2. А вот тут - отрывок с собранием, где сестра Наташи говорит, кто отец её мальчика.