Найти тему
Вячеслав Малежик

ЮРИЙ ВАЛОВ: История электрификации гитары. Ч.2

Оглавление

А может, воткнуть в розетку?

Еще в 1925 году, когда компания АрСиЭй (RCA) выпустила один из первых электрограммофонов, Джордж Бичэм, буквально одержимый идеей заставить гитару звучать громче, экспериментировал, подсовывая под иголку проигрывателя вместо пластинки гитару, и усиленный звук гитары шел через динамик проигрывателя, но довести до ума эту идею ему не удавалось.

Джордж Бичэм был человеком разносторонним, он играл на гавайской гитаре, продюсировал мыльные оперы и даже закончил курсы по электронике.

Разошедшись с Доперо, он в начале 30-х решил пойти на следующий рекорд в деле усиления звука гавайской гитары и стал на своем кухонном столе изобретать и мастерить электромагнитный звукосниматель (подал на патент в 1931-м и только в 1936-м получил его). Принято считать, что это был праотец звукоснимателей для гитары.

"Сковорода"(первая цельно-корпусная гавайская ЭГ)
"Сковорода"(первая цельно-корпусная гавайская ЭГ)

Когда «праотец» был готов, на кухне у Бичэма соорудили первую в мире гавайскую электрогитару, и он в шутку прозвал ее «сковорода».

Это была цельно-корпусная конструкция. Изобретение действительно смахивало на сковородку, однако через усилитель гитара звучала громко и приятно, и музыканты просто балдели от нового звука. Бичэм понял, что тут можно круто заработать, а денег на открытие собственной компании у него не хватало.

Тогда он решает предложить партнерство своему приятелю Адольфу Рикенбэкеру (Adolph Rickenbacker), который владел небольшой фабрикой по производству слесарных инструментов и всякого ширпотреба, а также приходился родственником всем известному в то время Эдди Рикенбэкеру - летчику, герою Первой мировой, который и помог деньгами и связями.

Так появилась первая компания по производству электрогитар «Рикенбэкер».

Rickenbacker "ELECTRO"
Rickenbacker "ELECTRO"

В начале 30-х лед тронулся...

Rickenbacker

Нужно отметить, что 1931 год был временем, весьма неподходящим для производства и продажи музыкальных инструментов, - экономическая депрессия, безработица, как говорится, «не до жиру, быть бы живу», но несмотря на все это компания стартовала и стала успешной.

В начале 30-х «Сковорода» (цельно-корпусная гавайская гитара) была хитом продаж, она шла в комплекте с усилителем и проводом. Стоила она по тем временам немалые деньги, а именно $140 (новая машина в Штатах в среднем тогда стоила $640, средний месячный доход равнялся $160, а батон хлеба стоил 8 центов).

Реклама "Сковороды"(первой цельно-корпусной гавайской ЭГ)
Реклама "Сковороды"(первой цельно-корпусной гавайской ЭГ)

Параллельно с гавайской «Сковородой» примерно в то же время Рикенбэкер стал выпускать обычную акустическую гитару с присобаченным к ней звукоснимателем, и стоила она с футляром и усилителем те же самые $140. Весьма вероятно, это был первый мутант-гибрид, но мы-то ищем первую цельно-корпусную электрогитару…

Чуть позже Рикенбэкер выпустил еще две модели - Elctra Vibrola (1935) и Electro Spanish Guitar (1936), корпусы этих гитар были сделаны из пластика бакелита и назвать их цельно-корпусными можно только с большой натяжкой, так как в пластике, из которого был вылит корпус, существовали полости. Elctra Vibrola (1935) - в этой гитаре стояло устройство, которое чуть-чуть меняло натяжение струн туда-сюда, что создавало эффект постоянного вибрато при игре.

Elctra Vibrola (1935) и Перри Боткин
Elctra Vibrola (1935) и Перри Боткин

Гитара получилась настолько тяжелой, что ее приходилось крепить на массивную стойку, выдвигавшуюся из усилителя (Elctra Vibrola стоила $198.50 вместе с усилителем). Рекламировал эту гитару Перри Боткин - супер-музыкант, композитор и радио-звезда того времени (кстати, он написал музыку к кинофильму «Тарзан» и на протяжении 17 лет был музруком у другой суперзвезды - певца и актера Бина Кросби). И еще, на самых известных фотографиях Битлов Джон Леннон обычно снят со своей любимой гитарой Rickenbacker.

Джон с любимым Рикенбэкером
Джон с любимым Рикенбэкером

Pedal Steel

С появлением звукоснимателей и усилителей гавайская гитара стала петь громче и еще задушевнее, и многочисленные любители стиля «кантри» приняли ее с распростертыми объятиями. В тридцатые годы с наколенной гавайской гитарой произошло следующее: ее избавили от акустического тела, заменив его деревянным бруском и полностью положившись на усилитель (собственно говоря, примерно в те же годы то же самое происходило и с электрогитарой), потом гавайская гитара приподнялась с колен музыканта, отрастив свои собственные ноги, и превратилась в столик, за которым музыкант сидел, и произошло это потому, что музыканту ну просто необходимо было плавно менять ноты на соседних струнах прямо во время игры, а так как руки были уже заняты, то сделать это можно было только ногами, и вот у этого столика-гитары появились педали, механически связанные со струнами и меняющие ноты за счет изменения натяжения струн.

Так ЭГ, еще сама не успев появиться на свет, дала серьезное генеалогическое ответвление - гитару-столик, которую стали называть «Pedal Steel» (педал стил), и к концу 30-х возник абсолютно новый инструмент с плавно поющим, широким звуком, эволюционно произошедший от гитары.

"Pedal Steel" (педал стил)
"Pedal Steel" (педал стил)

Эта новая разновидность гавайской гитары прочно обосновалась и в звукозаписывающих студиях, и на сцене, а также в сердцах как музыкантов, так и слушателей. Как ни странно, но этот очень мелодичный и певучий инструмент, не приобрел популярности в России, а может еще время не пришло?

Нужно отметить, что все это время, с 1930 и последующие лет пятнадцать, с точки зрения фактов период довольно мутный, и есть ощущение, что каждый, кто стоял у истоков, чуть-чуть стягивает одело на себя. В гитарном мире все происходит: как у людей... Вот крупнейшая компания Гибсон (одна из претендентов на первенство) в 70-е купила компанию Слингерланд, и почему-то вся документация по поводу производства Слингерландом электрогитар в 30-е пропала… Наверное, это дело случая...

Однако цельнокорпусная гитара в свои первые времена особой популярностью не пользовалась. Либо она «бежала несколько впереди паровоза», либо все произведенные модели были маленькими, непривычными и неудобными для гитариста, так, как и Рикенбэкер и Слингерлэнд брали за основу свои успешные модели гавайской гитары, прилаживали обычный гриф и не заморачиваясь, продавали их как ЭГ.

Начиная с 1936 года пошло-поехало...

Gibson

Всемирно известная компания по производству музыкальных инструментов Гибсон долго сопротивлялась электрификации ЭГ, однако в 1935 г. ее руководителям стало очевидно, что надо участвовать в нарождающемся электрорынке, и они выпустили свою первую электрогитару ES-150, которая в 1936-м сразу же стала хитом продаж. Но это была привычная гитаристам джазовая акустика со встроенным звукоснимателем - гибрид. После рикенбекеровской «Сковороды» «Gibson ES-150» - следующее крупное событие в развитии ЭГ.

-7

Для многих серьезных гитаристов ES-150 стала основным инструментом. С ней подружились знаковый гитарист Чарли Крисчэн (играл у Бенни Гудмана) и еще несколько великих гитаристов того времени, таких как джазист Eddie Durham, Oscar Moore (Нат Кинг Кол трио), Noel Boggs, ну и Мерл Трэвис - гениальный гитарист, автор песни «16 Тонн». В Европе эту гитару использовал Джанго Рейнхард, основатель стиля «мануш», или цыганского джаза.

Справка для супер-въедливого дилетанта…
Кроме вышеперечисленных были еще компании и энтузиасты, круг их был узок, но постепенно расширялся. Знаковых личностей и компаний в истории развития ЭГ набиралось немного, и некоторые, на мой взгляд, несправедливо остались в тени.

Slingerland

Была еще одна компания в Чикаго, серьезный претендент на первенство, которая производила ударные инструменты и банджо, и называлась она «Слингерлэнд».

Slingerland. Начало 30-х
Slingerland. Начало 30-х

В начале 30-х, вслед за Рикенбэкером учуяв, откуда деньгами пахнет, она разработала и стала выпускать модель гавайской электрогитары и такой же по форме вариант цельно-корпусной электрогитары. И эта модель Slingerland Songster 401 Spanish style, как считают многие, была первой промышленно выпускаемой цельно-корпусной электрогитарой, она продавалась с футляром и усилителем и стоила $135.

Vivi-Tone

Компания Гибсон (Gibson) появилась на свет в 1902 году и с тех пор успешно производила акустические щипковые инструменты (мандолины, гитары и т.д.) В компании работал старшим инженером специалист по акустике, и звали его Ллойд Лоар (Lloyd Loar). Еще в начале 20-х он стал разрабатывать электроинструменты и приставать к руководству со своими концепциями по поводу усиления звука гитары электрическими методами, на что всегда получал сухое «нет». Консерватизм руководства его так достал, что в 1924 году он уволился и продолжил свои эксперименты у себя в гараже, а в 1933-м открыл собственную компанию «Виви-Тон» (Vivi-Tone).

Vivi-Tone
Vivi-Tone

Компания выпускала только электромузыкальные инструменты, среди которых была и странная ЭГ.

The APP guitar

В штате Айова есть небольшой городок Берлингтон. Там-то и родился, рос и изобретал мало кому известный музыкант по фамилии Аплтон (O.W. Appletone).

O.W. Appletone. The APP guitar (1941)
O.W. Appletone. The APP guitar (1941)

Он изобрел и в 1941 году сделал цельнокорпусную ЭГ из куска дерева и несколько раз демонстрировал ее, пытаясь привлечь внимание компании Гибсон, но те каждый раз отвергали его предложение, объясняя отказ тем, что они не могут себе представить человека, который «это купит или вообще возьмет в руки». А его гитарка-то 1941 года выглядела и звучала даже по теперешним понятиям «вполне ничего». Бытует мнение, что-это-то была первая цельно-корпусная ЭГ, однако общепринятым это мнение не является.

Продолжение: